"Род имен существительных"

Автор: Филиппова Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 73"
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: конспект
Тема: "Род имен существительных"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Педагогические

цели
Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода
Тип урока
Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемые

результаты

(предметные)
Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Личностные

результаты
Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные:
общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.
Регулятивные:
овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Основное

содержание темы,

понятия

и термины
Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания. Кровать
Образовательные

ресурсы
Учебник, с. 25–26. Схема «Род имен существительных»
Ход урока
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы контроля осуществляемые действия формируемые умения
I.

Мотивирование к

учебной

деятельности

(организационны
Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Наблюдение

й момент)
- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий. – Проверим готовность к уроку индивидуальных учебных принад- лежностей на столе
II. Чистописание
Индивидуальная. Практический. Письмо о р д Выполняют письмо по образцу Вырабатывают калли- графический почерк Правильное написание
III. Повторение

изученного

материала.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Распределительны й диктант - Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме
«Имя

существительное»

Игра «Да – нет»
Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку. Имя существительное – это часть речи? (Да!) Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!) Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!) Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!) Имена существительные обозначают предмет? (Да!) Хорошо молодцы Работа с карточками устно Осуществляют классификацию по заданным критериям; применяют имеющиеся знания правописания Распределите льный диктант
Словарная работа
Обобщение
- Что такое имя существительное?( Ответы детей.) - Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.;собс. и нариц.) - Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам) Комментирует задание, организует совместную проверку (см. Прило- жение 1) Распределить имена существительные в две группы: в 1-ю группу – одушевленные имена существительные, во 2-ю – неодушевленные имена существительные. Береза, альбом, хирург, апрель, ворона, кузнечик, восток, врач, гвоздика, медведь, школьник, ветер, лягушка, обезьяна, ноябрь, сторож, иней, Пишут имена существительные под диктовку, распределяя их на одушевленные и неодушевленные
строитель, рисунок, рябина, учитель, ребята.
IV. Постановка

учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа (Беру пенал ученика) -Артем, чей это пенал? Запишите. Пенал мой. Подчеркните слово
мой
одной чертой. Какой он? Запишите (Он красивый) подчеркните слова
он
. Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он и мой. Это имена существительные какого рода?
Мужского
Чья ручка? (ручка моя) Подчеркните слова
моя
) Какая она?
Она
синяя подчеркните слова
она
. Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова она и моя. Это имена существительные какого рода? Чье зеркало? (зеркало моё) Подчеркните слова
моё
) Какое оно?
Оно круглое
подчеркните слова
оно
. Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова оно и моё. Это имена существительные какого рода? -Ребята вот мы говорим род, а что обозначает слово РОД? (Родственники, члены одной семьи) - Подберите к слову РОД Читают вопрос, формулируют тему урока и учебную задачу Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя Беседа
однокоренные слова. Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.
Как вы считаете над какой

темой урока мы сегодня

будем работать?
– Откройте учебник на с. 25 прочитайте тему урока. Прочитайте вопрос и учебную задачу В чем состоит цель урока? Найти ответ на вопрос
V. Усвоение

новых знаний и

способов

действий.
Самостоятельная работа 1. Род имен существительных
(упр. 39)
Групповая коллективная. Словесный, практический. Работа с правилом, схемой, упражнение, беседа Организует работу с правилом и схемой (см. Приложение 2).
Группа

Распределите слова по

столбикам.

Какой вывод можно

сделать?
(Каждое имя существительное в ед.ч.принадлежат к определенному роду: М.Р., Ж.Р.,С.Р.) Проверим правильно ли мы сделали вывод по стр 25.
Проверка работы групп
Формулирует задания упражнения, обсуждает способы решения - Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите Читают правило, отве- чают на вопросы учителя, работают со схемой. Выполняют упражнение Используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из учебного текста Правило, упражнение
род этих имен существительных. (по аналогии отставшие два столбика). Прочитайте советы тетушки Совы на с. 25 В советах тетушки Совы говорится о том, что им.сущ. можно заменить местоимением, послушайте грамматическую сказку как же так это произошло стр.324 Учимся играя В.Волина. 2. Окончания имен существительных (упр. 40) Фронтальная. Словесный, практический. Упражнение, чтение, беседа Прочитать и запомнить учебный материал «Обрати внимание» Выполняют упражнение, читают и запоминают правило Осуществляют сравнение, высказывают свое мнение, делают выводы Упражнение, правило Физкультминутка Коллективная. Практический Проводит физкульт- минутку Выполняют движения по тексту под руковод- ством учителя Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений 3. Словарно- орфографическая работа. Кровать Фронтальная. Словесный, практический. Письмо Знакомит с написанием слова «кровать» Запоминают написание словарного слова Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо Письмо
VI. Закрепление

знаний и

способов

действий.
Игра «Кто быстрей?» Групповая. Практический. Игра, упражнение – От имен прилагательных и глаголов образуйте однокоренные имена существительные, определите их род: 1) снежный – …, озер- ный – …, летать – …, загадывать – …, старый – … От имен прилагательных и глаголов образуют однокоренные имена существительные, определяют их род Умеют работать в группе; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. Различают Игра, упражнение
2) равнинный – …, туманный – …, хлопать – …, цепной – …, зеленый – …, золотистый – … имена существительные, имена прилага-тельные и глаголы; образуют однокоренные слова. Различают мужской, женский и средний род
VII. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке

(итог)
Фронтальная. Словесный. Беседа – На какой вопрос нужно было нам найти ответ? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморегуляци я
Домашнее

задание:
упр. 42 Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответст- вующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Приложение 1 Распределить имена существительные в две группы: в 1-ю группу – одушевленные имена существительные, во 2-ю – неодушевленные имена существительные. Береза, альбом, хирург, апрель, ворона, кузнечик, восток, врач, гвоздика, медведь, школьник, ветер, лягушка, обезьяна, ноябрь, сторож, иней, строитель, рисунок, рябина, учитель, ребята. Приложение 2 РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Мужской

Женский

Средний
Он (мой) Она (моя) Оно (мое) Ученик Город Ученица Деревня Счастье Село
Воронеж Александр Пушкин Москва Агния Барто Бородино 1) снежный – …, озерный – …, летать – …, загадывать – …, старый – …
2) равнинный – …, туманный – …, хлопать – …, цепной – …, зеленый – …, золотистый – …