"Здоровьесберегающие и инновационные технологии в работе по коррекции речи детей, используемые на занятиях".

Автор: Федорова Светлана Хабибовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3"Эрудит"
Населённый пункт: Город Сургут, ХМАО ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие и инновационные технологии в работе по коррекции речи детей, используемые на занятиях".
Дата публикации: 14.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Здоровьесберегающие и инновационные технологии в работе по

коррекции речи детей, используемые на занятиях.
Логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при коррекции речи. При систематических занятиях логопеда и родителей с детьми, здоровьесберегающие и инновационные технологии дают отличный результат в оптимально короткие сроки. На логопедических занятиях целесообразно применять методику пальцевого массажа и самомассажа. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
Интеллектуальный массаж
(Фриц Ауглин, швейцарский психолог, профессор) 1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми. 2. Массаж щек круговыми движениями пальцев. 3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги. 4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем от переносицы до краев носа. 5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до краев носа. 6. Движения челюстью слева на право и наоборот.
Массаж
1. Массаж пальцев рук: a) нажимаем на фаланги пальцев, сверху – вниз; б) массируйте каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз. 2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки». 4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею. 5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз. 6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх. 7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх. 8. Массаж головы. 9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз. 10.Массаж ушных раковин, наушник
Гигиенический массаж
(поглаживающий) Упражнение 1. Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз. Упражнение 2. Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз. Упражнение 3. Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам. Повторить 4-6 раз. Упражнение 4. Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам. Повторить 4-6 раз. Упражнение 5. Самомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно – к середине подбородка. Повторить 4-6 раз.
Самомассаж шеи.

1. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородка. Повторить 4-6 раз. 2. Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до лопаток. Повторить 4-6 раз. 3. Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то вправо, то влево. Повторить 4-6 раз. В дальнейшем поглаживающий массаж дается со звуком ([м], [н], [ж], [з], [в]).
Вибрационный массаж
(постукивающий массаж со звуком) Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно произносить вслух на выдохе сонорный согласный [м]. Повторить 4-6 раз. Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно вслух произносить на выдохе поочередно «му», «ну», не раскладывая губ. Повторить 4-6 раз. Упражнение 3. постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно произносить вслух на выдохе щелевой согласный [в]. Повторить 4-6 раз. Упражнение 4. постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно произносить вслух на выдохе согласный [з]. Повторить 4-6 раз. Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа: 1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно: вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания 3. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук. 4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке. 5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным. Точечный массаж
Точечный массаж.
Эту методику можно использовать в заключительной части любого занятия. Она заключается в массаже отдельных точек, что, как утверждают китайцы, приносит счастье, долголетие и радость. Одна точка – хэ-гу – находится на руке между большим и указательным пальцами, в большой впадине . Ее можно массировать на обеих руках при любом недомогании. Точка хэ-гу Другую точку разыскать тоже совсем не трудно. Надо положить ладонь на колено, чуть растопырив пальцы, тогда под четвертым из них и окажется самая удивительная точка – цзу-сань-ли . Массаж производится круговыми движениями пальцев в ямочке по часовой стрелке. Точки ду-би (вверху) и цзу-сань-ли (внизу)
Под самыми коленями находятся еще две точки. Они называются ду-би , что в переводе означает «нос теленка». Их нужно потереть. Заканчивать массаж этих точек необходимо легким поглаживанием. Обязательно на занятии должна присутствовать
физминутка
, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки – это:  снятие усталости и напряжения;  внесение эмоционального заряда;  совершенствование общей моторики. Одним из видов коррекционно-логопедических занятий является логопедическая ритмика, она направлена на:  коррекцию речевых нарушений;  обучение правильному дыханию;  оптимизацию мышечного тонуса и обучению релаксации;  развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;  развитию чувства ритма;  формированию пространственных представлений;  динамической организации двигательного акта;  формирование межполушарного взаимодействия;  развитию психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения)
Физкультурные минутки.

