"Роль здоровьесбережения в формировании личности школьника в условиях введения нового ФГОСа"

Автор: Чепелкина Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Пятидорожное
Населённый пункт: п. Пятидорожное, Калининградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль здоровьесбережения в формировании личности школьника в условиях введения нового ФГОСа"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль здоровьесбережения в формировании личности школьника в условиях введения нового ФГОСа Чепелкина Н.В. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих. В пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здорового образа жизни. На ее основе наша школа, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, сконструировал свою одноименную Программу, учитывающую региональные, культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся. Одна из целей нашей программы - подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с сохранением собственного здоровья. Чтобы базовые ценности превратились в личностные смыслы и ориентиры необходимо включить ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Работа над формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в начальной школе ведётся по следующим направлениям: Мы даём элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально- психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья; об оздоровительном влиянии природы на человека;
Работаем
Над пониманием важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; Над знанием и выполнением санитарно-гигиенических правил, соблюдением режима дня;

Прививаем
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
Воплощаем
это : в изучении учебных предметов и проведении внеурочных мероприятий о роли здоровья и правилах его сохранения с участием врачей- специалистов, о режиме дня и правилах профилактики заболеваний; в проведении семейных праздников, спортивных мероприятий; в выполнении презентаций , творческих проектов , исследований на тему здоровья; в обучении подвижным играм, применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; в проведении бесед, классных часов о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, вредных привычках в организации выставок рисунков, газет, просмотр видеоматериалов, презентаций; Используемые УМК «Школа России» содержат материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного здоровья. Учителя организуют дифференцированную работу: Это: разработка разноуровневых заданий; индивидуальные домашние задания; задания на выбор; творческие проекты. В реализации здоровьесберегающего подхода одним из важных условий является: 1. Моделирование положительного настроя обучающихся и учителя. Что способствует обеспечению успешного обучения. Каждый урок я начинаю с эмоционального настроя. Для этого нужно 1-2 минуты. Настрой проводится в форме диалога или беседы с опорой на личный опыт детей. С детьми можно
поговорить о днях рождения обучающихся, праздниках, научных открытиях, сенсациях в мире кино. Ученики видят заинтересованность учителя в их личностных интересах, благодаря этому в дальнейшей работе достигаются положительные результаты. 2. Исключение стрессовых ситуаций на уроке также являются важным условием успешной деятельности учителя. Во время уроков нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, «примерить на себя» и прочувствовать тот или иной эпизод. Для исключения стрессовых ситуаций психологами рекомендуется задавать детям вопрос « что ты чувствуешь?», а не «как ты думаешь?» 3 .С введением нового ФГООС актуальным стало
личностно-

ориентированное обучение
, т.е. обучения с учётом природы конкретного ребёнка, его задатков, способностей, возможностей и т.д. Технология личностно-ориентированного обучения направлена на формирование психики здоровой личности посредством специальных приемов и методов (подари мне счастье). Здесь реализуется прием сотворчества, где каждый ученик занимает активную познавательную позицию в коллективной деятельности. Выполняя разнообразные творческие задания, дети знакомятся с путями получения необходимой информации, формируют собственную жизненную позицию. Основным принципом является сотрудничество и сотворчество с учителем и одноклассниками. 4. Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. На наш взгляд, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.
Организация обучения в режиме «динамических пауз
» предполагает использование на уроке физкультпауз -прием необходим для сохранения правильной осанки у детей. Смену рабочей позы рекомендуется осуществлять 1-2 раза за урок с учетом сезона и двигательной активности, характером предшествующего урока. Следует отметить, что в данном случае действенным фактором является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы. В этом случае приходится часто менять виды деятельности, проводить задания с двигательной активностью, вызывать детей к доске, группировать и пересаживать во время урока, все это ведет к
снятию внутренней физической и психологической усталости обучающихся. Для физической и психологической разгрузки во время урока я использую релаксационные паузы. Большое оздоровительное значении в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В нашей школе проводятся зарядки перед уроками. 5. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой. А так же используем такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Очень часто используем электронные упражнения для глаз. С этой же целью можно проводить мимические упражнение. Например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. 6. Управление речью или технология эффективной речевой деятельности. Данная технология очень активно применяется на уроках., т.к. в ее основе лежит нетрадиционность урока, а « все что необычно, то и интересно»: урок- исследование, кукольный театр, интервью, радио-передача, репортаж, соревнование, урок-презентация и т.д. Творчество учителей в реализации данной технологии неограниченно, также как и творчество детей. Данная технология создает благоприятный микроклимат в группе, повышает интерес к учению, исключает стрессовые ситуации во время урока способствует формированию таких качеств как взаимоподдержка, взаимопонимание, способствует раскрытию в детях новых возможностей. 7. Формирование навыков здорового образа жизни реализуется за счет тематики учебных тем, специально подобранных мультфильмов и личным примером. Педагог должен быть заинтересован в том, чтобы дети были здоровы и вели правильный образ жизни, т.к. это способствует правильному развитию всех качеств эмоционально-волевой, интеллектуальной и психофизиологической сфер деятельности. Результатом чего является воспитание психики здоровой личности ребенка. Тематика учебных тем: «Здоровье», «Спорт», «Здоровое питание», «Режим дня», «У доктора», «Экология». Систематически проводимая работа по сохранению здоровья школьников
улучшает физические показатели, внимание, память, способствует повышению качества знаний, а главное, не вредит здоровью школьников. Дети в школу идут с хорошим настроением, в классе чувствуют себя комфортно. 8. Организована совместная работа педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания («Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», круглый стол «Здоровый образ жизни. Из опыта родителей»). Были даны рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. 9. К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматотерапию. Её мы используем при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Во всех классах много комнатных растений, которые очищают воздух. Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств осознанного понимания ценности собственного здоровья. Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях. Становление учащегося как субъекта учебной деятельности означает превращение его в субъект самооздоровления. Здоровья всем нам!