Проект "Развиваемся, играя"

Автор: Гимазитдинова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Развиваемся, играя"
Дата публикации: 14.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проект «Развиваемся, играя»

Подготовлено воспитателем:

Гимазитдиновой Юлией Викторовной


Паспорт проекта
1. Тема проекта «Развиваемся, играя» (Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией на создание предпосылок формирования у детей 3-7 лет системного видения мира) 2. Авторы: Гимазитдинова Юлия Викторовна 3. Тип проекта: Практико-ориентированный 4. Участники проекта: Воспитанники дошкольного возраста, педагоги, родители 5. Сроки реализации: Долгосрочный, реализуется в течение учебного года, в полном цикле рассчитан на 4 учебных года. 6. Характер участия: Активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями и родителями 7. Проблема: Противоречие между методами и подходами к формированию элементарных математических представлений в ДОУ и начальной школе и отсутствие четкого разграничения целей дошкольной математической подготовки с целями школьными, Методическая неподготовленность к развивающему обучению математике, которая приводит процесс математического образования ребенка к неосознанному заучиванию и низким показателям успеваемости, необходимость реализации программ на уровне образовательных инновационных технологий. 8 Актуальность Необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса. Современные требования подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, формированию у дошкольников элементарных математических представлений, основ системного видения мира. 9 Цель: Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игрового пространства 9 Задачи: 1.Организация работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей, оказание своевременной квалифицированной помощи педагогам. изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей. 2. Обновление содержания раздела «Первые шаги в математику» игровой технологией В. Высоковича «Сказочные лабиринты игры», «Кубы» Никитина. 3. Разработка системы планирования работы по познавательной деятельности и формированию логико – математических представлений детей 3-7 лет. 4. Организация образовательного игрового пространства, через обновление предметно- развивающей среды игровыми комплексами В. Высоковича, Никитина. 5. Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта. 5. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг.
10
Гипотеза: Интеллектуальное развитие будет осуществляться эффективнее, если в практике ДОУ будет реализована игровая технология В. Высоковича «Сказочные лабиринты игры», «Кубы»Никитина,направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления. 1

Введение
Необходимыми условиями качественного обновления общества является умножение и интенсивное развитие интеллектуального потенциала молодого поколения, выявление, поддержание и развитие одаренных детей. Развитие активных форм мышления детей дошкольного возраста в единстве с креативностью, может дать импульс на создание мощного ресурса, своего рода «интеллектуальной бомбы» будущих поколений. Поскольку мы- дошкольники, являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят. Сегодня каждый педагог и руководитель осознают, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса и применяемых развивающих технологиях в ДОУ. «Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением
научно – выверенных игровых

методик
, дети уже в дошкольном возрасте могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу- имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода- школьного детства. 2

Актуальность.
Демократические преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования. В частности, был разработан проект Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное звено) , в основе которой лежат: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей. Гуманизация образования предполагает его ориентацию на развитие личности ребенка, направленность на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. Таким образом, гуманизация образования, с одной стороны, предполагает максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, а с другой – требует внедрения образовательных технологий, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном звене на содержательном материале. Необходимость применения таких технологий, которые бы
обеспечивали преемственность,
является чрезвычайно
актуальной для практики
обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема
непрерывного преемственного математического

образования дошкольников и младших школьников,
определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ. Главной проблемой педагогов – воспитателей дошкольных образовательных учреждений является на сегодня необходимость
реализации этих программ на уровне образовательных

технологий.
Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей дошкольного и младшего школьного возраста. 3
Но, всем известно, что чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка- дошкольника виды деятельности — игра. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. И вот сравнительно недавно, среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Воскобовича, Развивающие кубы Никитина. Все игры объединены по принципу постепенного и постоянного усложнения. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Дидактические игры В. Воскобовича неразрывны с развитием у детей логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает развивающую игру В. Воскобовича и Никитина важным средством развития мышления дошкольников. Использование развивающих игр
Воскобовича
и
Никитина
в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его 4
игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление... Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Сегодня, можно твердо сказать, что

технологии Воскобовича и

Никитина соответствует принципу «развивающего обучения», а её

внедрение

позволит выстроить процесс обучения математике на

адекватных возрасту дошкольников видах деятельности - игровой,

познавательно – исследовательской, и позволит обеспечить

преемственность со школой в части содержания, форм и методов

реализации.
Привнедрение игровой технологии В. Воскобовича в ДОУ, как инновации, возник ряд проблем: 1. Противоречие между методами и подходами к формированию элементарных математических представлений в ДОУ и начальной школе и отсутствие четкого разграничения целей дошкольной математической подготовки с целями школьными; 2.Методическая неподготовленность к развивающему обучению математике, которая приводит процесс математического образования ребенка к неосознанному заучиванию и низким показателям успеваемости, необходимость реализации программ на уровне образовательных инновационных технологий; 3.Отсутсвие системы планирования и механизмов мониторинга; 4.Недостаточная дидактическая обеспеченность технологии.
Проект «Развиваемся, играя»