Вышли цапли на охоту, Бродят важно по болоту (шагают медленно, высоко поднимая колени). Ищут лягушек по сторонам, Смотрят здесь и смотрят там (повороты в стороны). Направо лягушки, налево лягушки (наклоны). У цапель глаза разбежались, Они без лягушек остались (разводят руки в стороны, ходьба на месте). Влево ножку, вправо ножку Незнайка пляшет под гармошку. То присядет, то привстанет И нисколько не устанет (движения по тексту). Красная Шапочка по лесу идет. Корзинку с пирожками девочка несет (ходьба на месте. Говорят ласково). А за ней на цыпочках – Серый волк, Серый да голодный, все зубами - щелк да щелк (Ходьба на носках. Говорят грубым голосом.) Мы возьмем лопатки И вскопаем грядки (наклонившись, «копают»). Посеем редиску - Угостим Дениску. Посеем морковочку - Угостим Вовочку. Посеем свеклу - Угостим бабушку Феклу.
Посадим картошку - Угостим Алешку (наклоняются, пальчиками «сеют», выпрямляются, руки на поясе и т.д.). Медведь весной проснулся (далее движения по тексту), Потянулся, улыбнулся, Повертелся, огляделся, Почесался, причесался. Наклонился, Водой из ручья умылся (тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту). Нарядился И пошел по лесу Куролесить. Берегись, лесной народ, Зверь голодный идет! (Ходьба по-медвежьи.) Пилим, пилим, пилим, пилим, Вместе мы бревно осилим. Рубим, рубим мы дрова, Закатали рукава (имитируют движения: «пилят бревно», затем «рубят дрова»). Хорошо мы потрудились, На лошадке прокатились (скачут, как лошадки). Привезли дрова домой, Будет нам тепло зимой. МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении) Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем , Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки) Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья) Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту) Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени Качаем головой головой вперед назад подвигать Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок Руки вверх и в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся Ноги вместе. ноги врозь Раз, два - выше голова Три, четыре - руки, ноги шире Пять, шесть - тихо сесть. Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули Два - три нагнулись. пол достали А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики На горе стоит лесок круговые движения руками Он не низок не высок сесть, встать, руки вверх Удивительная птица подает нам голосок глаза и руки вверх, потянуться По тропинке два туриста Шли домой из далека ходьба на месте Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" плечи поднять Открывай скорее книжку! В книжке мошка, мышка, мишка, В книжке мячик круглый бок: вверх-вниз, прыг-скок. В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой! Киска в книжке близко-близко. На цветной картинке киску Долго глажу я рукой- Ведь у киски мех такой! Руки вверх поднимем - раз Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать Не качаться. не дрожать. Три - опустили руки вниз, Стой на месте не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись! Будем делать повороты Выполняйте все с охотой. Раз - налево поворот, Два - теперь наоборот. Так, ничуть, не торопясь, Повторяем 8 раз. Руки на поясе, ноги шире! Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть.
Пять веселых домовых Праздничною ночью Разгулялись чересчур. Встать на цыпочки Один закружился в вальсе А второй споткнулся и нос расквасил. Третий прыгал до небес С неба звезды цапал. А четвертый топал как Мишка косолапый Пятый пел до хрипоты Песенку за песенкой. Этой ночью домовым очень было весело. Вечер зимний в небе синем встать из-за стола Звезды синие зажег встать на носки, потянуться Ветви сыплют синий иней потряхивая руками, потихоньку сесть На приснеженный снежок От зеленого причала оттолкнулся пароход встать Он шагнул назад вперед шаг назад А потом шагнул вперед шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке движения руками Набирая полный ход ходьба на месте и т. д.
Игры с мячом.
Мячик катится вокруг, Мой весёлый, круглый друг.
Логоритмические занятия
с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление), растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи. Следующим видом здоровьесберегающих и инновационных технологий является
кинезеология
. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка
память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
Кинезиологические упражнения.
1. Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения помере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные. Вот ладошка, вот кулак. Всё быстрей делай так. 2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять. Мы играли в ладушки— Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. 3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1 —2. Затем смена рук. Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве, Смена рук. И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков! 4. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз: Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь). 5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук. Вертишейки, вертихвостки Не хотят носить обноски — Им бы праздничные блестки Да высокие прически
Сценарий занятия первого кинезиологического цикла.

Цель:
 Развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, повышение устойчивости внимания.  Развитие артикуляционной и мелкой моторики: учить выполнять артикуляционные упражнения, выполнять движения в речевом сопровождении.  Воспитывать умение слушать команды взрослого и адекватно реагировать на них.

