"Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в классе фортепиано"

Автор: Муратова Ольга Викторовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Рышково Курского района Курской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в классе фортепиано"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ ДО

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ » c.Рышково

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в классе фортепиано»
преподавателя первой

квалификационной категории

методического объединения

по специализации «фортепиано»

Муратовой Ольги Викторовны

Курский район

2016 г.


Содержание
I. Введение. Актуальность темы. II. Развитие навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения в классе фортепиано по принципам: - прочтение ритмической записи; -обучение чтению нот целостными структурами ( начиная с мелодическихоборотов и заканчивая аккордами) , а не отдельными нотными знаками; - навык «смотреть вперед», а не на нотный текст, который вданный момент исполняется; -играть, почти не глядя на руки и ориентироваться на клавиатуре почти вслепую; - навык предварительного прочтения текста (простейший анализ нотного текста глазами до его передачи на инструменте). III. Заключение. Специфика чтения нот с листа фортепианной литературы. IV. Литература. 2

I. Введение

«Лучший способ научиться читать-

это как можно больше читать».
Это мнение, высказанное в свое И. Гофманом, и поныне разделяют многие музыканты, особенно те из них, кто волею судеб преуспел в чтении нот, благодаря постоянной практике. Бесспорно, практический опыт – первостепенное условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако ставка на «саморазвитие» при помощи одной только практики приводит к тому, что большая часть музыкантов, так и не овладевает столь необходимым умением. Не секрет, что за последнее время пианисты стали хуже читать ноты. Известный упадок искусства чтения нот объясняется рядом причин: -укоренившаяся практика обязательного исполнения наизусть, -снижение интереса к музицированию, -развитие техники звукозаписи. «С одной стороны приучают и любителей, и профессионалов расширять музыкальный кругозор, довольствоваться ее пассивным восприятием» ( Л.Баренбойм. Педагогические размышления. «Советская музыка»). Где же выход из создавшейся ситуации? Только один: навык чтения должен быть заложен в структуре обучения пианиста. Кстати, в рабочих программах «Фортепиано» ДШИ учебного предмета «Специальность и чтениенот с листа» он обозначен, как основной предмет. Формируя и развивая такой сложный и «многоэлементарный» навык, как игра с листа, преподаватель не может не соприкасаться с целым рядом проблем, на первый взгляд не имеющих непосредственного отношения к занятиям по специальности и входящих в компетенцию преподавателя по сольфеджио. И как бы хорошо не было поставлено дело на уроках сольфеджио, все же именно в классе фортепиано происходит формирование теоретической базы, практических навыков. 3
Принято различать 2 вида исполнения по нотам незнакомого произведения- разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения. Под игрой с листа – исполнение незнакомого произведения в темпе, в характере, без предварительного и даже фрагментарного проигрывания на инструменте. Как же протекает процесс игры с листа, как выглядит механизм восприятия и исполнения нотного текста? Процесс игры с листа представляет сложную цепь действий, которые условно можно выделить в 3 группы: 1. включает действия, предваряющие собственно игру с листа. Это определение тональности, темпа, размера и беглый просмотр текста с целью выявления господствующего типа изложения и ведущего метроритмического рисунка (в этот момент рождается моторная установка - стратегия поведения рук); 2. непосредственно связана с работой зрения и слуха. Это зрительный охват, мысленная дешифровка ритмической и звуковой графики. Опознание в тексте знакомых элементов. Одновременно видение различных фрагментов текста и нот, которые исполняются в данный момент и тот, который еще предстоит сыграть; 3. координация рук на клавиатуре и ног на педали. Даже более простые виды деятельности, включающие значительно меньшее число операций, не могут осуществляться без того, чтобы часть из них не совершалась с известной долей автоматизма. «Стрелок не говорит себе: тебе нужно прижать приклад, теперь задержать дыхание и т.д. В его сознании есть только одна цель - поразить мишень. Это и значит, что он владеет нужными для стрельбы операциями». (А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. «Мысль»). Музыкант, играющий с листа подобен тренированному стрелку. Его цель - исполнение, а целый ряд звеньев этой сложной цепи операций, выполняется автоматически. 4
Прежде всего, такой музыкант владеет умением предвосхищать, предугадывать ближайшие элементы. На определяющую роль предугадывания указал И. Гофман: «Чтение нот с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение». Предсказуемость текста зависит от 2-х взаимосвязанных факторов: 1. степени упорядоченности элементов и меры сложности сообщения. Чем выше упорядоченность текста, тем легче угадать его продолжение. Эта закономерность имеет большое значение для методики подбора нотного материала. 2. Фактор связан с «начитанностью» пианиста. Однако не только в ДШИ, но и музыкальном колледже, консерватории, педагоги отмечают плохое чтение нот с листа. Происходит это по причине отсутствия полной методики, продуманной системы. По анкетным данным, подавляющее большинство обучающихся более или менее читают с листа произведения музыкального классицизма. Это можно объяснить отчасти относительной простотой этого стиля, его прозрачности и высокой степени упорядоченности его элементов.