Участниками
проекта являются – педагоги, дети, родители.
Тип проекта
– практико – ориентированный, по срокам -долгосрочный.
Цель проекта
- Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «Развивающие кубы Никитина.
Задачи проекта:
1.Организация работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей, оказание своевременной квалифицированной помощи педагогам. изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей. 2. Дополнение содержания раздела проекта игровой технологией В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «кубы» Никитина. 5
3. Разработка системы планирования работы по познавательной деятельности и формированию логико – математических представлений детей 3-7 лет. 4. Организация образовательного игрового пространства, через обновление предметно- развивающей среды игровыми комплексами В. Воскобовича, Никитина. 5.Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта. 5. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг.
Гипотеза проекта:
Интеллектуальное развитие будет осуществляться эффективнее, если в практике ДОУ будет реализована игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «кубы» Никитина, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления.
Принципы реализации проекта:
В процессе формированию у детей дошкольного возраста познавательной активности необходимо руководствоваться следующими принципами:
Принцип развития
отражает четкую ориентацию познавательно- исследовательской деятельности на развитие личности.
принцип системности,
обеспечивающий взаимосвязь изучаемых математических понятий;
Принцип дифференциации и индивидуализации,
предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип проблемно-диалогического общения,
как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности,
предусматривает осуществление поисково- познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности
Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности
заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной- исследовательской (логико - математической) деятельности.
Принцип преемственности ,
обеспечивающий целенаправленный процесс математического образования ребенка по возрастам и подготовку к изучению математики в школе. 6

Этапы реализации проекта:

I-Подготовительный «Методический» (январь 2016г)
1. Разработка методического обеспечения подготовки будущего воспитателя к реализации технологии «Сказочные лабиринты игры» 2. Разработка методического обеспечения повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по осуществлению логико-математического развития ребенка дошкольного возраста. 3. Разработка методических рекомендаций по организации предметно -развивающей среды «Игровое пространство Воскобовича», «кубы «Никитина. 4. Комплектование пакета диагностических методик и методов мониторинга эффективности проекта, критериев оценивания.
II- Подготовительный организационно – педагогический (февраль 2016 г.)
1.Консультация для воспитателей «Новая жизнь старых игр»
III практический (январь -апрель 2017 г.)
1. Введрение в практику ДОУ игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «кубы «Никитина. 2.Оснащение игровой среды групп методическими комплексами В. Воскобовича. Создание условий для коллективных и индивидуальных игр. 3. Разработка авторских игровых занятий на основе дидактического материала В. Воскобовича, Никитина. 4.Презентации для родителей.
IV- заключительный, обобщающий (май- июнь 2017, полный цикл-2019, год)
1. Проведение заключительного мониторинга, оценки эффективности проекта; 2. Обобщение педагогического опыта. Выпуск комплекта методических методического мини-пособия для педагогов «Развиваемся, играя». 3. Диссеминация передового педагогического опыта в СМИ, конкурсах и печатных изданиях. Конечные заключения(результаты) об эффективности можно будет осуществить по окончании полного цикла проекта (когда дети, на сегодняшний момент трехлетнего возраста пройдут полный цикл – 3 года)
Перечень форм и методов реализации проекта:
1.Познавательно – исследовательская игровая деятельность 2.Познавательное чтение 3.Конкурсы и викторины, математический КВН 4.Дидактические развивающие игры, игры-путешествия 5. Подвижные игры 6.Пальчиковые игры 7.Конструирование 8.Продуктивная деятельность, театрализованные игры 9.Творческая мастерская 7

Интеграция образовательных областей в рамках реализации игровой

технологии «Сказочные лабиринты игры»
Основной вид деятельности/ образовательная область Интеграция образовательных областей Познавательно – исследовательская/ познание Коммуникация, социализация - коммуникативные игры, пальчиковые игры, игры на развитие моторики, беседы, беседы по картине, театрализованные игры Художественное творчество- продуктивная деятельность, выставки, работа в творческой мастерской Чтение художественной литературы- чтение познавательной литературы, сказок Физическая культура- подвижные игры, хороводные игры, физкульминутки
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Игровые «центры», оснащенные дидактическим комплексом В. Воскобовича, Никитина. 2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр ВВоскобовича, Никитина- конспекты совместной деятельности, сценарии КВН, развлечений и т.д.). 3. Конструкторы 4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение». 5. Технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» «Кубы» Никитина +Методическое обеспечение. 6. Диагностический инструментарий оценивания эффективности проекта.
Диагностический инструментарий (результаты мониторинга) и критерии

отслеживания эффективности проекта
1. Диагностика умственных способностей детей (форсированность логического мышления по Ж. Пиаже, диагностика основных мыслительных операций по В. В. Давыдову, Л. В. Занкову) 2. Уровень овладения игровой деятельностью -дидактической игрой . (Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство - пресс», 2011- 592 с.).
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
8
Для детей: 1.Высокий уровень интеллектуального развития у детей; 2.Высокий уровень творческого воображения как основ креативности; 3.Высокий уровень овладения логико – математической, дидактической игрой; 4.Рост умственного потенциала (% прирост ежегодно); 5.Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности. Для педагогов: 1.Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ. 2.Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий. 3.Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательной деятельности дошкольников. 4.Личностный и профессиональный рост. 5.Самореализация. 6.Диссеминация педагогического опыта Для родителей: 1.Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома; 2.Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на интеллектуальное развитие дошкольника. Для ДОУ: 1.Повышения эффективности и качества образовательного процесса. 2.Обеспечение современных требований подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов. 3.Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, формированию у дошкольников элементарных математических представлений, основ системного видения мира. 4. Обеспечение преемственные связей со школой в постановке единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения. 5.Реализация инновационных технологий. Обобщение передового педагогического опыта. Создание положительного имиджа ДОУ.
Библиографический список:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования 2. Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. 3. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей, Смоленцева А. А., Пустовойт О. В 9
4. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. 5. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. -СПб.: ООО «Детство-пресс». 6. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей, М.:Линка – пресс, 2006-128с. 7. Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В. Воскобовича. 8. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.ВоскобовичаПрактическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А. 9. Развивающие технологии в дошкольном математическом образовании. Практико-ориентированная монография. М.: “Классик – Стиль”. 10.Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. Монография. Воронеж: “МОТЭК “. 11.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста- Михайлова З. А. и др.- -СПб.: ООО «Детство-пресс». 10