"Формирование профессиональных компетенций обучающихся по профессии автомеханик через организацию практики"

Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Топкинский технический техникум"
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование профессиональных компетенций обучающихся по профессии автомеханик через организацию практики"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование профессиональных компетенций обучающихся по

профессии автомеханик через организацию практики
Е.Г. Шкробко, преподаватель В.В. Витковский, мастер производственного обучения Государственное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Топкинский технический техникум» Кемеровская обл., г. Топки Повышение качества образования является одной из актуальных проблем в современном обществе. Новые стандарты обучения, модернизация содержания образования, переосмысление профессиональной подготовки – все это направленно на решение данной проблемы. В федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования обозначены общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть будущий автомеханик. Общие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности автомеханика проявляются в его профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции автомеханика отражают: - д иагностирование автомобиля, его агрегатов и систем; - выполнение работ по различным видам технического обслуживания; - разборку, сборку узлов и агрегатов автомобиля и устранение неисправностей; - оформление отчетной документации по техническому обслуживанию автомобиля.
Основным принципом обучения, основанного на компетенциях, является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Связано это со значительным расширением спектра профессиональных задач, а также повышением требований к результативности профессиональной деятельности. В современных требованиях работодатели должное внимание уделяют коммуникабельности, способностям к практическому решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. В этой связи перед нами возникли задачи в отношении содержания и способов обучения, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций. Процесс обучения, основанный на формировании компетенций, включает в себя не только теоретическое обучение, но и прохождение практик. Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей деятельностью. У автомехаников такой вид деятельности: техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Организация практик в техникуме направлена на обеспечение непрерывного последовательного овладения обучающимися компетенций для эффективной профессиональной деятельности в дальнейшем. Содержание практики разрабатывается преподавателями и мастерами производственного обучения самостоятельно, согласовывается с работодателем, утверждается образовательным учреждением, что позволяет нам учесть требования работодателей к подготовке обучающихся.
При реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих предусмотрены следующие виды практик: учебная и производственная. Таким образом, практика – это непрерывный поэтапный процесс формирования профессиональных компетенций будущего автомеханика. Она позволит подготовить выпускника к работе, компетентно взаимодействовать с руководством, коллегами, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Список литературы Учебная практика и производственная практика по профессии автомеханик проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. По каждому виду практики составляется программа. Учебная практика включает виды работ: ознакомление с требованиями безопасности труда и пожарной безопасности в учебных мастерских; проведение технических измерений соответствующими инструментами и приборами в соответствии со средствами метрологии, стандартизации и сертификации. Метрологическая поверка средств измерений; слесарные работы при ремонте машин; устройство автомобиля; участие в диагностировании автомобиля; выполнение ремонта деталей автомобиля; снятие и установка агрегатов и узлов автомобиля; выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей. При организации занятий учебной практики используем активные формы обучения с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игры, анализа производственных ситуаций, групповых дискуссий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
1. Беловолов В. А. Психолого-педагогические аспекты внедрения активных методов в учебный процесс. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки на современном этапе развития школы: Сборник научных трудов – Новосибирск, 1997 2. Иванов А. И., Сидоров И. Б. Петров Константинов М.А. Педагогика – М: «Академия», 2006 3. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников – М: «Народное образование», 2003 4. Панина Т.С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения – М: «Академия», 2006