Оборудование:
Массажный коврик (комочки и поролон). Плакат – бабочка.
Ход занятия.
Логопед собирает детей: Эй, ребята, поспешите, Раз, два, три, четыре, пять Дружно в поезд вы садитесь В путь отправимся опять. Дети проходят по массажному коврику и становятся друг за другом. Упражнение «Паровозик» сначала в медленном темпе, затем всё быстрее. Поезд – раз! Поезд – два! Поезд медленно сперва: Чу – чу – чу – чу Чу – чу – чу – чу Быстро едет паровоз – Он вагончики повёз: Чу – чу – чу – чу – чу – чу – чу Чу – чу – чу – чу – чу – чу Логопед: Наш весёлый паровоз В цирк ребяток всех привёз! Дети садятся полукругом на стулья. Упражнение «Поза скручивания» В цирке очень много места В цирке очень интересно Повернись и посмотри, Что там сзади?
Раз – два – три! Сели ровно все ребятки И опять играют в прятки. Повернись и посмотри, Что там сзади? Раз – два – три! (Дети считают медленно). Упражнения для языка. Воспитатель сопровождает упражнения словами: Вот открылась тихо дверка В щелку вылез язычок Ну-ка, спрячься, шалунишка, Закрывайся на крючок! Мы накажем шалунишку Шлёпнем: пя-пя-пя-пя-пя А теперь его зубами Покусали: та-та-та. И ещё его губами: Пя-пя-пя-пя-пя-пя-пя А потом ещё зубами: Та-та-та-та-та-та-та Дети выполняют упражнение «Лезгинка» Мы – жонглёры! Вот так смех! Получается у всех! Упражнение «Ухо – нос». Клоун, клоун – озорник! Озорник и весельчак. А теперь тебя ребята
Посмешат вот так! Упражнения для глаз. Бабочка порхает, ребяток приглашает: «Посмотрите на меня – до чего красива я!». Глазки вверх, затем налево, вверх и вправо. Молодцы! Упражнение для развития дыхания. Ветер дует, дует, дует. Скоро все листочки сдует. Ветер будет задувать К нам снежинки пригонять. Дети делают массаж ушных раковин, воспитатель сопровождает его указаниями. Разомнём свои мы ушки – Наши ушки нам подружки. Мы потянем их вперёд, Тянем, тянем, тянем, тянем. А теперь назад потянем, Тянем, тянем их назад Раз, два, три, четыре, пять
Сценарий второго кинезиологического цикла.

Цель.
 Активизация творческих способностей, развитие интуиции.  Развитие дыхания, мелкой моторики и координации движений.  Стабилизация психики, развитие внимания, памяти.
 Развитие артикуляционной моторики.
Оборудование.
Коврик мягкий и колючий, яркая картинка «Солнышко», верёвка (3-4 м), грецкие орехи по количеству детей.
Ход занятия.
Логопед приглашает детей пройти по дорожке (колючая чередуется с мягкой (ноги босые)). Вот по мягкой по дорожке Зашагали наши ножки. Топ – топ – топ – топ Ой! Колючки колют ножки Мы пойдём быстрей немножко Топ – топ – топ, топ – топ – топ Выполняют упражнение № 1 Губы сильно растирайте, А потом руки меняйте. Упражнение № 2 «Солнышко» Солнце мы возьмём в ладошки Поиграем с ним немножко Солнце ручки нам согрей – Будет деткам веселей! Дети выполняют упражнения для развития внимания и памяти, логопед сопровождает его указаниями. Выполняется медленно, не торопясь. После упражнения предлагаются короткие стихи для заучивания с имитацией движений. Я бегу, бегу, бегу, я на месте не стою,
Мы бежим, бежим, бежим, мы на месте не стоим. Би-би-би – гудит машина – не поеду без бензина. Котик по двору идёт, ищет маму Васька – кот, Котик по двору прошёл, маму Васька – кот нашёл. На улице курица с петухом дерётся, А маленькая девочка смотрит и смеётся. Укусила кису муха и болит у кисы ухо. Мяу – мяу – кот пищит – у меня живот болит. Захотела кошка спать, вот и лезет на кровать. Вова удочку закинул, из водички рыбку вынул. Дети идут по верёвке замкнутой в круг, ставя стопы друг за другом. Вдоль зелёного пруда Я гуляю иногда. Но подальше от воды, Чтобы не было беды.
Упражнения для рук.
Массаж ладоней грецкими орехами. (Повторят 2-3 раза) Положи орех в ладошку, Покатай его немножко.
Сильно – сильно надави, Посмотри, что там внутри. Упражнение для языка «Качели». Сели дети на качели, И сначала еле-еле, А затем быстрей – быстрей Язычок, пляши скорей. Упражнение для языка «Часики». За минуткою минутка, Время движется тик-так. Вы, ребятки, помогайте – Язычками поиграйте: Тик – так, тик – так. В конце занятия ходьба по коврикам. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциямиа. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал,
что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! На занятиях уместно использовать следующие виды здоровьесберегающих технологий.
Растяжки
нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения
улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. . Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз , обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Глазодвигательные упражнения
позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма
Упражнение «Филин».
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.
Упражнение «Метелки».

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста: Вы, метелки, усталость сметите, Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
Комплекс упражнений для улучшения зрения
Горизонтальные движения глаз: направо-налево. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". Частое моргание глазами.
Упражнения для релаксации
способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Музыкальная ритмика
используется при лечении: тиков, заикания, расторможенности, моторных стереотипов, дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха), брадилалии и тахилалии.
Имаготерапия
- основана на театрализации психотерапевтического процесса.
Использует пересказ драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия
- один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется при нарушении коммуникативной сферы, страхах и нарушении поведения.
Сказкотерапия
– основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь. Три вышеперечисленных вида деятельности дают лучший эффект при совместной работе психолога и логопеда.
Либропсихотерапия
– лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения).
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
- это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Музыка
как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.