"Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного профессионального образования"

Автор: Михайленко Марина Владимировна
Должность: заведующая отделением до и пп
Учебное заведение: ГБПОУ "ЧГТК им.М.И.Щадова"
Населённый пункт: г. Черемхово, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного профессионального образования"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного

образования.
Дополнительное образование взрослых является одной из наиболее интенсивно развивающихся структур непрерывного образования в экономически благополучных государствах. В то же время его важность для развития всей системы отечественного образования остается неоцененной в должной мере. Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга. Исторически дополнительное образование выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному. Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на обратное. В отличие от основного образования, задача которого в прошлом и в настоящем – ликвидация "абсолютной" неграмотности, главной социальной миссией дополнительного образования взрослых является ликвидация или предупреждение "относительной", функциональной неграмотности. При этом в системе дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного более консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного обучения, мощный импульс распространению которых был дан в 70-80-х в системе дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и переподготовки специалистов. 1 История российского образования представляет собой процесс взаимодействия основного и дополнительного образования, занимающих большую или меньшую часть всей образовательной сферы в зависимости от конкретных исторических условий и образовательных потребностей. Будем иметь в виду, что понимание особенностей и роли основного и 1
дополнительного образования в разное время менялось и современное понимание может отличаться от прежнего. При этом под основным будем понимать образование, организованное и контролируемое в соответствии с интересами доминирующего общественного института; дополнительным к нему выступает образование, не отражающее эти интересы, противостоящее им или выходящее за их пределы. Помимо этого, в качестве определяющего признака основного образования мы выделяем функцию контроля и, соответственно, регламентации образовательного процесса. Стремление уйти от той или иной формы контроля, вырабатываемой основным образованием и свойственное как учащим, так и учащимся или их родителям, являлось одним из факторов порождения тех или иных форм дополнительного образования Дополнительное профессиональное образование, не являясь ни уровнем, ни ступенью образования, выполняет связующую роль в процессе повышения квалификации специалистов, присутствуя в той или иной степени в жизни каждого дееспособного человека в возрасте от 25 до 65 лет и даже в последующие годы. Непрерывное образование следует рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Этот процесс состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. В центре идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание. В качестве главной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, даже лучшего образования хватит на пять, максимум на десять лет, независимо оттого, что это за образование.
Жизнь меняется, и через пять — десять лет надо получать дополнительное образование. И одна из главных тем на сегодняшний день — как перейти к концепции непрерывного образования XXI веке концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение, став ответом на стремительные изменения в мире, необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку или переподготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной или личной жизни. Подобная необходимость приобретает все большую актуальность. В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизм, демократизм, мобильность, опережение, открытость, непрерывность. Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополняться с учетом потребностей личности, общества и государства, новых поворотов в развитии образования, обобщения и теоретического описания обобщенной и конкретной практики. Принцип непрерывности образования — один из системных принципов образования взрослых людей. Предназначение непрерывного образования рассматривалось как компенсация недостатков, упущений в предшествующей профессиональной подготовке либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями науки и профессии. Сегодня пересмотрен взгляд на роль и место непрерывного образования в жизни человека и общества, преодолевается ориентация на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования находят отражение проблемы развития экономики, юриспруденции, общества, производства, науки, культуры. Образование устремлено в будущее и ориентируется на опережение развития общества, практики, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств специалиста, становится личностно и практико- ориентированным, применяется метод «обучение действием». Прежний девиз
— «Знания на всю жизнь» уступает место новому — «Знания через всю жизнь». Дополнительное профессиональное образование представляет собой элемент системы непрерывного образования и самостоятельное направление в профессиональном образовании. Дополнительное профессиональное образование является системным объектом, в состав которого входят следующие взаимосвязанные структурные элементы: образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (академии, институты), учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления дополнительным профессиональным образованием, общественные и другие некоммерческие организации в части оказания ими уставных дополнительных образовательных услуг. Цель образовательного учреждения в системе дополнительного профессионального образования — создать условия для овладения обучающимися актуализированными знаниями, для того чтобы отработать новые умения, навыки и приобрести качества, предназначенные для решения практических задач на высоком профессиональном уровне, а при необходимости приобрести новую профессию. Именно для этого система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать изменения, происходящие в профессиональной школе, в науке, технике и обществе, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения. Поэтому и считается, что предназначение дополнительного профессионального образования, с одной стороны, состоит в компенсации объективных недостатков и упущений предшествующей профессиональной подготовки, а с другой — в пополнении или интеграции знаний в связи с новыми достижениями науки и техники, современными требованиями к профессиям.
