Автор: Еманова Надежда Михайловна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Каменск-Уральский радиотехнический техникум"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: Сценарий
Тема: "Какое хорошее слово - ПРОФТЕХ!"
Автор материала: Еманова Надежда Михайловна
Место работы: ГАПОУ СО «Каменск-уральский радиотехникум»
Должность: Педагог дополнительного образования
Населённый пункт: город Каменск-Уральский Свердловской области
Сценарий праздничной программы «Какое хорошее слово – ПРОФТЕХ!»,
посвящённой
75 – летнему юбилею системы профессионально-технического образования
в России (2 октября 2015 года)
(фон – фонограмма «Рабочий человек» на сцене 2 ведущих)
1В: Нам с тобой достался век суровый,
Трудные нам выпали пути,
Только мы за этот век готовы
Полную ответственность нести!
2В: Тихо, слышите, словно где – то
Громыхает сердце планеты,
Это жизнь утверждая над всеми,
По планете шагает время.
1В: Тихо, слышите, это не грозы,
Это жизнь ускоряет бег,
И по рельсам взметнувши к звёздам
Громыхает наш новый век.
2В: Мы – нового века дети,
Нас звёздная даль зовёт,
И на рубеже тысячелетий торопим время –
Время, вперёд!
(Музыкальный фон – «Время вперёд!»)
1В: Уважаемые наши гости, дорогие ветераны, преподаватели, учащиеся…
2В: Вас приветствуют студенты старейшего учреждения профессионально-технического
образования города
1В: Каменск-Уральский радиотехнический техникум!
(Отбивка на аплодисменты)
2В: Сегодня очень торжественный и значимый день для всех тех, кто в разные
годы имел отношение к нашему учебному заведению.
1В: В этом году вся страна отмечает 75-летний юбилей зарождения системы
профессионально – технического образования в России! 2 октября 1940 года
Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О государственных трудовых
резервах», этот день считается отправной точкой, днём рождения «профтеха».
2В: И, конечно, мы не могли пройти мимо этой знаменательной даты.
1В: День рождения системы профтехобразования праздник для миллионов россиян –
рабочих, инженерно – технических работников, а также тех, кто обучал их теории и
практике – для педагогов и мастеров производственного обучения системы начального и
среднего профессионального образования.
2В: Итак, завтра, 2 октября 2015 года системе профессионально-технического
образования исполняется 75!
1В: Уже 75?
2В: Ещё 75!
1В: Главное, что у нас есть, - это большой профессиональный опыт и огромное желание
идти вперёд.
2В: Мы полны творческих планов! Знаем и верим в то, что у системы
профтехобразования богатое прошлое, хорошее настоящее и прекрасное будущее.
1В: С праздником, дорогие друзья!
ВМЕСТЕ: С юбилеем!
(Фанфары)
2В: Славный трудовой и нелёгкий путь прошёл за эти годы наш техникум, и мы
предлагаем вам, дорогие гости, словно на машине времени отправиться в прошлое,
к истокам возникновения профессионально – технического образования на Урале.
Видеоряд – история профтехобразования на Урале.
1В: Первыми профессионально-техническими учебными заведениями в России были
организованные на заводах Урала в начале XVIII века горнозаводские школы, готовившие
квалифицированных рабочих и мастеров.
2В: После революции в связи с дефицитом рабочих было введено обязательное
профессионально-техническое обучение всех работающих в возрасте от 18 до 40 лет.
1В: В 1920 году были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ),
положившие начало новому типу профессионально-технических учебных заведений.
2В: Созданная в 1920 году система фабрично–заводского ученичества, подготовила для
страны миллионы квалифицированных рабочих кадров. Однако и она в условиях
расширения промышленности, сельского хозяйства и сложившейся международной
обстановки не могла полностью обеспечить постоянный приток новых рабочих кадров.
1В: Перед страной встала задача в кратчайшие сроки создать такую систему
профессионально - технического образования, которая бы полностью обеспечивала
квалифицированными кадрами не только действующие и вновь вводимые предприятия,
но и, в случае начала войны, эти кадры могли бы полностью заменить рабочих, ушедших
защищать Родину.
2В: В соответствии с Указом «о государственных трудовых резервах» в стране
создавалось три типа учебных заведений профессионально-технического образования:
ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского
обучения (ФЗО).
