"Рабочая программа по литературе"

Автор: Гуркина Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Елизаветовская СОШ
Населённый пункт: с. Елизаветовка Азовского района Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по литературе"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Елизаветовская средняя общеобразовательная школа Азовского района.
«Утверждаю» Директор МБОУ Елизаветовской СОШ приказ от 31.08. 2015г №114 _____________ Черкашина И. И.
Рабочая программа
по литературе основное общее образование, 9 класс Количество часов 100 Учитель Гуркина Елена Анатольевна Программа разработана на основе примерной программы по литературе основного общего образования с использованием авторской программы по литературе Т.Ф. Курдюмовой, 9класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель литературного образования
– способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089); - основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Елизаветовской СОШ (приказ от 29.08.2014г №151); - примерной программы по литературе основного общего образования с использованием авторской программы по литературе Т.Ф. Курдюмовой, 9класс; - учебного плана МБОУ Елизаветовской СОШ на 2015-2016 учебный год; - федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»), приказа МБОУ Елизаветовской СОШ от 15.05.2015 года № 64; - с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Общие цели образования с учётом специфики курса литературы.
1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. 2. Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма. 3. Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. 4. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного. 5. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.). 6. Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Литературное произведение в программе предмета Литература предстаёт и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого класса воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Именно поэтому литература ΧΧ века занимает в программе место, примерно равное месту, занимаемой литературой всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литература ΧΧ века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу её воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времён и связь литератур разных народов. Курс литературы в IΧ классе открывает третий этап изучения литературы в школе, на котором ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе. Структура курса даёт возможность получить первоначальные знания по
истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса. В IΧ классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Некоторые сведения о литературе античности и средневековья, а также эпохи Возрождения сопутствуют знакомству с русской литературой от древности до наших дней. Перед учениками – яркие страницы романтизма, богатство форм реализма. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души». Насыщенный материалом обзор историко-литературных событий сочетается с серьёзным изучением шедевров русской классики. Краткое знакомство с литературой второй половины ΧIΧ века даёт возможность представить литературу всего века. Большое внимание в ходе изучения литературы уделяется вопросам теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для её изучения. Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе подчинены ведущей проблеме учебного года. Так, в IΧ классе даётся представление об этапах развития русской литературы на фоне литературы зарубежной, а следовательно окончательно формируются качественные характеристики, которые дают возможность оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, даётся первое теоретическое представление об историко-литературном процессе. Знакомство с основными литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно - мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:  воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;  формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;  формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;  воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;  развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие.
В ходе освоения содержания курса «Литература» учащиеся получают возможность:
1
.
Сформировать и развить следующие умения и качества:  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;  потребность в чтении.  осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;  ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;  эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;  потребность в самовыражении через слово;  устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно- диалогическая технология, технология продуктивного чтения. 2. Научиться  самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;  самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;  самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования указанных навыков служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).  самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  пользоваться словарями, справочниками;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения. Средством развития указанных навыков служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;  создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) на изучение курса литературы в IΧ классе отводится 102 часа – 3часа в неделю. Последовательность изучения учебных тем курса, а также количество часов, отведённых на их изучение. № п/п Раздел программы Количество часов Количество работ по развитию речи Количество контрольных работ 1
Литература как искусство слова.
1 2
Литература эпохи Средневековья.
1 3
Древнерусская литература.
4 4
Литература эпохи Возрождения.
1 5
Литература ΧVIII века.
11 6
Литература ΧIΧ века.
54 4 1 7
Русская литература ΧΧ века.
31 1
Итого

103

4

2


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Литература как искусство слова.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Теория. Понятие о литературном процессе.
Литература эпохи средневековья.

Данте
. «Божественная комедия» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения. Теория. Название произведения.
Древнерусская литература.
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения). «Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение – первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова…». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова…» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В.А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова…» в лирике русских поэтов.
Литература эпохи Возрождения.