Одна из задач методики чтения нот с листа сводиться к тому, чтобы максимально обеспечить субъективную сторону предсказуемости, т.е. стимулировать планомерное накопление моделей или формул фортепианной музыки, охватывая различные стилистические направления. Когда мы говорим о предугадывании, то имеем ввиду не только зрительно-слуховые предвосхищения, но и представления соответствующих игровых движений. Отсутствие или нечеткость моторной двигательности – весьма распространенная причина. Каким же образом, на какой основе возникает у опытного пианиста мгновенная двигательная реакция на нотную картину? Когда-тобыло представление, что пассажи меняются так часто, что в 1000 пьес не найдется сколь-нибудь похожих пассажей один на другой. Между тем Ф.Лист пришел к 5
выводу, что все возможные пассажи можно свести к нескольким основным формулам, из которых проистекают все встречаемые сочетания. Но для успешной реализации этого запаса (зрительного, слухового, моторного, типовых оборотов и формул) требуется одно условие – восприятие нотной графики. Известно, что методы усвоения элементов языка не только определяют уровень владения этим языком в будущем, но и определяют качество чтения. По утверждению психологов, правильное развитие навыка чтения даже у хорошо грамотных людей зависит от того, насколько грамотно усваивался этот навык в самом начале - в 1 классе.
II. Развитие навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения

