"Байкал - жемчужина Сибири"

Автор: Ипатова Оксана Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ Ильинская СОШ
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Байкал - жемчужина Сибири"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка урока

для 8-х классов.

Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири»

Цели урока
:  Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;  формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно- следственные связи;  вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Оборудование:
физическая карта России, мира, мультимедийные учебники для 6 и 8 класса, учебники, атласы, контурные карты, таблицы, кроссворды, презентация по животному миру Байкала, модули, компоненты природы, написанные на бумаге, слова на доске “Чудо природы во всех отношениях”.
Ход урока.
1. Оргмомент. 2. Формулирование целей урока учащимися по легенде. На доске написана тема урока, но не до конца: “………- жемчужина Сибири”. Задача учащихся узнать объект изучения по легенде о его происхождении. “ Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”. Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект? Какова тема сегодняшнего урока? / Недостающее слово БАЙКАЛ дописывается в теме урока./ 3. Актуализация опорных знаний. Что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в таблицу в колонку “Я знаю”. Я знаю Хочу знать Я узнал
Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке. Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и правильные и неправильные высказывания. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале? 4. Постановка целей урока учащимися. А ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”. Проговорить вопросы, возникшие у ребят. Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке 1. Географическое положение 2. Происхождение 3. Климат 4. Воды 5. Живые организмы. Дети их называют вразброс, не в такой последовательности. Вопрос: “Почему я поменяла порядок ваших вопросов?”/ Потому что все в природе взаимосвязано, и все компоненты зависят от географического положения/. Это и есть план сегодняшней работы на уроке. 5. Работа с модулем по изучению Байкала по компонентам природы.
Байкал – жемчужина Сибири.

Цели урока
: 1.Углубить знания о физико-географических закономерностях на примере Байкала, изучить особенности Байкала. 2. Развивать навыки работы с различными источниками информации. Учебный материал Руководство по усвоению
Блок № 1 Географическое положение Байкала
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала. Используя физическую карту атласа, ответьте на вопросы. Ответы отразите на картосхеме. 1. Определите географические координаты центра Байкала. 2. Каково направление протяженности Байкала. 3. Вычислите протяженность озера. 4. В какой части России расположено озеро. 5. Как называется остров в центре Байкала.
6. Как расположено озеро по отношению к океанам.
Блок № 2 Природа Байкала
2. Каково происхождение котловины озера. Посмотрите сюжет электронного учебника и назовите: 1. вид озерной котловины Байкала; 2. как образовалась озерная котловина; 3. по карте назовите max глубину озера; 4. какие процессы происходят в зоне разломов земной коры. Отразите все ваши ответы на картосхеме. 3. Сделайте вывод Во что может превратиться Байкал, если была обнаружена новая max отметка глубиной 1637 м., и берега озера ежегодно расходятся на 2см/год. 4. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала. Используя климатические карты, заполните таблицу. Солн. Рад. T июля T января Осадк и Тип климата Стр.56 Стр. 62 Стр.61 Стр.64 5. Сделайте вывод. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья? 6. Каковы особенности вод Байкала? Используя текст учебника на стр.217 определите, в чем уникальность вод озера? Составьте схему и докажите: Уникальность вод Байкала Обменяйтесь ответами в классе. Рассказ учителя об уникальности Байкала. В Байкале вмещается:  5 американских озер  2 раза озеро Танганьика  90 раз Азовское море На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет и т.д./все данные прикрепляются на карте мира к объектам, о которых идет речь./ По физической карте определите:
1. Сколько рек вытекает из Байкала? Какие? 2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал? 3. Какой город стоит у берегов озера? Отразите ответы на картосхеме. 7. Какова неповторимость живых организмов озера? Прочитайте текст на стр.217 и отгадайте кроссворд “Животный мир Байкала”. 1. Организмы, обитающие только на одной территории. 2. Байкальский тюлень - ? 3. Промысловая рыба. 4. Чего нет у голомянки? 5. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг, эндемик, местное население говорит: “Нет Байкала без -----.” О ком? 6. Промысловая рыба, которая есть и в наших реках. 7. Живородящая рыба. Если вы ответили верно, то в выделенных клетках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота озера Байкал. 8. Сделайте вывод. Почему 3/4 живых организмов Байкала эндемики?
Блок Выход
9. Выполните задания и определите уровень своих знаний по теме. 1. Что обозначают эти цифры? А/ 40 м. Б/ 1637 м. В/ 15-20 млн.лет Г/ 332 Д/ 650 км. Е/ 20 Ж/ 40 лет 1. Длина озера Байкал. 2. Степень прозрачности Байкала. 3. Возраст Байкала. 4. Глубина озера. 5. Время для полной смены воды 6. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале. 7. Столько лет люди Земли могут на байкальской воде. Проверьте правильность своих ответов. Оцените работу. 7 баллов – 5; 6 баллов – 4; 5-4 балла – 3; 3 балла – 2.
2. Определите,
в чем Байкал является “чудом природы во всех
отношениях”, почему его называют жемчужиной Сибири?
3. Шолохов
на одном из съездов писателей сказал: “ Мы должны сохранить Байкал для будущих поколений”. Для чего?
Рефлексия
10. Ответьте на вопросы. 1. Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале. Все ли ваши вопросы раскрыты? 2. Что нового вы узнали об озере? Заполните эту информацию в третьей колонке Таблицы. Исправьте неверные утверждения в первой колонке, если они есть. 3. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
Домашнее задание
. Расшифруйте знаки на картосхеме, параграф 36, подготовьте сообщения на тему “Проблемы Байкала”.