У. Шекспир.
«Гамлет». Слово о драматурге. Гамлет – герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов». Теория. «Вечный образ».
Литература ΧVIII века.
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности проявления классицизма и сентиментализма в русской литературе.
М.В. Ломоносов.
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года» , «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния» (фрагменты). Ломоносов – учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды. Теория. Ода.
Г.Р. Державин.
«Ода к Фелице» , «Властителям и судиям» , «Памятник». Державин – крупнейший поэт ΧVIII века. «Ода к Фелице» (общая характеристика с разбором отдельных строф). «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики. Теория. Классицизм и классика. Силлабо-тоническое стихосложение.
Д. И. Фонвизин.
«Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении. Теория. Классицизм в драматическом произведении.
А. Н. Радищев.
«Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии…». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия…» Теория. Традиции жанра путешествия.
Н.М. Карамзин.
«Бедная Лиза». Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Карамзин – историк. Теория. Сентиментализм.
И.В. Гёте.
«Фауст» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа. Теория. «Вечные образы» в литературе.
Литература ΧIΧ века.

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Н.М. Языков, А.В. Кольцов, Е.А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А.С. Грибоедова и проза А.С. Пушкина. Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Теория. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.
В.А. Жуковский.
«Море», «Невыразимое». Романтизм. Краткий очерк жизни и творчества Жуковского. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский – переводчик. Теория. Романтизм.
Дж. Г. Байрон.
«Душа моя мрачна…», «Видение Вальтасара», «Стансы». Жизнь великого поэта – властителя дум поколения и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов. Теория. Жанры романтической лирики.
А.С. Грибоедов.
«Горе от ума».Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Сценическая жизнь комедии. Теория. Внесценические персонажи пьесы.
А.С. Пушкин.
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Храни меня, мой талисман…», «Сожжённое письмо», «Если жизнь тебя обманет…», «Поэт», «Осень»(отрывок), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Творческий путь А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман…», «Сожжённое письмо» и др.). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет…», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина. Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско- эстетические раздумья поэта, вечность идей, отражённых в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения. Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери» . Нравственная проблематика («Гений и злодейство – две вещи несовместимые»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора. «Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А.С. Пушкин в русской критике (статьи В.Г. Белинского и др.). Теория. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.
М.Ю.Лермонтов.
«Ангел», «Ужасная судьба отца и сына…», «Поэт» (Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Нет, я не Байрон, я другой…», «Монолог», «Дума», «Пленный рыцарь», «Нищий» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына…» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой…» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. «Герой нашего времени». Жанр социально-философского романа. Особенности композиции романа, её роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Теория. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.
Н.В. Гоголь.
«Мёртвые души». Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники поэмы и приёмы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о
капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приёмы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма. «Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Приёмы создания образа героя. Город как носитель зла. Теория. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
И.С. Тургенев.
«Первая любовь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» - любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и её герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести. Теория. Стиль писателя.
Ф. И. Тютчев
. «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…», «День и ночь», «Эти бедные селенья», «Ещё томлюсь тоской…» «Она сидела на полу…». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.
А.А. Фет.
«Чудная картина…», «Я вдаль иду…», «Нет, я не изменил…», «Я был опять в саду твоём…», «Деревня», «На заре ты её не буди…» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета. Теория. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.
Л.Н. Толстой.
«Юность». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора. Теория. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.
А.П. Чехов.
«Человек в футляре», «Тоска». Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Жестокость мира, окружающего героя. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах. Теория. Юмор и сатира в их соотношении.
Русская литература ΧΧ века.


Русская литература ΧΧ века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и её судьбы.
А.И. Бунин
. «Жизнь Арсеньева» (главы). Бунин – поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями ΧIΧ века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» - автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика. Теория. Стилистическое мастерство.
М. Горький.
«Мои университеты» (главы). Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести – Алёша Пешков и его судьбы. Элементы публицистики в художественной прозе. Теория. Публицистика.
А.А. Блок.
«Россия», «Девушка пела в церковном хоре…» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в её будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.
С.А. Есенин.
«Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.
В.В. Маяковский.
«Послушайте!», «Прозаседавшиеся» и др. Слово о Маяковском. Поэт – публицист, поэт – новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
А.А. Ахматова.
«Песня последней встречи», «Сероглазый король» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики. Теория. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины ΧΧ века.
Г. Тукай.
Стихотворения из цикла О, эта любовь!». Традиционная для поэзии Востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы. Теория. Газель.

