Экскурсия в мини-музей "История Симбирского края"

Автор: Сотникова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 184 "Петушок"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Экскурсия в мини-музей "История Симбирского края"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: Экскурсия в мини-музей «История Симбирского края» в подготовительной группе МБДОУ № 184 Составила : Воспитатель высшей категории Сотникова Ольга Юрьевна. Цель: воспитание патриотических чувств. Задачи: 1. Расширять и обогащать знания детей о знаменитых исторических личностях нашего региона и города ( писателях, поэтах, историках, художниках и т.д), об их семьях, укладе жизни, местах, связанных с их именами. 2. Совершенствовать умение слушать и отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарный запас детей. 3. Воспитывать чувство гордости за знаменитых земляков, прославивших наш город, воспитывать любовь к малой Родине. Предшествующая работа 1. Автобусная экскурсия по городу Ульяновску «Красота Симбирских улиц». 2. Посещение Краеведческого музея. 3. Экскурсия на Аллею Славы, в Винновскую рощу, к памятнику Г.Д Гая, к беседке И.А Гончарова. 4. Беседы на темы : «Волга-матушка», «Город на Волжских берегах». 5. Чтение и обсуждение старинных легенд о городе Симбирске. 6. Семейный творческий конкурс «Познаем родной край» (рисунки, поделки, коллажи). 7. Выставка фоторабот на тему: «Мой город». 8. Рассматривание набора открыток «Симбирск - Ульяновск», портретов знаменитых земляков, иллюстраций. 9. Организация мини-музея. Материал и оборудование: 1. Портреты знаменитых земляков ( В.И Ленина, Богдана Хитрово, И.А Гончарова, Н.М Языкова, Н.М Карамзина, А. Пластова и т.д). 2. Произведения И.А Гончарова : «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история», «Фрегат «Паллада». 3. Книги со стихами Н.Языкова, Н. Карамзина. 4. Иллюстрации на тему : «Симбирск-Ульяновск». 5. Набор открыток «Ульяновск», «Дом – музей Гончарова» 6. Фотокопия плана застройки крепости – Симбирска. 7. Гимн, герб, флаг, гор. Ульяновск. 8. Альбомные листы, ножницы, картон, клей Ход: Воспитатель: Дети, послушайте отрывок из стихотворения В.Гришина «Родные места»: Домой прилетают, В родные места Перелетные птицы- наши друзья. Их жизнь на чужбине совсем не проста, Без родины жить даже птицам нельзя.
- Ребята, не только у птиц, но и у каждого из нас есть Родина . - Как вы понимаете слова «Родина»? Дети: Родина- это место , где мы родились. Восп-ль: Наша Родина – это наш город, в котором мы родились. Восп-ль: Как называется наш город? Дети: Ульяновск. Восп-ль: А вы знаете, как раньше назывался город? Дети: Симбирск. Восп-ль: Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в мини –музей «История Симбирского края», где экскурсоводы познакомят нас с историей возникновения города, с его знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе и прославили его. Мы познакомимся с их семьями, укладом жизни и с местами, связанными с их именами. (В мини-музеи нас встречают экскурсоводы - дети) 1. Экскурсовод: - Здравствуйте, дети. Каких писателей, поэтов, художников вы знаете? Дети: Языков Н.М, Гончаров И.А, Карамзин Н.М, Пластов А. 1.Экскурсовод: Правильно. С именами этих людей связана историия нашего города и края. Сегодня вы пришли в мини-музей для просмотра экспозиции об этих знаменитых людях. Обратите внимание на этот портрет. Кто на нем изображен? Дети: Воевода Богдан Хитрово. 1Экскурсовод: Правильно.А вы знаете, чем он прославился? Дети: Воевода Богдан Хитрово основал наш город. 1.Экскурсовод: А вы знаете почему он выбрал именно это место для строительства города? Дети: Это самое высокое место, гора Симбир, рядом река Волга, удобно торговать по реке, а так же отражать набеги врагов. 1Эксурсовод: Посмотрите, как раньше выглядел наш город Симбирск. Это была крепость с башнями ( показывает фото). Постепенно постройки «выходили» за пределы крепости, город рос и становился все больше и больше. В городе построили много церквей и храмов. Издалека казалось, что на волжском холме стоит «золотой город» - так красиво переливались и поблескивали купола церквей, и колокольных звон разносился далеко вокруг. Семь холмов, как семь колоколов На семи холмах- колокольни, всех счетом – сорок сороков, Колокольное семихолмие. 