Урок коррекции знаний, умений, навыков (ЗУН) после контрольной работы "Теория электролитической диссоциации"

Автор: Иванова Валентина Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ"Хормалинская СОШ" Ибресинского района Чувашской Республики
Населённый пункт: село Хормалы
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок коррекции знаний, умений, навыков (ЗУН) после контрольной работы "Теория электролитической диссоциации"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок коррекции знаний, умений, навыков (ЗУН)

после контрольной работы «Теория электролитической диссоциации»

Слайд1

Как провести контроль и коррекцию знаний,

умений и навыков?
Исходя из опыта проведения уроков коррекции и опираясь на имеющийся теоретический материал, предлагаю следующую структуру урока коррекции ЗУН: 1. Организационная часть (мобилизующее начало). 2. Мотивация (целеполагание). 3. Анализ общих и частных ошибок. 4. Фронтальная работа над общими ошибками. 5. Индивидуальная работа под руководством консультантов над частными ошибками. 6. Контролирующая часть. 7. Домашняя работа над индивидуальными ошибками контрольной работы.
Цель. Слайд2
Проанализировать результаты контрольной работы, отметить общие и частные ошибки, провести их коррекцию; проверить, достиг ли данный урок основной цели (коррекции), проведя контрольный срез знаний в конце урока.
Оборудование и реактивы.
Демонстрационные пробирки, таблица «Количество ошибок, допущенных учащимися при выполнении контрольной работы “Теория электролитической диссоциации”» , карточки T 1 и T 2 с формулами веществ, карточки К 3 , К 4 и К* на составление уравнений диссоциации и уравнений реакций для разноуровневого контрольного среза знаний; для демонстрационного опыта – растворы MgCl 2 , KOH, HCl, фенолфталеина.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент.Слайд 3,4,5
После приветствия каждый ученик отвечает на один из вопросов учителя. Задаются вопросы, предполагающие короткий ответ (да или нет). Пример. а) Правильно ли записана формула: Al 3 Cl? б) … – это сульфат натрия? в) … – электролит? г) … – это сильный электролит? Каждый вопрос сопровождается показом той или иной формулы, записанной правильно или неправильно. Эта часть занимает 3–4 мин урока, но она помогает включить всех ребят в активную работу над ошибками, допущенными в работе, т.к. формулы на карточках взяты из контрольной работы.
2. Мотивация. Слайд 2

Учитель.
Целью сегодняшнего урока станет анализ и исправление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы. Это мы попробуем сделать вместе, помогая друг другу. Моими и вашими помощниками будут ребята, которые хорошо справились с контрольной работой. Каждому из вас сегодня будет предоставлена возможность сыграть роль строгого учителя или прилежного ученика. После общего разбора ошибок у вас будет время на тренировочную работу. Насколько эффективен будет данный урок, мы увидим после выполнения проверочной работы, а также домашней работы над индивидуальными
ошибками. В контрольной работе я не исправила ошибки, а лишь отметила, где они допущены.
3. Анализ общих и частных ошибок. Слайд 6,7.8,14,16.