М.А. Булгаков.
«Мёртвые души» (комедия по поэме Н.В. Гоголя). «Собачье сердце». Краткое описание творческого пути писателя. Классические произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова – сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Теория. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.
В.В. Набоков.
«Гроза», «Рождество», «Сказка» (по выбору учителя и учащихся) . «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий его мир. «Рождество» - тонкость и чёткость характеристики человеческих чувств. Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»). Теория. Природа и человек в произведении искусства.
М.А. Шолохов.
«Судьба человека». Сложность человеческих судеб в годы Великой отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов – образ простого и стойкого русского человека, который прошёл войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.
А.Т. Твардовский.
«Василий Тёркин» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения («Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора («О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором. Теория. Создание народного характера.
Русская литература 60 – 90-х годов ΧΧ века.


Произведения различных видов, жанров, направлений писателей конца ΧΧ столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.
В.П. Астафьев.
«Царь – рыба»(главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за своё отношение к ней и её богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.
В.Г. Распутин.
«Деньги для Марии». Распутин – писатель – публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», её гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
А.В. Вампилов.
«Старший сын». особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность её содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
А.И. Солженицын.
«Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе.
В.М. Шукшин.
«Верую!», «Алёша Бесконвойный», «Ванька Тепляшин» и др. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Теория. Суровый гуманизм прозы второй половины ΧΧ века.
Лирика последних десятилетий ΧΧ века.
Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, Е. Евтушенко, Н. Глазкова, Б. Чичибабина (по выбору учителя и учащихся).
Итоги.
Пути развития литературы в ΧIΧ – ΧΧ веках. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/ п Название раздела программы Основное содержание по темам Основные виды деятельности ученика 1 Литература как искусство слова. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Актуализация знаний за курс литературы 8 класса 2 Литература эпохи Средневековья. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.
Воспринимать
текст литературного произведения.
Читать
выразительно фрагменты произведений литературы эпохи Средневековья.
Характеризовать
героя литературы эпохи Средневековья.
Выявлять
характерные для произведений литературы эпохи Средневековья, темы, образы и приемы изображения человека.
Находить
в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать
вопросы по тексту произведения.
Давать
устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.
Подбирать
и
обобщать
дополнительный материал о биографии и творчестве писателей эпохи Средневековья. 3 Древнерусская литература. Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития
Воспринимать
древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.
Читать
выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы.
Характеризовать
героя древнерусской литературы.
Выявлять
характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить
содержание жития с требованиями житийного канона.
Находить
в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать
вопросы по тексту произведения.
Давать
устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. 4 Литература эпохи Возрождения. У. Шекспир. «Гамлет». Слово о драматурге. Гамлет – герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов».
Воспринимать
текст литературного произведения.
Читать
выразительно фрагменты произведений литературы эпохи Возрождения.
Характеризовать
героя литературы эпохи Возрождения.
Выявлять
характерные для произведений литературы эпохи Возрождения, темы, образы и приемы изображения человека.
Находить
в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать
вопросы по тексту произведения.
Давать
устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.
Подбирать
и
обобщать
дополнительный материал о биографии и творчестве писателей эпохи Возрождения. 5 Литература ΧVIII века. Идейно- художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его
Воспринимать
текст литературного произведения.
Читать
выразительно фрагменты произведений русской литературы XVIII в.
Характеризовать
героя русской литературы XVIII в.
Выявлять
характерные для произведений русской литературы
особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности проявления классицизма и сентиментализма в русской литературе. XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить
содержание произведений русской литературы XVIII века с особенностями русского Просвещения и классицизма.
Находить
в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать
вопросы по тексту произведения.
Давать
устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.
Подбирать
и
обобщать
дополнительный материал о биографии и творчестве писателей ΧVIII века. 6 Литература ΧIΧ века. Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Н.М. Языков, А.В. Кольцов, Е.А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А.С. Грибоедова и проза А.С. Пушкина. Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Воспринимать
текст литературного произведения.
Читать
выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.
Читать
выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.
Характеризовать
героя русской литературы первой половины XIX в.
Выявлять
характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить
содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Находить
в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать
вопросы по тексту произведения.
Давать
устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать
сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать
общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять
признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Составлять
план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать
цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать
материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять
сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать
выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать
сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить
ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Конспектировать
литературно-критическую статью.
Писать
аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.
Подбирать
и
обобщать
дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя 7 Русская литература ΧΧ века. Русская литература ΧΧ века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и её судьбы. Произведения различных видов, жанров,
Воспринимать
текст литературного произведения.
Читать
выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.
Читать
выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.
Характеризовать
героя русской литературы первой половины
направлений писателей конца ΧΧ столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. XX в.
Выявлять
характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить
содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Находить
в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать
вопросы по тексту произведения.
Давать
устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать
сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать
общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять
признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Составлять
план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать
цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать
материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять
сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать
выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать
сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить
ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Конспектировать
литературно-критическую статью.
Писать
аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии
Подбирать
и
обобщать
дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, И. С. Шмелева, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, А. П. Платонова, А. С. Грина, М. А. Булгакова, А. Т. Твардовского
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока Раздел учебной программы, тема урока Количество часов Контрольные работы и работы по развитию речи Дата Примечание пла н фак т план фак т Введение
1
1 четверть 1 Литература как искусство слова. 1 01.09 Литература эпохи Средневековья
1
2 Данте «Божественная комедия». 1 02.09 Древнерусская литература
4
3 О древнерусской литературе. 1 04.09 4 «Слово о полку Игореве». 1 08.09 5 Художественные особенности «Слова…» 1 09.09 6 «Слово о полку Игореве» в русском искусстве 1 11.09 Литература эпохи Возрождения
1
7 У. Шекспир «Гамлет» 1 15.09 Литература XVIII века
11
8 М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1 16.09
1747 года» 9 М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния» 1 18.09 10 Г.Р.Державин. Ода «Фелица», стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник». 1 22.09 11 Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». 1 23.09 12 Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». 1 25.09 13 А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора. 1 29.09 14 Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии … » Черты классицизма и сентиментализма в произведении. 1 30.09 15 Н.М.Карамзин. Лирика и проза Карамзина. 1 02.10 16 Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. 1 06.10 17 Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. 1 07.10 18 И.В. Гёте «Фауст». 1 09.10 Литература XIX века
54