в классе фортепиано
В последние годы заметно вырос интерес ученых к начальному периоду обучения словесному чтению – в связи с поиском более эффективных методов овладения родным и иностранными языками. Накопленный и ценный материал (конечно с коррективами) может быть использован и в музыкальной педагогике. Можно сделать следующий вывод, что чтение слова – есть его звуковое осознание на основе графического обозначения. Музыкальный текст подобен словесному. Поэтому на 1 плане должна стоять задача – научить обучающегося закономерностям музыкальной речи, научить его простейшему звуковому анализу. В практике большинства педагогов большое внимание отводится к подготовительному этапу: слушанию музыки, подбору на инструменте и транспонированию. И все же донотный период мало сказывается на чтении нот. Развитие слуха и изучение нот очень часто выступают как два изолированных процесса. Считается, что первый должен автоматически повлиять на ход другого. Однако на практике этого не происходит и накопленный опыт «не работает» на технику чтения. Чтение нотной записи дело непростое. Процесс этот необходимо разделить на несколько стадий, начиная именно с ритма, а не со звуковысотной линии, хотя бы потому, что не 6
овладев на практике прочтением простейших метроритмических формул, ребенок вообще не научиться читать нотный текст, а будет лишь разбирать отдельные звуковысотные обозначения. Словесный текст, даже прочитанный по слогам не теряет смысла, другое дело музыкальный, чтобы быть понятым он должен быть прочитан в своей временной организации, в своей метроритмической упорядоченности. Поэтому занятия в первую очередь начинаются с воспитания чувства временной упорядоченности, без которой невозможна никакая фортепиано – педагогическая работа с обучающимися. Не фиксируя внимания на чередовании разных долей (сильных-слабых) мы добиваемся сначала переживания и осознания равномерности музыкального пульса, мы говорим ребенку «шаги, которые слышны в музыке». После того, как ребенок мерно прошагал и прохлопал в ладоши доли, ощутил, или лучше сказать «пережил» равномерную пульсацию, мы обращаемся к простейшему способу записи «шагов», к записи палочками. Такая фиксация долей палочками помогает более интенсивному ощущению пульсации и ее осознанию (видимый знак и само действие записывающего по мнению психологов этому способствуют) и закладывает основы будущей ритмической записи. Кстати, обучающиеся вполне охотно передают шаги медведя на фортепиано уже на первом занятии, играя с педагогом «Медведя» Г.Галынина, шаги слона на черных клавишах, проговаривая стих « Дин-дон, дин-дон, в переулке ходит слон», исполняя их грузно, тяжело в низком регистре и легко в высоком, вместе с педагогом под аккомпанемент песни Е.Крылатова «Крылатые качели». Начав ритмическое воспитание обучающегося с ощущением равномерной пульсации, мы переходим к осмыслению чередующих долей – сильных и слабых. Как всегда, мы обращаемся вначале к стихотворному тексту и прежде всего на нем подводим к осознанию- переживанию тяжелых и легких «шагов». На этом этапе идет разговор о такте и тактовой черте, которую ставят перед сильной долей. Обращение к словесной речи и ее ритмизация приводят к пониманию звуковой протяженности: одни звуки долгие (записываются длинными 7
палочками), другие – короткие (записываются короткими палочками). На этом этапе нет необходимости объяснения - почему одни длительности называются четвертными, другие восьмыми. Дин- дон, дин- дон, в пе-ре-ул-ке хо-дит слон. Такая запись не столь условна и абстрактна, а напоминает реальное соответствие звукового объекта. Позже короткие палочки соединяются перекладинкой («мостиком»). К такому методу чтения ритма обращались во многих странах, этот метод использования звуковых символов дает возможность отойти от широко распространенной, но мало эффективной системы арифметического объяснения ритма: При кажущейся наглядности эта система не дает ощущения и осознания сущности ритма. Понимание ритма остается чисто внешним. Б.Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» отмечает, что «арифметический счет безусловно вреден, т.к. приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в 1 классе) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития». После того, как обучающийся освоит систему ритмической записи на уроках, он получает задания на дом. Для закрепления первоначальных навыков ритмической записи необходимо иметь карточки с различными ритмическими рисунками и прочтение ритма связать с ритмослогами, близкими к детскому 8
словотворчеству -та, ти-ти, позже тири-тири и другие. В ряде номеров закрепляются умения не только прочесть ритмический рисунок ритмослогами, но главным образом уметь применять полученные навыки в игре на фортепиано простейших мелодий. В период изучения ритмической графики, ребенок выполняет знакомые ритмические фигуры не по слуху, а по записи. Многократное исполнение одной и той же ритмической фигуры помогают ребенку прочно усвоить длинную ритмическую структуру в неразрывном единстве с ее графическим изображением. При освоение ритма границы ритмических формул расширяются. В 3-х дольной пьесе (вальсе, менуэте, мазурке) обучающемуся можно предложить ритмический аккомпанемент: а) б) в) Эффект, достигаемый при помощи такой игры, гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд: -во-первых, обучающийся, как правило, не имеющий никаких исполнительских навыков, тем не менее оказывается ее активным участником; -во-вторых, он сталкивается с необходимостью управлять своими движениями, активизируется произвольное внимание; -в-третьих, он приобретает способность «полифонически» расчленяться; 9
-в- четвертых, постепенно движения рук приближаются к игровым движениям пианиста. В ходе ритмических упражнений важно обратить внимание на паузу. Этот элемент очень часто «выпадает» из внимания. Пауза- это вид музыкальной выразительности, выразительный перерыв между звуками, а не пустота, которую только и надо, что просчитать. Во время паузы продолжается течение музыки, и хотя наступает тишина, в нее нужно вслушаться столь же сосредоточенно, как и в звуки. Ребенок должен «пережить» явление паузы. Помочь ему в этом может специальный жест «в руках ничего нет», а в записи знак Z, близко напоминающий паузу. Первым ритмическим оборотом может быть фигура I Z, в то время как педагог играет марш, польку, любую пьесу в 2-хдольном размере. Дальнейшее усложнение ритмических остинато идет по 4 линиям: а) вводятся новые ритмические соотношения; б) вводятся новые размеры; в) удлиняются ритмические фигуры; г) появляются элементы «ритмодвигательной» полифонии, в высшей степени полезные для формирования навыка чтения нот пианистом. К примеру: а) б) Позже к постукиваниям рук присоединяются притопы. В этом случае запись приобретает вид своеобразной партитуры: 10
