"Реализация междисциплинарного взаимодействия в формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом в условиях введения ФГОС"

Автор: Беляева Фаина Николаевна
Должность: директор школы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Иртышская средняя общеобразовательная школа" Черлакского муниципального района Омской области
Населённый пункт: с. Иртыш
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация междисциплинарного взаимодействия в формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом в условиях введения ФГОС"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Реализация междисциплинарного взаимодействия

в формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом

в условиях введения ФГОС
Беляева Фаина Николаевна директор МБОУ «Иртышская СОШ» Черлакского муниципального района Омской области Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности. Развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в школе, по мнению Сметанниковой Натальи Николаевны, президента Русской Ассоциации Чтения, руководителя текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность», является актуальной проблемой сегодняшнего образования. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры». Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения из возможных 5-ти). Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является
текст,
работа с
которым позволяет добиваться оптимального результата. Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
В дошкольном образовании
общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания.
Начальная школа
, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Основная и старшая школа продолжает и совершенствует данную работу. Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения. В настоящее время проблемы, связанные с чтением подростков, обусловлены такими недостатками образовательных программ, как: - несоответствие многих используемых приемов и методик обучения чтению современным требованиям работы с письменной информацией; невнимание к разработке и использованию новых стратегий и технологий чтения в соотнесении с его целями; -низкий уровень обучения чтению и работе с письменными источниками информации на всех ступенях системы образования». Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость… Исследование показало, что как обучающиеся 5 классов, так и девятиклассники и одиннадцатиклассники испытывают большие трудности, при выполнении заданий, связанных с работой с информацией на мониторинговых процедурах и при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ. Ключевая роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит учителям русского языка и литературы, которые через предметное содержание формируют навыки работы с текстом, обучают различным видам активного чтения. В примерной образовательной программе основного общего образования одной из междисциплинарных программ является программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». В п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» обозначены универсальные учебные действия «смысловое чтение», «умение работы с текстом» (2010).
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Многолетний опыт работы педагогов школы по проблеме развития креативности школьников в рамках экспериментальной работы, участников регионального ИнКО «Школа – центр творчества и развития одаренности детей», работа по программе «Школа – 2100», позволил более успешно решать проблемы формирования у школьников навыков осмысленного чтения. Педагоги активно используют в своей деятельности эффективные технологии развития критического мышления, ИКТ – технологии, проблемного обучения, текстовые технологии, технологии проектного обучения. Формирование у обучающихся навыка осмысленного чтения и работы с текстом требует от учителей использования специальных методов и приемов, основных стратегий смыслового чтения. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Для достижения поставленных выше целей и задач, педагоги школы активно применяют информационно - коммуникационные технологии, используют на уроках электронные учебники, мультимедиа; работают с готовыми электронными продуктами, создают наглядность, тесты – тренажеры с помощью ПК; создают уроки – презентации; разрабатывают мультимедийные презентации, памятки, алгоритмы, клише. Широко используют различные формы деятельности в организации учебного процесса, направленного на формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом. Но, как показывает практика и анализ деятельности педагогического коллектива в этом вопросе, педагогами школы на сегодняшний день активно используются лишь отдельные приемы и методы смыслового чтения и работы с информацией. Мы видим проблему в необходимости освоения педагогами стратегий смыслового чтения в полном объеме и соблюдении единых требований к организации данной работы на учебных и внеучебных занятиях различных учебных дисциплин, а, следовательно, необходимо усилить методическую поддержку педагогам в решении данной проблемы
Внеклассная работа по предмету
. Чтобы развить творческие способности, работа по анализу текста, написанию творческих работ продолжается и на элективных, факультативных курсах, внеурочных занятиях, занятиях школьного «Пресс-центра», НОУ «Поиск», «Школы риторов», организации работы школьного музея и других форм занятий со школьниками, где требуется работа с информацией, а следовательно и необходимость
осмысленного отношения к тексту. Более системной эта работа становится в связи с реализацией плана мероприятий, посвященных Году литературы. В течение года в школе проведены интересные общешкольные мероприятия, такие как игра «Путешествие в Книгоград», Бал литературных героев, конкурсы чтецов, риторов, «Живая классика», конкурс рисунков на лучшую иллюстрацию к художественному произведению, литературно – музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы, Дни науки, творчества и спорта, встреча с омским детским писателем Николаем Пономаревым, бывшим выпускником нашей школы, которые способствуют выявлению и поддержке литературно одаренных обучающихся; мотивации работы по развитию культуры русского языка и творческих способностей обучающихся, а также повышению уровня общей, коммуникативной культуры современного школьника, формирования у него интереса к художественной литературе. Большая роль в развитии навыков осмысленного чтения принадлежит участию ОУ в региональном проекте «Наедине с книгой», который реализуется в школе с января этого года. Согласно Положения основными целями общешкольных еженедельных чтений являются: гуманизация школьного образования, формирование интереса к чтению и художественной литературе; восстановление и сохранение национальных традиций, расширение и развитие образовательного пространства, обновление школьного образования в сфере литературного в соответствии с социальным заказом. Проведенная диагностика, показывает, что подавляющее количество школьников (97 % опрошенных) считает, что данное мероприятия необходимо не только для освоения учебной программы, но и играют большую роль в повышении интереса к художественной литературе В век стремительного развития высоких технологий ни для кого не секрет – интерес у детей к книге значительно снизился. Повысить роль классической литературы и чтения в жизни детей и подростков, способствовать их нравственному развитию, формированию читательской активности - основная задача школьной библиотеки. В течение года совместно с сельской библиотекой в школе проведены различные мероприятия, способствующие формированию у школьников навыков осмысленного чтения и повышению интереса к художественной литературе: Обучающиеся 1-4 классов стали участниками федерального телекоммуникационного проекта «Чудная вереница сказок Чуковского», «Про белочек и зайчат и весёлых медвежат» по книгам Е. Чарушина.
Данная работа дает положительные результаты.
Ребята, участвуя в сетевых учебных конкурсах - проектах; конкурсах сочинений; составляют сборники из собственных рассказов, сказок, стихов; участвуя в написании исследовательских работ развивают не только творческие способности, но и совершенствуют навыки работы с информацией, представленной в различных видах. Но сегодня необходимо говорить о новой роли школьной библиотеки как информационного центра, основными функциями которого являются содействие образованию и воспитанию личности учащихся;
формирование информационной культуры и культуры чтения всех участников образовательного процесса в школе, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей и других работников школы с использованием, как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем. И здесь речь идет не только о ее оснащенности в качестве информационного центра, сколько о подготовке библиотекарей как специалистов, владеющих методикой информационной культуры в работе с обучающимися различных возрастных категорий. Одним из основных направлений в деятельности методической службы школы является оказание помощи педагогам в организации междисциплинарного взаимодействия по формированию навыков смыслового чтения. Данные вопросы регулярно обсуждаются на заседаниях методических объединений, творческих групп педагогов в рамках коучинг – проекта, на общешкольных научно – педагогических конференциях, педагогических чтениях Педагогами школы обобщен и представлен опыт по данной проблеме: - в муниципальном сборнике «Инновации и современные технологии в системе образования Черлакского муниципального района» по результатам работы школы по проблеме развития креативности школьников в рамках экспериментальной площадки РАО, - на муниципальных семинарах для педагогов образовательных учреждений района на базе школы; - муниципальных методических семинарах -на всероссийском Фестивале педагогического творчества, Межрегиональном Интернет – педсовете «Инновации и современные технологии в системе образования»; V межрайонной научно – практической конференции молодых педагогов «От теории к практике» Администрация школы убеждена, что работа по реализации Программы смыслового чтения и работы с текстом в рамках реализации ФГОС должна быть управляемой и системной.
В современной школе наблюдается