Учитель.
Начнем с разбора общих ошибок. Больше всего сделано ошибок на составление формул веществ по заданным названиям . Вы ошиблись потому, что либо не знаете номенклатуру неорганических веществ, либо не помните алгоритм составления формул. Алгоритм составления формул вспомним сейчас, а после посмотрим номенклатуру неорганических веществ. .
4. Фронтальная работа над общими ошибками Слайд 9,10,11,15,17.
Алгоритм составления химических формул Действие Примеры Записать символы химических элементов ,которые входят в состав вещества. KS SO CLO Над символами проставьте значения валентностей I II KS IV II S O VII II CL O Определите наименьшее общее кратное число 2 4 14 Определите индексы делением найденного общего кратного на значения валентности 2:I =2 2:II=1 4:IV=1 4:II = 2 14:VII=2 14: II =7 Запишите значения индексов K 2 S SO 2 CL 2 O 7
Задание 1
. Составьте формулы веществ: а) гидроксид бария – … ; б) хлорид алюминия – … ; в) оксид калия – … ; г) сульфат железа(III) – … . Два ученика работают у доски. 1-й ученик записывает формулы после названий веществ, 2-й ученик составляет формулы тех же веществ на магнитной доске из заданных фрагментов: Ва, SO 4 , Fе, Fe 2 , K, Cl, O, (SO 4 ) 3 , Al, Сl 3 , ОН, К 2 , (ОН) 2 . Остальные учащиеся записывают формулы в тетради. После проверки работы проговаривается алгоритм составления формул на примере Fе 2 (SО 4 ) 3 и К 3 РО 4 . Схемы с формулами закрепляют на доске. Учитель. Ошибки при составлении формул повторяются и при выполнении заданий 2, 3, 4. Кроме того, в этих же заданиях допущены ошибки в расстановке коэффициентов как в молекулярных, так и в ионных уравнениях, а также искажен вид ионов и пропущены их заряды.
Задание 2.
Исправьте ошибки: AlCl 3 + NaOH NaCl 3 + AlOH, Al 3+ + Cl 3 – + Na + + OH – NaCl 3 + Al 3+ + OH – , Cl 3 – + Na + NaCl 3 . Учитель задает вопросы: «С чего начнем исправление ошибок?», «Какие ошибки нужно исправить?», «Что еще нужно проверить?» Так он помогает ученикам придерживаться правильного порядка исправления ошибок. При этом по мере исправления ошибок (ученики исправляют их на доске мелом другого цвета) на доске создается запись алгоритма проверки ошибок в химическом уравнении: а) правильность составления формул; б) правильность расстановки коэффициентов;
в) соблюдение условий протекания реакции обмена до конца, обозначаемых , или Н 2 О; г) вид ионов; д) заряды ионов; е) правильность записи краткого ионного уравнения. Аналогичную работу предстоит выполнить каждому, используя алгоритм, по заданию карточки T 2 . Учитель. Некоторые ребята при выполении заданий 3 и 4 в качестве исходного вещества взяли угольную кислоту – это неправильный выбор. Почему? Ученик. Угольная кислота неустойчивая, она существует в виде двух веществ – СО 2 и Н 2 О. На доске закрепляется схема: Учитель. Какое вещество можно взять вместо угольной кислоты H 2 CO 3 ? Ученик. Можно взять растворимую соль (Na 2 CO 3 , K 2 CO 3 ) этой кислоты. Учитель. Попробуем экспериментальным путем ответить на вопрос задания 5 из контрольной работы (с ним справились лишь 2 ученика). Демонстрационный опыт. Учитель (демонстрирует растворы HCl, MgCl 2 и KOH). Какие ионы содержат эти растворы? Ученик. H + , Cl – , Mg 2+, Cl – , K + , OH – . Учитель. Могут ли ионы Mg 2+ и OH – находиться в одном растворе? Сливаем растворы MgCl 2 и KOH, в результате выпадает белый осадок. Какое вещество выпало в виде осадка? По таблице растворимости устанавливаем, что это Mg(OH) 2 . Какие ионы образовали осадок? Записываем ионное уравнение: Mg 2+ + 2OH – = Mg(OH) 2 . Аналогично проверяем экспериментально, могут ли ионы ОН– и Н+ находиться в одном растворе, используя фенолфталеин. Записываем ионное уравнение: Н + + ОН – = Н 2 О. Сделаем вывод
. Какие же ионы не могут находиться в одном растворе? Записываем в

тетрадь: «Те ионы, которые взаимодействуют друг с другом с образованием

малодиссоцирующего соединения: осадка (

), газа (

) или воды (Н2О), не могут

находиться в одном растворе».

5. Индивидуальная работа под руководством консультантов над частными

ошибками.