Имея дело с такой партитурой, начинающий пианист приучается распределять внимание по вертикали, объем его зрительного внимания постепенно расширяется. Новые элементы должны включаться строго постепенно, упражнения на ритмические остинато не прекращаются, они всегда должны опережать ритмические трудности исполняемых пьес. Освоение звуковысотной записи ребенок осваивает не механически (по формуле: «запомни: такая-то нота на такой-то линейке»), а в опоре на звуковысотный слух, а также на логические рассуждения. Звуковысотный слух и нотация, если обучение правильно поставлено, взаимосвязаны: слуховой анализ помогает понять суть нотной записи, а нотная запись способствует развитию слуха и формированию слуховых представлений. На развитие звуковысотного слуха огромное значение имеют в фортепианном обучении подбирание и транспонирование, способствующие умению связывать слуховые представления с расположением клавиш на клавиатуре - одной из основ фортепианного обучения. Такую работу необходимо проводить систематически, и не только в самом начале занятий или от случая к случаю, как обычно делается в педагогической практике. Как организовать изучение звуковысотной шкалы? Метод изучения нотной графики, способ усвоения музыкальных букв сказывается на качестве чтения этих букв, когда они объединяются в слова. Доказано, что ребенок лучше усваивает нотную графику не чисто теоретически, а при помощи активных действий со звуками – пением. Как и с чтением ритма начинать следует с простейшего музыкального слова (2-3-4 звука), удобного для интонирования и воспроизведения на инструменте. Авторы большинства фортепианных школ, пособий по сольфеджио избирают в качестве исходной интонации б2, постепенно расширяя. Такой метод, не смотря свою простоту, имеет ряд 11
недостатков. Секунда далеко не простой интервал для слуха, дети со средним слухом с большим трудом определяют направления по секундам. Примечательно, что М.И. Глинка, изучив в совершенстве методику вокального искусства, отодвигал изучение б2 и м2 на конец курса, а отдавал предпочтение терциям. Кстати, этот интервал удобен для восприятия, начертание терции отличается симметрией. В системе К. Орфа и З. Кодаи неслучайно избрана малая терция. Она типична для мелодий многих народов. Записать простейшую песенку можно на 2-х линейках, которыми пользуемся некоторое время, пока нет нужды в 5-линейном нотном стане. Такая упрощенная нотация, да еще без ключа, позволяет ребенку с легкостью усвоить две важнейшие стороны звуковысотной записи: система звуковысотных знаков указывает на направление звуковой линии и на расстояние между звуками. Долго на 2-хлинейной записи не задерживаются, т.к. вскоре обучающийся поймет, что на 2-х линейках можно записать всего 5нот. Очень важно, чтобы звукоряд песенок и пьес, с помощью которых «завоевывается» нотный стан, был постепенным, со временем возникает необходимость ввести ключи. Скрипичный и басовый ключи лучше вводить одновременно, используя с этой целью 11-линейную систему – ДО на добавочной линейке становится дополнительным ориентиром. Отсюда и начинается правило игры по нотам на 2-х нотных станах. Обучающемуся можно предложить сыграть по нотам песенку «Гуси-гуси»: Известный психологический стереотип «вижу-слышу-играю» в чтении нот с листа требует уточнения. Не к чему ставить невыполнимые задачи для ребенка – стремиться, увидев изображение звука, услышать его абсолютную 12
высоту. Цель другая – стимулировать развитие относительного слуха. Относительное слушание нотной записи формируется не сразу: приблизительные, «силуэтные» слуховые представления лишь постепенно становятся четкими и точными, постепенно «фокусируются». Важным элементом в игре с листа является фактура изложения. Тот материал, который изложен в сборниках по фортепиано не способствует формированию целостного восприятия текста, т.к. простейшую мелодию разбивают между правой и левой руками. Более целесообразно начинать с антифонового изложения: Затем антифония сменяется гамофонией. Функцию «солиста» выполняет то правая рука, то левая: 13
Позже вводится параллельное движение в октаву: Затем противоположное «зеркальное» изложение: Позже каноническое: В аппликатурном плане пьесы начального этапа не должны выходить за рамки одной позиции: На первом году занятий, на фортепиано обучающийся должен толково исполнять сопровождение к песенке, которую поет сам или кто-либо другой. Начинающему пианисту непросто осознавать, что играя на фортепиано, он выполняет 2 роли одновременно. Преодолению такой психологической трудности поможет опыт, который получит ребенок, аккомпанируя: - с пульсирующими долями - «шагами»; - с подчеркиванием сильных долей; 14
-с заполнение длинных нот и пауз мелодии. На следующем этапе могут быть использованы: -квинты; -опевание звуков; -интервалы, заимствованные из главных трезвучий; -имитация, канон (или точнее, ее элементы). Эти композиционные приемы присочинения аккомпанемента с помощью педагога нетрудно будет в дальнейшем встретить в прочтении нотного текста. Внимание обучающегося обращается и на композиционное строение: -расчленение музыкальной речи и связанные с ним цезуры; -повторение двух типов – буквальные, или в большей или меньшей степени видоизмененные, варьированные; -сопоставление разного материала, отличающегося по степени контрастности; -несложное развитие, чаще вариационное; -простейшие музыкальные структуры – 2-хчастные, 3-хчастные, рондальные, вариационные… Нельзя упускать время, нельзя откладывать обучение музыкальной грамотности, включая сюда и умение разбираться в строении музыкальной речи как фактора, помогающего пониманию выразительности речи. Для реализации нотного текста необходимо развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры – не глядя на руки. Формирование такой ориентировки начинается с упражнений и гамм. Обучающиеся с удовольствием включаются в своеобразную игру «попал- не попал». Помогает развивать навык ориентировки рук и транспонирование, планомерно осваивая различные участки клавиатуры. Исключить подсматривание на клавиатуру на уроке можно листом бумаги, держа над 15
руками. Но исключить полностью зрительный контроль нельзя, особенно при скачках. Нужно учитывать и так называемую аккомодацию (приспособляемость зрения). Легче читать текст за пианино, сложнее за роялем. Осознание смысла нотной графики и обучение умению читать ноты должны составлять на практике единый процесс: обучающемуся следует сразу же и систематически тренироваться в чтении того, с чем он познакомился в нотной записи. Нарушение этого единства ведет к формированию неправильных связей между зрительной, слуховой и двигательными сферами, вырабатывается дурная привычка разбирать ноты, спотыкаясь и останавливаясь на каждом шагу.
III Заключение. Специфика чтения нот с листа фортепианной