1В: Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся.
Для учеников была введена специальная форменная одежда и знаки отличия.
2В: Все это сразу привлекло внимание молодежи, и желающих учиться во вновь
созданных учебных заведениях профтехобразования оказалось гораздо больше,чем
требовалось.
1В: В прошлом профессионально – технические училища, а сейчас колледжи, лицеи
и техникумы и по сей день являются, как говорили в советские времена «кузницей
кадров». И как тут не вспомнить строчку из песни - «… руки рабочих – вы даёте
движенье планете!».
2В: Сегодня рабочие профессии снова становятся престижными и востребованными
на рынке труда.
1В: Мы уверены, что сделали верный выбор, поступив в наш техникум, ведь это
старейшее учебное заведение. Здесь получают престижные профессии учащиеся
города, Каменского района, Свердловской, Курганской и Челябинской областей.
(Музыкальный фон меняется)
2В: Машина времени летит вперёд
И каждый новый, даже резкий поворот
Нам обещает новизну и ветер перемен.
Пусть радость юбилейная не знает стен!
1В: Пусть постоянным будет творческий подъём,
А если есть барьер, то мы его возьмём!
Все вместе можем многое свершить,
Давайте радостно трудиться и красиво жить!
2В: Юбилей! Золотые слова!
Юбилей! Сразу тесно в груди!
Столько сделано, столько прожито
Столько дел ещё впереди!
1В: Слово для поздравления предоставляется директору Каменск – Уральского
радиотехникума Наталье Владимировне Казанской.
(Выступление директора)
Видеоряд из истории развития радиотехникума. Довоенное и военное время.
Кадры с изображением здания, людей, территорий в разные годы.
2В: 75 лет – огромный путь, можно сказать это целая жизнь. «Профтех» выжил, выстоял
и в годы великой отечественной войны. В период Великой Отечественной войны система
«Трудовых Резервов» была единственной организованной опорой промышленности.
1В: На содержание учебных заведений Государственных трудовых резервов с октября
1940 года до 1950 года Советское правительство затратило свыше 36 млрд. рублей.
Все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-
заводского обучения считались мобилизованными, обязаны были проработать четыре
года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления
трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР.
2В: Именно в это тяжёлое время 10 апреля 1942 года на базе нескольких групп,
эвакуированных из разных городов СССР, в нашем городе было создано ремесленное
училище № 30, которое было построено силами рабочих литейного завода
и располагалось оно на его территории.
1В: В 1943 году оно стало специализированным. В начале деятельности училище имело
вид неказистого барака учебного корпуса. Это было двухэтажное здание по улице
Сибирской, там размещались и административные помещения, и комнаты, где в большой
тесноте жили воспитанники. Основной контингент учащихся составляли дети - сироты.
2В: Потом появилось общежитие и, наконец, к великой радости всех – и учащихся,
и педагогического коллектива – построили новое здание училища. В училище был свой
изолятор для больных. Также было свое подсобное хозяйство. Для бесперебойного
обеспечения мастерских поковочным материалом работала своя кузница. В то время
училище нуждалось в таких рабочих, как конюх, столяр, портниха, сапожник, истопник,
так как в училище было печное отопление.
1В: С началом войны страна, как никогда, нуждалась в помощи молодёжи.
Это ей пришлось взвалить на свои плечи всю тяжелую работу на заводах.
С уходом мужчин на войну к станкам встали женщины и подростки.
2В: Чтобы обучить молодёжь навыкам работы на станках училище организовало
двухгодичную учебу. «Все для фронта, все для победы!» – под этим лозунгом ковали
тогда оружие для разгрома врага мальчишки из ремесленного училища № 30. Прощались
же с детством выпускники тех лет под звуки военных маршей и вместе с документом об
окончании училища им вручались направления на заводы.
1В: Ежедневно совсем ещё мальчишки и девчонки совершали трудовой подвиг.
И в общей Победе есть и их незаменимый вклад.
2В: Нет такой семьи в России, которая не была бы опалена огнём той войны. Мы помним
об этом, помним и чтим. В день 70-летия Победы студенты и преподаватели
радиотехникума приняли активное участие во всероссийской акции «Бессмертный полк»,
тем самым почтив память всех, кто в буквальном смысле слова «ковал» Великую победу.