5
19 О русской литературе XIX века 1 13.10 20 В. А. Жуковский. Краткий очерк жизни и творчества. Романтическая лирика поэта. Жуковский – переводчик. 1 14.10 21 Дж. Г. Байрон. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. 1 16.10 22 А.С.Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». 1 20.10 23 Смысл названия и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 1 21.10 24 Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в ко медии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1 23.10 25 Герои и их судьбы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 1 27.10 26 Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 1 28.10 27 Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 1 30.10 28 Критика о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 1 10.11 1І четверть 29
Развитие речи.
Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 1 11.11 30 Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина 1 13.11 31 Любовная лирика А.С.Пушкина. 1 17.11 32 Философские размышления о жизни. Дружба в лирике А.С. Пушкина. 1 18.11 33 Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина 1 20.11 34 Маленькие трагедии А.С.Пушкина. «Моцарт и Сальери» 1 24.11 35 А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений 1 25.11
Онегин». История создания, особенности жанра и композиции. 36 Нравственно-философская проблематика произведения. Автор и его герои. 1 27.11 37 Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. 1 01.12 38 Татьяна как «милый идеал» Пушкина 1 02.12 39 Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов. 1 04.12 40 Картины родной природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1 08.12 41 Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин». 1 09.12 42 Критика о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 1 11.12 43
Развитие речи.
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1 15.12 44 Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. 1 16.12 45 Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. 1 18.12 46 Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. 1 22.12 47 Природа и человек в философской лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Три пальмы». 1 23.12 48 М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа 1 25.12 49 Русские офицеры и горцы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Фабула и сюжет. 1 12.01 1ІІ четверть 50 «Портрет поколения» в новелле «Тамань». 1 13.01 51 Любовь и дружба в жизни Печорина. 1 15.01 52 Любовь и дружба в жизни Печорина. 1 19.01 53 Художественные особенности романа Лермонтова «Герой нашего времени». 1 20.01 54
Развитие речи.
Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1 22.01 55
Контрольная работа
по творчеству М.Ю. Лермонтова 1 26.01 56 Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы 1 27.01 57 Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. 1 29.01 58 Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. 1 02.02 59 Помещики и чиновники в поэме и приёмы создания их образов. 1 03.02 60 «Живая Русь» в поэме и мотив дороги 1 05.02 61 Художественные особенности поэмы Гоголя «Мертвые души». 1 09.02 62
Развитие речи.
Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души». 1 10.02 63 Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». 1 12.02 64 И.С. Тургенев. Сюжет и герои повести «Первая любовь» 1 16.02 65 Нравственная проблематика повес ти И.С. Тургенева «Первая любовь» 1 17.02 66 Лирика Ф.И.Тютчева. 1 19.02 67 Лирика А.А. Фета. 1 24.02 68 Н.А.Некрасов. Своеобразие некрасовской Музы. Тема поэта и поэзии. 1 26.02
69 Л.Н.Толстой. Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия 1 01.03 70 Л.Н.Толстой. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора. 1 02.03 71 А.П.Чехов. Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. 1 04.03 72 А.П.Чехов. « Маленькая трилогия». Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои рассказа «Человек в футляре». 1 09.03 Литература ΧΧ века
28