литературы.
Специфика фортепианной музыки – это навык восприятия по вертикали. Наблюдения показывают, что охват текста по горизонтали дается легко, в связи с привычкой читать словесный текст. Американский педагог Сидней Лоуренс установил, чтобы взрослому человеку прочитать предложение из 6 слов требуется 3 секунды, а записанные эти слова в столбик в 4раза дольше 12 секунд: Ь С А Л Я Ь Я С А Р А О Н Я Е Д А Р Е Ь П А Щ З Л М Е Л О А Е Е Т М Р Р З С Теперь младая роща разрослась, зеленая семья. 16
Записанную такую группу на строчках, напоминающих нотный стан, потребуется уже 21 секунда. Вывод: чтение по вертикали - сложный психологический процесс, требующий особого внимания и подготовки, чтение нот с листа, игра с листа - более сложный процесс, т.к. проходит в определенной метроритмической упорядоченности. Овладением навыка чтения нот с листа нужно исходить из следующих принципов: 1. начинать с прочтения одной ритмической записи; 2. обучать чтению нот целостными структурами (начиная с мелодических оборотов и заканчивая аккордами), а не отдельными нотными знаками; 3. прививать навык «смотреть вперед», а не на нотный текст, который в данный момент исполняется; 4. учить играть, почти не глядя на руки и ориентироваться на клавиатуре почти вслепую; 5. приучать к предварительному прочтению (простейшему анализу нотного текста глазами до его передачи на инструменте). Важный момент обучения навыка игры с листа – подбор нотного материала для чтения. Оттого, на каком материале идет процесс развития навыка чтения нот с листа, в конечном счете, зависит и мастерство чтения нот с листа. На основе вышеуказанных принципов могут формироваться умения более высокого уровня, открывающие перед музыкантом неограниченные возможности в совершенствовании мастерства чтения нот, ознакомления с лучшими образцами фортепианной литературы - отечественной и зарубежной.
IV. Литература
1. Л.Баренбойм «Педагогические размышления»; 2. А.Н.Леонтьев «Проблемы развития психики»; 3. Б.Теплов «Психология музыкальных способностей»; 4. Л.Баренбойм «Путь к музицированию». 17
18