1В: Сегодня в нашем зале присутствуют ветераны профтехобразования, ветераны войны
и труженики тыла.
2В: Дорогие друзья! Для вас поёт студентка 2 курса техникума Ксения Устьянцева!
Песня «Сколько павших в войне за Отчизну»
1В: Слово для приветствия и поздравления предоставляется председателю общества
«Совет ветеранов Южного управленческого округа», выпускнику нашего
образовательного учреждения Владимиру Максимовичу Лямину.
2В: Спасибо, Владимир Максимович! Ну, а мы продолжаем рассказ о развитии
профессионально-технического образования в России.
Видеоряд из истории развития техникума –
послевоенный и советский периоды.
1В: Не менее яркий подвиг совершили Трудовые Резервы и после войны. Опять на их
плечи легла тяжесть восстановления разрушенного войной хозяйства. В послевоенное
время продолжалось реформирование системы. Сеть учебных заведений трудовых
резервов в Свердловской области была одной из самых развитых в стране.
В 1948 г. в 130 училищах и школах ФЗО обучалось более 57 тыс. чел., из них почти 12
тыс. в г. Свердловске.
2В: Контингент учащихся в послевоенное время значительно увеличился, что было
связано с потребностью в рабочих кадрах для промышленности. В те годы ремесленное
училище № 30 становится одним из ведущих образовательных учреждений,
обеспечивающих рабочими кадрами заводы города.
1В: В 1958-м оправдавшие себя во время войны, ремесленные училища и школы ФЗО
были ликвидированы. Вместо них правительство создало новую систему обучения
профессиям – ПТУ. С 1954 по 1965гг. – наше образовательное учреждение называется
«Каменск-Уральское техническое училище №9» (ТУ №9).
2В: За успехи в работе по обучению и воспитанию учащихся училище трижды
награждалось переходными знаменами, а в 1967 году ему присвоено звание 50-летия
Советской власти и передано Почетное Знамя на вечное хранение. В 73- 1974- м годах
в училище началась подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием.
Первый выпуск учащихся со средним образованием состоялся в 76- м году, из них 35 %
выпускников получили повышенные разряды.
1В: В 70 – 80 – е годы училище носило легендарное название СГПТУ № 9. Именно
любимая «Девятка» оставила след в сердцах многих учащихся, в истории города, страны
и зарубежья.
2В: Юные техники во главе с руководителем Геннадием Ивановичем Бердниковым
«засветились» в Лейпциге, Праге, Хельсинки, Софии, Братиславе. Речь идёт
о победоносном шествии наших «электроников», прогремевших уральскими железяками
на весь Союз. В 1971 году был смонтирован первый робот – РЭМ-1 (робот
электромеханический). Всего РЭМов было изготовлено 4, они побывали на выставках
в Германии, Болгарии, Чехословакии, Финляндии и везде имели успех. За изготовление
роботов были получены 4 золотых, 4 серебряных, 12 бронзовых медалей и 35 медалей
«Юный участник ВДНХ СССР».
1В: Также выставлялись на ВДНХ робот-рыбак, «Медной горы хозяйка» и легендарный
Мишка-робот, выпущенный специально к Московской олимпиаде 1980 года.
Этот Олимпийский мишка получил одну золотую, одну серебряную, две бронзовых
медали и семь медалей «Юный участник ВДНХ СССР». А специально для Лейпцигской
ярмарки ребята научили говорить роботов «РЭМ-4» и Олимпийского мишку не только
по-русски, но и по-немецки.
2В: За большие успехи в развитии технического творчества училище награждалось
трижды дипломами 1 степени Главного комитета выставки достижений народного
хозяйства (ВДНХ), участвовало в 6 Международных выставках, достойно представляя
регион Урала в Чехословакии, ФРГ, Финляндии, Болгарии, ГДР, на ярмарке в городе
Лейпциге.
В областной выставке-ярмарке 1990 – 1991 гг. по изготовлению и реализации товаров
народного потребления училище также занимало призовые места.
1В: За годы своего существования училище претерпело много изменений, но все
поколения студентов и сегодня вспоминают дни учебы с большой теплотой.