1
73 О русской литературе XX века. 1 11.03 74 И.А.Бунин. Роман «Жизнь Арсеньева». 1 15.03 75 М.Горький. Судьба писателя и его раннее творчество. Повесть «Мои университеты». 1 16.03 76 М.Горький. Повесть «Мои университеты». 1 18.03 77 Русская поэзия Серебряного века. Лирика А.А.Блока. 1 30.03 ІV четверть 78 Русская поэзия Серебряного века. Лирика А.А.Блока. 1 01.04 79 Лирика С.А.Есенина. 1 05.04 80 Поэзия В.В.Маяковского. 1 06.04 81 Лирика А.А.Ахматовой. 1 08.04 82 Лирика А.А.Ахматовой. 1 12.04 83 Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» 1 13.04 84 М.А.Булгаков «Мертвые души». 1 15.04 85 «Мертвые души» Булгакова и Гоголя: общие черты и различия. 1 19.04 86 В.В. Набоков. «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий его мир. 1 20.04 87 М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». 1 22.04 88 А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». 1 26.04 89
Русская литература 60-90-х годов XX

века.
Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. 1 27.04 90 В.П.Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Царь-рыба». 1 29.04 91 В.Г.Распутин. Повесть «Деньги для Марии». 1 04.05 92 В.Г.Распутин. Повесть «Деньги для Марии». 1 06.05 93 А.В. Вапмилов. Пьеса «Старший сын». 1 10.05 94 А.В. Вапмилов. Пьеса «Старший сын». 1 11.05 95 А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Тема «праведничества» в русской литературе. 1 13.05 96 В.М.Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказе. 1 17.05 97 В.М.Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин». Изображение народного характера и картин народной жизни в 1 18.05
рассказе. 98 Лирика последних десятилетий XX века. 1 20.05 99
Итоговая контрольная работа.
1 24.05 100 Пути развития литературы в ΧIΧ – ΧΧ веках. Утверждение реализма в русской литературе. 1 25.05
Примечание.
1. В связи с совпадением уроков литературы по расписанию с праздничными и выходными днями (23.02.2016, вторник – 1 час; 08.03.2016, вторник – 1 час; 03.05.2016, вторник – 1 час) вместо 103часов запланировано 100 часов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА.
1. Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Москва. Дрофа. 2008. 2. Учебник: Литература.9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. М.: Дрофа,2009. 3. Литература Дона. Хрестоматии по литературе 8-10 классы. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга». 2005. 4. Хрестоматия по литературе. 8-10 классы. В двух частях. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга». 2005. 5. Электронные учебники «Уроки Кирилла и Мефодия» 5-11 классы. /CD-ROM for Windows/. 6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 2010 7. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007 8. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000 9. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 9 КЛАССА.