Слайд 12,13,20,21,22.
Тренировочная работа по карточкам Т1 и Т2 (выполняется под руководством консультантов и учителя). КАРТОЧКА Т1 Приведите в соответствие формулу и название вещества: а) Вариант-1 1КСl А сульфат калия 2K 2 SО 4 Б оксид калия 3КОН В нитрат калия 4К 2 О Г гидроксид калия 5KNO 3 Д хлорид калия Вариант-2
б) 1NO 2 А азотная кислота 2HNO 3 Б оксид азота(IV) 3K 3 PО 4 В гидроксид магния 4Н 3 PО 4 Г фосфат калия 5Mg(OH) 2 Д фосфорная кислота КАРТОЧКА Т2 Используя таблицу растворимости, исправьте ошибки в формулах (индексы), коэффициенты в уравнениях, заряды ионов: а) Na 2 S + HCl = Na 2 Cl + HS , 2Na + + S 2– + H + + Cl – = Na 2+ + HS + Cl – , S 2– + H + = HS ; б) Mg(NO 3 ) 2 + NaOH = Na(NO3) 2 + MgOH , Mg + + (NO3–) 2 + Na + + OH + = Na – + (NO 3 – ) 2 + MgOH , Mg + + OH – = MgOH ; Проверочная работа по дифференцированным индивидуальным заданиям (карточки K*, К3, К4). K* – работа для консультантов состоит из шести тестовых заданий с выбором ответа (оценивается 5 баллами). Задания карточек К3 и К4 оцениваются двумя оценками: за сложность и за правильность выполнения, например: 3/5 («3» – за сложность, «5» – за правильность).
6. Контролирующая часть Слайд 23,24.
КАРТОЧКА К
*(для консультантов)(Бумажный вариант)
1. Какой электролит при диссоциации образует ионы ОН – : а) H 2 O; б) Zn(OH) 2 ; в) NaOH? Напишите уравнение его диссоциации. 2. При диссоциации какого электролита образуется наибольшее число ионов: а) Na 2 CO 3 ; б) FeCl 3 ; в) Al 2 (SO4) 3 ? Составьте уравнение диссоциации этого электролита. 3. Какие ионы могут одновременно находиться в растворе: а) Fe 3+ и OH – ; б) Fe 2+ и Cl – ; в) Fe 3+ и NO 3 – ? 4. Какие ионы не могут одновременно находиться в растворе: а) Ba 2+ и Сl –; б) Ba 2+ и SO 4 2–; в) Ba 2+ и ОН – ? Cоставьте краткое ионное и молекулярное уравнения реакций между этими ионами и соответствующими веществами. 5. В какой реакции выделяется газ? Допишите это ионное уравнение. а) Са 2+ + СО3 2– … ; б) 2Н + + СО3 2– … ; в) Н + + ОН – … .
КАРТОЧКА К3 Бумажный вариант)
ВАРИАНТ I
1.
Запишите уравнения диссоциации электролитов (используя таблицу растворимости):
KOH ? + ? ZnCl 2 ? + ? Н 2 SO 4 ? + ?
2.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионных видах. а) AgNO 3 + МgCl 2 ? + ? б) HCl + NaOH ? + ?
ВАРИАНТ II

1.
Запишите уравнения диссоциации электролитов: Н 3 PO 4 ? + ? Na 3 PO 4 ? + ? AgNO 3 ? + ?
2.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионных видах: а) Ва(NO 3 ) 2 + H 2 SO 4 ? + ? б) КОН + НСl ? + ?
7. Домашняя работа над индивидуальными ошибками контрольной работы.

Слайд 25

ВАРИАНТ I

1.
Запишите в молекулярном и ионном видах уравнение реакции, происходящей при приливании раствора любой соли бария к любому раствору сульфата.
2.
Допишите молекулярное уравнение и составьте к нему краткое ионное уравнение: а) K 3 CO 3 + HCl ? + ? + ? б) H 2 SO 4 + NaOH ? + ?
ВАРИАНТ II

1.
Растворы каких электролитов можно взять, чтобы их взаимодействие соответствовало краткому ионному уравнению: Сu 2+ + 2ОH – = Сu(ОН) 2 ? Запишите молекулярное и полное ионное уравнения этой реакции.
2.
Допишите молекулярные уравнения реакций и составьте к ним краткие ионные уравнения: а) МgО + НNО 3 ? + ? б) Na 2 CO 3 + НСl ? + ? + ? * * * Проведенный урок коррекции ЗУН дал положительный результат. С ней и еще с тремя учениками пришлось проводить дополнительные консультации. Остальные учащиеся хорошо справились с работой на уроке и домашней работой над индивидуальными ошибками.