Цель обучающегося в системе дополнительного профессионального образования — овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и качествами для того, чтобы на более высоком профессиональном уровне решать практические задачи на своем рабочем месте. Следует отметить два важных момента, присущих системе дополнительного профессионального образования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы образования являются новые информационно-коммуникационные педагогические технологии. В системе дополнительного профессионального образования главное — продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности обучающихся.Если решение профессиональных задач раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а освоение знаний — средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат их применения. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности обучающихся новых знаниях и их воздействии на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации обучающегося в процессе моделирования производственных ситуаций под руководством тренера,преподавателя, тьютора совместно с другими обучающимися. Все это позволяет использовать совокупный коллективный багаж опыта и знаний всех совместно обучающихся, включая тьюторов, сотренеров, сопреподавателей. И если обучение построено как работа над решением проблем компании,то итогом обучения будет выработка обучающимся конкретных способов и путей решения поставленных руководством его компании задач,
решение которых необходимо для развития бизнеса предприятия. Таким образом, использование полифункциональности, модульного обучения, «обучения действием», многоуровневости в системе повышения квалификации предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Система дополнительного профессионального образования, как и любая система, должна обладать рядом характеристик: целеустремленностью (способностью системы ставить цели и достигать их); качеством (опреде- ленностью рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфическим и отличается от другого объекта); результатом (идеально созданный образ, на достижение которого направлена деятельность любых социальных систем). Кроме того, образовательный процесс — это своеобразный «черный ящик», в котором сосредоточены требования заинтересованных сторон и ресурсы Последние включают персонал учебного подразделения, учебное оборудование (лаборатории, инвентарь,приборы и т.д.), библиотеку, учебно- методическое обеспечение (учебные планы и программы, учебно- методическое и программно-информационное обеспечение учебного процесса — презентации занятий, раздаточный материал и т.п.), а также финансовые средства. На современном предприятии организацию обучения, а часто и самообучение осуществляют специально создаваемые структурные подразделения: учебный центр, корпоративный университет, отдел обучения персонала. Поэтому в качестве организатора обучения рассматривают именно эти структуры. Заинтересованными сторонами в процессе повышения квалификации являются: обучающиеся, их руководители, организация — заказчик обучения, преподаватели, организаторы обучения, общество и государство. Чтобы результаты учебного процесса удовлетворяли заинтересованные стороны, он должен быть целенаправленным. Целеустремленность — одна из характеристик системы непрерывного
профессионального и дополнительного профессионального образования. Система, не имеющая цели обречена. Считается, что система обучения и повышения квалификации работников предприятия будет эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с приоритетными целями и стратегическим планом организации, определяющим направления работы по управлению персоналом: систему стимулирования труда (оплата труда, премии, льготы, моральные стимулы и др.), работу с резервом на руководящие должности, программу развития персонала и др. Обучение работников, не связанное с такими целями, может превратиться в пустую трату времени и денег. К тому же сами работники гораздо более ценят обучение, результаты которого они могут использовать в работе для достижения целей и организации-работодателя и личных Встает вопрос о стремлении работника получить образование за счет предприятия и затем «продать» себя как более квалифицированного специалиста за более высокую заработную плату. Но практика показывает, что, если сотрудник получает заработную плату, соответствующую его квалификации, и имеет возможность реализовать свои цели, он не покинет свою фирму после обучения. Квалифицированные работники, как правило, увольняются из-за не- возможности применить полученные знания на практике, реализовать свои амбиции, из-за морально-психологического климата в трудовом коллективе. Именно по этой причине политика в сфере обучения персонала не должна замыкаться на самой себе (обучение ради обучения), а являться продолже нием кадровой политики. Грамотная политика предприятия в отношении обучения должна сочетать цели предприятия и работника, потому что мотивированный сотрудник эффективнее применяет на практике усвоенный материал. Достижение целей, закрепленных в стратегических планах современного предприятия (корпорации), возможно, на наш взгляд, только при условии непрерывного повышения квалификациии образовательного уровня персонала. Очевидно, что оценить экономический эффект от затрат на
образовательные услуги сложно, поскольку на повышение прибыли, к примеру ,может повлиять множество факторов не связанных с обучением, изолировать которые невозможно. Но анализ моделей дополнительного профессионального образования, реализуемого в рамках внутрифирменного или внешнего обучения, организованного «под цели» корпорации, показывает, что весьма эффективной может быть организация образовательного процесса, основанная на целевой структуре и в развитие стратегического плана. А где, кто и чему будут обучать, какой документ об образовании и какого уровня признания будет выдан обучающемуся, должен решать заказчик. Следует выбирать образовательное учреждение, способное подготовить обучающегося не только к более качественному выполнению трудовых обязанностей, но и к процедуре «профессиональной сертификации персонала».