Индивидуальные, общественные и государственные потребности с учётом возрастных и индивидуальных

особенностей обучающихся 9 класса
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов, 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. 3. Формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. 4. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться: - умения самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую и наоборот. - умения планировать пути достижения целей, выделять альтернативные способы достижения цели, выбирать наиболее рациональные методы, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. - формирование осознанной оценки в учебной деятельности, умения содержательно обосновывать правильность результата и способа действия, адекватно оценивать свои возможности достижения цели самостоятельной деятельности; - знание наизусть художественных текстов в рамках программы; - умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; - владение различными типами творческих работ; - адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения. - свободное владение приемами составления разных типов плана; - умение использовать различные типы пересказов; - активное использование справочных материалов, Интернет-ресурсов и навыка работы с ними; - умение делать доказательные выводы. 5. Формирование общего представления о литературном процессе.
6. Формирование представлений о художественном произведении как части историко-литературного процесса в объеме программы. 7. Овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения во всех аспектах (жанр, сюжет, композиция, герои и все особенности художественного мира, характеризующего произведение).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итоговая оценка знаний, умений и навыков.
1. За учебную четверть (полугодие) и за год знания, умения и навыки учащихся по литературе оцениваются одним баллом. 2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, самостоятельных работ контрольного характера, тестов, зачетов, текущих, рубежных и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение. 3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи. Объем сочинений в 8 классе должен быть 3 - 4 тетрадные страницы. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: 1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. 3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей но-эстетического содержания изученного произведения. 4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно. 5. Умение анализировать художественное произведение в соот ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой. 6. Умение владеть монологической литературной речью; логич ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам. В соответствии с этим:
Отметкой
«5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико- литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво бодное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4»
оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по ступки героев и роль основных художественных средств в раскры тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль - зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3»
оценивается ответ, свидетельствующий в основ ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам , установленным для данного класса.
Отметкой
«2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведе ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с « Нормами оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка
«5» ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетель ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка
«4» ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи вающее хорошее знание литературного материала и других источни ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех- четырех речевых недочетов.
Отметка «3»
ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдель ные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2»
ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» -
90 – 100 %;
«4» -
78 – 89 %;

«3» -
60 – 77 %;
«2»-
менее 59 %.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Урок №55. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова

1. Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова.
1. 1814 – 1841 2. 1824 – 1849 3. 1812 -1837
2. Как называется имение, где прошло детство М.Ю. Лермонтова?
1. Грешнево 2. Тарханы 3. Михайловское
3.Укажите строки, в которых использована метафора:
1."В пространстве брошенных светил…» 2. «Под ним Казбек, как грань алмаза…» 3. «Играют волны – ветер свищет…»
4. В каком возрасте М. Ю. Лермонтов написал свое первое стихотворение?
1. В 10 лет 2. В 14 лет 3. В 16 лет
5. Первая ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ была в ….
1. В 1827 году 2. В 1834 году 3. В 1837 году
6. Назовите одно из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова
1. «Пророк» 2. «Смерть поэта» 3. «Дума»
7. В каком стихотворении поэт винил общество, себя, поколение в однообразной и скучной жизни?
1. «Нищий» 2. «Родина» 3. «Дума»
8. Кто является героем своего временив романе?
а) Грушницкий б) Максим Максимыч в) Вернер г) Печорин
9. Печорина звали:
а) Максим Максимыч б) Григорий Александрович в) Александр Григорьевич г) Евгений Александрович
10. Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин б) автор в) сама героиня г) Максим Максимыч
11. Кому из героев романа принадлежит следующая характеристика: «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет

лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не

соответствовали его твердой походке и бодрому виду».
а) доктор Вернер б) Вулич в) Максим Максимыч г) Казбич
12. Как сложилась судьба Бэлы?
а) ее увез Казбич б) она осталась с Печориным в) Она вернулась к своим родным г) она умерла
13. В какой из частей романа Печорин романтически увлечен девушкой-контрабандисткой, вольной дочерью

природы?
а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мэри» д) «Максим Максимыч»
14. Какая повесть является центральной в романе и характеризует его как «историю души человеческой»?
а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мэри» д) «Максим Максимыч»
15. Определите героя по портрету: «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий…А

уж ловок-то, ловок-то был, как бес!..»