кричащее противоречие: между высокими требованиями к продукту

образовательной деятельности, который должен обладать

функциональной грамотностью, и старой методологией обучения,

отсутствием системного подхода в обучении чтению.
Школа как социальный институт имеет возможности оказать колоссальное влияние на решение проблемы чтения, так как чтение является одним из главных общеучебных навыков. Сложившаяся ситуация с грамотностью чтения заставила рассмотреть и решать эту проблему комплексно и поэтапно. Главным в решении проблемы, на наш взгляд, является: разработка согласованных действий учителей отдельных учебных предметов и дисциплин по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на всех уровнях обучения
- единого режима работы

школы с текстовой информацией.

Считаем необходимым на данном этапе разработку Программы по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся. На сегодняшний день определены цели и задачи данной Программы, основные этапы и направления ее реализации, где особое внимание мы уделяем не только формам урочной и внеурочной деятельности, но и
организации социального взаимодействия
(организация совместной работы с другими культурно-воспитательными институтами: районной и сельской библиотеками, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, писательскими организациями и читательскими ассоциациями участие в межрегиональных и общероссийских проектах, посвященных повышению читательской активности и читательской компетентности, создание читательских сообществ и ассоциаций среди родительской общественности и т.д.), ожидаемые результаты
.
Высоким уровнем деятельности образовательного учреждения по введению единого режима работы школы с текстовой информацией можно считать построение в школе единой читательской среды, субъектами которой будут не только учащиеся, но учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьные библиотекари и родители. Работа по реализации междисциплинарного взаимодействия в формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом для педагогов основной школы на данном этапе – дело новое. Тем очевиднее, что в этом вопросе в любом образовательном учреждении еще очень много нерешенных вопросов и проблем, как в выборе методов и приемов, так и форм организации учебного процесса, направленного на формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом. Несомненно, что эта деятельность должна стать более системной и продуманной как на уровне отдельного педагога, так и каждого ОУ в целом.