"Типы ошибок"

Автор: Кирилина Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 59
Населённый пункт: Алтайский край Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Типы ошибок"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В помощь учителю русского языка для проверки части С в ОГЭ и ЕГЭ
Составитель:
Кирилина Наталья Ивановна, учитель русского языка МБОУ «СОШ № 59» Барнаул 2015 1

Кое – что о «грубых» и «негрубых» ошибках…
«И всё – таки она хорошая!» - так оценивает в одноимённой книге известный лингвист М. В. Панов нашу русскую орфографию, которую порой называют трудной, непостижимой… Есть все основания для такого утверждения. Ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы быть написано в огромном количестве вариантов. Например, слово расчетливость может быть написано в 6336-ти вариантах(!), а мы благодаря нашей «хорошей» орфографии имеем возможность написать его только в одном, единственно правильном. Современные «Нормы…» указывают, за какое количество ошибок в работе какую оценку следует ставить, например, «5» - 0/0 ош. (или 1/1, если ошибки негрубые); «4» - до 2/2 ош. (или 1/3, 0/4 и даже 3/2, если ошибки однотипные). Отмеченные оговорки связаны с тем, что оценивается не только количество, но и характер ошибок; вводятся понятия «ошибки грубые – негрубые», «ошибки однотипные – неоднотипные». Такая дифференциация ошибок весьма существенна и имеет немалый педагогический смысл. Но прежде чем говорить об этих понятиях, необходимо подчеркнуть, что в силе остаются и ранее действующие принципы. За ошибки не считаются, хотя исправляются: - те неверные написания, которые допущены на ещё не изученные правила; - те неверные написания, которые допущены на правила, не изучаемые в школе; - а также написания слов, не регулируемые правилами орфографии и не отрабатываемые ранее в словарном порядке; Эти принципы оценки соблюдаются неукоснительно в V, VI и даже VII классах. Начиная с VIII класса требования ужесточаются: ученик обязан выяснять свои затруднения с помощью словаря, учебника и т. д. Однако, как показывает практика, различать грубые и негрубые ошибки учителю весьма трудно, так как он не располагает для этого достаточно надёжными объективными критериями. К настоящему времени в школьной практике оформилось примерное разграничение понятий «грубые» и «негрубые» ошибки: 2
ТИПЫ ОШИБОК ГРУБЫЕ НЕГРУБЫЕ ОДНОТИПНЫЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ 1. На все пройденные правила 1. Исключения из правил 1. Ошибка, повторяющаяся в одном и том же слове 2. В наиболее употреби - тельных словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными и согласными (корова, собака, километр, интеллигент, преподаватель) 2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях 2. Ошибка, повторяющаяся в однокоренных словах 3. Отсутствие знака препинания в ясных случаях (перед а, но) 3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях 3. Ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, на ветке) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова 4. Постановка знака, расчленяющего нечленимые части предложения (запятая между подлежащим и сказуемым) 4. В случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого 5. В собственных именах нерусского происхождения 6. Замена одного знака препинания другим, если это не противоречит норме 3
и не нарушает смысл предложения 4
ТИПЫ ОШИБОК ГРУБЫЕ НЕГРУБЫЕ ОДНОТИПНЫЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ 7. В трудных случаях различения НЕ и НИ 8. Пропуск, нарушение сочетаемости одного из двух сочетаемых знаков препинания
NB!

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором

для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать

другое слово или его форму
(вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок) Первые ТРИ однотипные ошибки считаются за ОДНУ ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Если ученик верно пишет слова приехал, приморский, прервать, но ошибается в словах более трудных (преклонить, приемник, преследовать), то он допускает ошибки и однотипные, и негрубые. В этом случае можно считать ДВЕ ошибки за ОДНУ. Обычно у учителя складываются свои представления об оценке допускаемых ошибок. Важно только, чтобы ошибки подсчитывались не механически, а с учётом продвижения ученика и с учётом характера допускаемых ошибок. Характер ошибок диктует индивидуальный подход к обучению, определённым образом оценивает успехи ученика в области правописания.
О грамматических ошибках и речевых недочётах…
При проверке и оценке письменной работы учащихся следует различать
грамматические ошибки
и
речевые недочёты.

Это ошибка в структуре Это ошибки в использовании

языковой единицы, это нарушение языковой единицы. По преиму -

какой-либо грамматической нормы - ществу, это нарушение лекси -

словообразовательной, морфологи - ческих норм

ческой, синтаксической
5



NB! Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её

отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой

контекст не нужен.


Предлагаем Вам перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся
грамматических
(таблица № 1)
и речевых
(таблица № 2) ошибок.
ТАБЛИЦА № 1
№ ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 1. Ошибочное словообразование Трудолюб
имый, над
смехаться 2. Ошибочное образование формы существительного Многие
чуда техники,
не хватает время 3. Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красивше
4. Ошибочное образование формы числительного С пят
и
стами рублями 5. Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего
учебника,
евонный
стул 6. Ошибочное образование формы глагола Они
ездиют, хочут, махает
7. Нарушение согласования Ребята, увлекающ
их
ся музыкой 8. Нарушение управления Нужно сделать свою работу более
аккуратную.
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство
возражали
против такой оценки. 10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая
эпопея.
Все были рады, счастливы и
весёлые.
11. Ошибки в построении предложения с О. Ч. Страна
любила и гордилась
поэтом. Я хотел рассказать о
значении

спорта и почему я люблю его.
12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст
, возникает светлое чувство… 13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся
снегом
под

ногами
. 14. Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей,
которую я

прочитал ещё в детстве.
6
№ ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 15. Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал,
что я
не согласен с мнением многих. 16. Нарушение границ предложения Когда герой опомнился
.
Было уже поздно.
ТАБЛИЦА № 2
№ ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 1. Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были
шокированы
прекрасной игрой актёров. Мысль развивается
на

продолжении
всего текста. 2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Моё отношение к этой проблеме не
поменялось.
Были приняты
эффектные
меры. 3. Неразличение синонимических слов В
конечном
предложении автор применяет градацию. 4. Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного
в

другую колею.
5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев
то и дело
прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 6. Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удаётся
объегорить
других. 7. Нарушение лексической сочетаемости Автор
увеличивает впечатление
. Автор
использует
художественные особенности. 8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передаёт
нам
с помощью художественных приёмов.
Молодой
юноша,
очень
прекрасный 9. Употребление рядом однокоренных слов (тавтология) В этом
рассказе рассказывается
о реальных событиях. 10. Неоправданное повторение слова
Герой
рассказа не задумывается над своим поступком.
Герой
даже не понимает случившегося. 11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 7
№ ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 12. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Замирает
на мгновение сердце и вдруг
застучит
вновь. 13. Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов.
Он
относится к художественному стилю. Автор заставляет думать о последствиях
своих
поступков. 14. Отсутствие связи между предложениями Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает Залыгина от других исследователей. 8
Список используемой литературы 1. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. – М., 1965. 2. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987. 3. Гвоздев А. Н. Об основах русского правописания: В защиту морфологического принципа русской орфографии. – М., 1963. 4. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – 2-ое изд. – М., 1982. 5. Моисеев А. И. Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный? // Рус. яз. в школе. – 1995. - № 1. 6. Панов М. В. И всё – таки она хорошая: Рассказы о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 1964. 7. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 1956. 8. Разумовская М. М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения. // Рус. яз. в школе. – 1978. - № 3. 9. Текучев А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы. – М., 1976. 10. Тиханов А. А. Орфография… это очень трудно? // Рус. яз. в школе. – 1988. – № 6. 9