2В: Если так говорят – человек пожилой,
Это опыта клад,
Это фонд золотой,
Это отблеск таланта,
И горенье в очах,
Это мудрость во всём
И в делах, и в речах,
1В: Вам спасибо за всё,
И за труд и за честь,
Вам спасибо за то,
Что вы были и есть!
2В: Слово для приветствия и поздравления предоставляется педагогу, ветерану труда
Кларе Феопентовне Катюниной.
1В: Мы приглашаем к микрофону Воронина Сергея Андреевича, много лет отдавшего
преподавательской деятельности в радиотехникуме.
2В: Дорогие друзья, принимайте музыкальный подарок от студентки 4 курса Ольги
Шамаевой!
Песня «Родина моя»
Фон меняется «Не расстанусь с комсомолом»
1В: А как же всё – таки 9 – е училище стало радиотехникумом?
2В: Чтобы проследить вехи этого пути нужно вспомнить историю Каменск-Уральского
радиотехникума, которая началась в 1954 году. Техникум первоначально располагался в
здании школы Рабочей молодежи. Вскоре было подготовлено здание по ул. Чайковского,
11. Поскольку студентов в то время было немного, техникуму хватало второго этажа
здания, а на первом этаже располагался книжный магазин.
1В: Первые учащиеся – три группы по специальности «Радиоаппаратостроение» – сели
за парты в начале октября 1954 года. На первый курс набирали ребят, окончивших
7 классов школы. В 1955 году возник вопрос о необходимости подготовки специалистов
по обработке металлов резанием.
2В: Первым директором радиотехникума был Александр Иванович Котюнин, первым
завучем – Вадим Федорович Парфенов. Первые два набора учащихся – 1954 и 1955 годов
– были дневными, с 1957 года стали набирать студентов на вечернее отделение.
1В: Хотя при основании радиотехникум был слабо оснащен техническим оборудованием,
большая работа, проделанная директорами Котюниным Александром Ивановичем,
Оболенским Георгием Владимировичем, завучем Карпенко Иваном Иосифовичем, а
также всем педагогическим коллективом, позволила в 70-е годы добиться признания
техникума ведущим среди вечерних техникумов отрасли по методической работе.
2В: Более чем за полвека техникум подготовил 5534 специалиста. Многие из них
впоследствии получили высшее образование, стали прекрасными руководителями,
рабочими, преподавателями, бизнесменами. Техникум по праву гордится своими
выпускниками.
1В: Высокий уровень профессионализма, ответственное отношение к делу,
интеллигентность характеризуют лучших наших выпускников от руководителей до
рабочих. Именно эти качества прививали студентам первые педагоги. Авторитет
техникума создавался его директорами Котюниным А.И. (1954 – 1965), Оболенским Г.В.
(1965 –1978), Бунтовой Н.А. (1978 – 1987), Кощеевым А.П. (1987 – 2003), завучем
Карпенко И.И., преподавателями Лузиной В.Р., Суриковым В.И., Котюниной К.Ф.,
Голубцовой Т.П.
2В: В 1992 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ Каменск-Уральский
вечерний радиотехникум – КУВРТ был переименован в Каменск-Уральский
радиотехнический техникум – КУРТ. Это событие явилось важной вехой в истории
техникума.
1В: В 2006 году приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области произведена реорганизация ГОУ СПО СО «Каменск-Уральский
радиотехнический техникум» путём присоединения к нему ГОУ НПО СО
«Профессиональное училище № 9».
2В: Итак, две славные истории слились в одну. Трудно представить, каким был бы мир,
если бы более века назад человечеству не открылись возможности связи. Радио,
телевидение, интернет, телефоны - вся электроника сегодня работает благодаря особым
техническим способностям просветленных умов. В нашем городе увлечённые техникой
молодые люди, как правило, начинают свой путь с обучения в Радиотехникуме.
Это единственная в Каменске - Уральском образовательная организация с широким
спектром технических специальностей.
1В: Специальности связаны с эксплуатацией и обслуживанием оборудования в области
машиностроения, энергетики, радиотехники и информационных технологий.
Радиотехникум обеспечен всем необходимым для достижения высоких результатов своих
студентов. Это и современные аудитории, лаборатории, мастерские с
высокотехнологичным оборудованием.
2В: В рамках комплексной программы «Уральская инженерная школа» студенты
и учащиеся из школ города и района совместно с педагогами радиотехникума
занимаются изучением основ робототехники и электромеханики.