1 Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, как выглядит герб нашего города? Свои символы есть у каждого города. В древности на гербах русских городов рисовали разных животных. Эти животные показывали силу, отвагу, ловкость , которой обладали жители города . На нежно – голубом фоне герба Симбирска изображена белоснежная колонна, украшенная лавровой ветвью. Этот герб означал верность и преданность жителей города России. В наше время в центре города поставили памятник основателю нашего города – воеводе Богдану Хитрово. Физкультминутка: Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше , выше потянитесь. Ну-ка , плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись, Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали. 2 Экскурсовод: Теперь вы отдохнули и мы можем продолжать нашу экскурсию. Обратите внимание на этот портрет. Кто на нем изображен? Дети: Иван Александрович Гончаров. 2Экскурсовод: Правильно, это известный во всем мире писатель, наш земляк. Ребята, а как вы понимаете слово «земляк»? Дети: Он родился в одной местности с нами, в одном городе. 2 Экскурсовод: Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске , рано остался без отца. Все заботы о воспитании детей легли на мать. В детстве все его называли Ваней. У Вани был еще старший брат и две сестры. Детей в семье очень любили. Первоначальное образование И.А Гончаров получил дома, затем в частной школе. В десять лет он был отправлен в Москву для обучения в училище. Дом, в котором жила семья Гончаровых, сохранился до нашего времени. Сейчас там находится музей И.А Гончарова. Это трехэтажное здание из красного кирпича, которое стоит на центральной улице города. Эта улица носит его имя –И.А Гончарова ( показывает открытки и иллюстрации с домом Гончарова) .Ребята, а вы знаете какая есть особенность у дома Гончарова? Дети: Часы на башне. 2Экскурсовод: В музее хранятся вещи семьи Гончаровых, мебель, предметы быта, документы, портреты друзей. Также там бережно хранятся книги которые написал И.А Гончаров: «Фрегат «Паллада», «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история» и т.д. (Показывает книги) .В нашем городе есть еще один памятник И.А Гончарову-это беседка. Она была установлена в честь писателя в Винновской роще и поэтому называется Гончаровской ( фотографии беседки). Ежегодно, в середине июня, в Винновской роще проходят Гочаровские праздники. Это хорошая, добрая традиция. В городе были открыты еще два памятника И.А Гончарову : один в сквере у Дворца книги, а другой – напротив дома, где родился писатель. 3Экскурсовод: Следующий наш знаменитый земляк – это Николай Михайлович Карамзин. Он был писателем и историком. Н.М Карамзин родился в селе Михайловка ( Преображенское) Симбирской губернии в семье помещика М.Е Карамзина. Он рано потерял мать. С самого раннего детства начал читать книги из библиотеки свой матери . Первоначальное образование получил дома, затем учился в дворянском пансионе в Симбирске, затем слушал лекции в Московском университете. Н.М Карамзин написал много стихов и рассказов. А самый известный его труд- «История Государства Российского». В этой книге он рассказывал об исторических событиях и знаменитых людях нашего Отечества. Писал он ее более 20 лет. Николай Михайлович Карамзин был добродетельным человеком. Быть добродетельным , значит делать добро, совершать добрые поступки для людей. Он помогал сиротам и больным людям, отдавая свои деньги на строительство приютов для бездомных, больниц. Одна из больниц в нашем городе до сих пор носит его имя. Также его имя носит аэропорт в Ульяновске. В память о знаменитом земляке благодарные потомки построили библиотеку, которая названа его именем. В центре города поставили памятник писателю, а рядом разбили красивый городской сквер , названный в его честь,- Карамзинским. На этом наша экскурсия закончена. В следующий раз мы с вами познакомимся с другими знаменитыми людьми, нашими земляками. Мы вам расскажем о Н.М Языкове, о роде Киндяковых. А сейчас, в память о посещении музея, я хочу вам вручить подарки ( календарики с изображением памятных мест г.Ульяновска) ( Возвращаемся в группу) Восп-ль: Ребята, с какими знаменитыми людьми мы сегодня познакомились? Дети: С воеводой Богданом Хитрово, Иваном Александровичем Гончаровым, Николаем Михайловичем Карамзиным.
Восп-ль: какие произведения написал И.А Гончаров? Дети: «Обрыв», «Фрегат « Паллада», «Обломов», «Обыкновенная история». Восп-ль: Какие памятные места вы знаете, связанные с И.А Гончаровым? Дети: Дом – музей И.А Гончарова, Гончаровская беседка в Винновской роще. Памятник И.А Гончарову , расположенный в центре города – напротив дома, где родился писатель. Восп-ль: Молодцы , ребята, вы были очень внимательны и хорошо слушали экскурсоводов. А сейчас я предлагаю вам смастерить с помощью картона и бумаги, Гончаровскую беседку. ( дети распределяют между собой, кто что будет делать) В конце воспитатель подводит итог. Занятие окончено.