а) доктор Вернер б) Казбич в) Максим Максимыч г) Печорин
16. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые н6а все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»
а) Максим Максимыч б) Вулич в) Вернер г) Грушницкий
17. Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как
а) социально-психологический роман б) исторический в) авантюрный г) роман странствий
18. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»
а) проблема положительного героя б) проблема любви и дружбы в) проблема современного поколения г) проблема отцов и детей Ответы: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Отве т 1 2 1, 3 2 3 1 3 г б г в г в г б г а г
Урок №100. Итоговая контрольная работа (тест).
1 вариант 1.Что не является жанром древнерусской литературы? а) житие, б) сказание,
в)
ода, г) былина. 2.Какой венок используют со времён Древнего Рима для поощрения победы? а) оливковый б) вишнёвый,
г)
лавровый, г) дубовый. 3.Что должно, по мнению Маугли, объединять людей? а) национальность, б) голос,
в)
кровь, г) неприятность. 4.Распределите имена писателей по возрасту «от младшего к старшему». а) Ломоносов, б) Пушкин, в) Державин, г) Лермонтов. 5.Какое произведение не написал Пушкин? а) «Метель», б) «Евгений Онегин», в) «Медный всадник»,
г)
«Недоросль». 6.В каком литературном направлении начал писать М.Ю.Лермонтов?
а)
романтизм, б) сентиментализм, в) классицизм, г) реализм. 7.Какой приём использует автор для раскрытия образов помещиков в поэме «Мёртвые души»? а) гротеск, б) психологическая характеристика, в) антитеза,
г)
портретная характеристика. 8.Какое произведение Пушкина посвящено теме «маленького человека»? а) «Барышня-крестьянка»,
б)
«Станционный смотритель», в) «Борис Годунов», г) Дубровский». 9.Кто из указанных русских писателей пользовался Эзоповым языком, создавая свои произведения? а) Фонвизин, б) Грибоедов, в) Некрасов,
г)
Салтыков-Щедрин. 10.Назовите двусложный размер стиха.
а)
хорей, б) амфибрахий, в) дактиль, г) анапест. 11.Напиши характеристику одного из литературных героев.
2 вариант 1.Откуда Черномор выводил богатырей? а) из озера,
б)
из моря, в) из реки, г) из пруда. 2.Какие произведения древнерусской литературы исполнялись под гусли? а) житие, б) легенды, в) притчи,
г)
былины. 3.В классицизме жанры подразделялись на группы: высокий штиль, средний, низкий. Какой из данных жанров не относился к высокому штилю? а) ода, б) поэма,
в)
комедия, г) трагедия. 4.Из какого города приехал в деревню герой Пушкина Евгений Онегин?
а)
из Петербурга, б) из Москвы, в) из Парижа, г) из Киева. 5.О каком из своих героев Гоголь сказал: «Без царя в голове»? а) Манилов, б) Собакевич, г) Ноздрёв, д) Плюшкин. 6.Распределите литературные направления по мере их появления в русской литературе. а) реализм, б) критический реализм, в) романтизм, г) классицизм. 7.Как заканчивается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на…»? а) тропинку, б) бульвар, в) крыльцо,
г)
дорогу. 8.Кого из русских писателей-драматургов считают основателем русского национального театра? а) Фонвизина,
б)
Островского, в) Грибоедова, г) Чехова. 9.Основная черта поэзии Н.А.Некрасова.
а)
народность, б) мотивы одиночества, в) портретная характеристика, г) краткость и точность. 10.Какой из указанных жанров не относится к эпосу? а) роман,
б)
трагедия, в) повесть, г) рассказ. 11.Напишите сочинение-миниатюру о любимом писателе. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Елизаветовской СОШ от 28.08.2015г №1 _________ /Л.Н.Чайка/ заместитель руководителя _________________________ методического совета дата _______ / Е.А.Рубан