В 2015 году в
сотрудничестве с социальными партнёрами создано студенческо - конструкторское бюро.
1В: Выпускники радиотехникума получают богатый багаж практических знаний,
что высоко ценится на рынке труда. Каменск-Уральский центр занятости, исследуя
вакансии рабочих мест в городе, определил самые востребованные специальности.
Профессия «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» входит в первую
тройку.
2В: Наши социальные партнёры – ведущие предприятия города, чья производственная
деятельность связана со специализацией радиотехникума.
1В: Сегодня они пришли поздравить всех с этой замечательной датой. Слово
предоставляется______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2В: Для поздравления
приглашаем__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
1В:
Да,
Радиотехникум сегодня – это единый мощный учебный комплекс c достойным
уровнем образования и учебной базой. Это уникальная лаборатория с новыми
образовательными технологиями и стартовая площадка для профессионального
становления и успешной карьеры.
2В: В Радиотехникуме каждый студент сможет проявить себя и реализовать свои
возможности. Ребята посещают кружки технической, творческой и спортивной
направленности на бюджетной основе.
1В: И, конечно, самые активные и талантливые студенты не ограничиваются учёбой.
Пресс-центр выпускает газету «На радиоволне», участники вокальной студии с успехом
выступают и в техникуме и на городских концертных площадках. Есть у нас даже свои
поэты.
2В: Встречайте первокурсника Кирилла Новикова, который воспел свою профессию
в стихах собственного сочинения.
Новиков Кирилл
1В: Конечно, качество образования обеспечивают педагогические кадры. Это
высококвалифицированный творческий педагогический коллектив единомышленников,
использующий в работе инновационные педагогические технологии.
2В: 30 % педагогов имеют высшую квалификацию, у многих, кроме педагогического,
есть большой производственный стаж. Среди педагогов техникума - 3 отличника ПТО
РСФСР, 3 педагога имеют ордена и медали РФ, 12 педагогов имеют почетную грамоту
Минобразования РФ
1В: Педагогический коллектив сегодня делает все для того, чтобы техникум развивался и
процветал. Формирование нового поколения молодых людей, ориентированных на
профессиональное становление и развитие, которые в дальнейшем станут опорой
современного сервиса, является одной из главных задач педагогического коллектива
техникума и общества в целом.
2В: И раз уж заговорили о педагогах, не можем не вспомнить ещё об одном любимом
празднике – 5 октября в нашей стране отмечается День учителя.
1В: От лица всех студентов, бывших, настоящих и будущих, сердечно поздравляем всех
педагогов. И желаем, конечно, только счастья.
Песня «Мы желаем счастья Вам» - Вокальный квартет.
(Музыкальный Фон меняется)
2В: Ну, что ж, машина времени снова вернула нас в 2015 – й – год 75-летия системы
профессионально-технического образования.
1В: Праздника труда, учения и беззаветной преданности выбранной профессии!
2В: Ну, а закончить наше путешествие хотелось бы замечательными строками,
отражающими всю самобытность и исключительность российской системы
профессионально-технического образования.
1В: Какое хорошее слово – «профтех»,
В нём радость труда и энергия тех,
Кто строил и сеял, варил и ковал,
Завод и страну из руин поднимал!
А ещё это слово военное!
За ним слава стоит нетленная,
Пацанов чумазые рожицы,
Да мозоли на детской кожице.
ФЗУ, ремеслухи, училища…
Ты надёжней поди-ка найди ещё!
ПТУшников армия славная
От Покрышкина до Гагарина!
И в истории, кровью оплаченной,
Вы отдельной строкой обозначены…
2В: Какое хорошее слово – «профтех»!
В нём опыт вот этих, в нём молодость тех!
В нём труд и учёба, и общий успех!
(ВМЕСТЕ) Давайте гордиться, что мы из «профтех»!
1В: Желаем ВСЕМ творческих успехов, удач во всех делах
и начинаниях во благо замечательного будущего нашего великой Родины!
2В: С Юбилеем!
1В: С Днём работников профессионально – технического образования!
2В: Спасибо за внимание!
1В: Праздничную программу вели:
2В: Илья Воротников
1В: И Анна Микеладзе
ВМЕСТЕ: До новых встреч!