Напоминание

"Развитие саморегуляции старших дошкольников"

Авторы: Черникова Светлана Николаевна, Новикова Ольга Николаевна
Должности: педагог-психолог, методист
Учебное заведение: СП "Детский сад №66" ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: мастер-класс для родителей
Тема: "Развитие саморегуляции старших дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер-класс для родителей

«Развитие саморегуляции старших дошкольников».

Цель:
дать понятие родителям о саморегуляции дошкольников старшего возраста, провести анализ стиля взаимодействия родителя и ребенка.
Задачи:
- коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, - осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, - диагностика семейных отношений, определение места, которое занимает ребенок в семье.
Материалы и оборудование:
бумага, фломастеры, шарфы или ленты (для упражнения «Ребенок-статуя»), медиапроектор, мультфильм «Тигренок в чайнике» («Киевнаучфильм», 1972г., реж. А.грачева, длительность – 5:58), памятки для родителей «Игры и упражнения для развития навыков саморегуляции у старших дошкольников).
Ход встречи:
Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а подвижные игры приносят наибольшее удовольствие. Но даже в этой наиболее развитой сфере управление своими действиями осуществляется детьми большей частью непроизвольно: через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений. Для того, чтобы научиться контролировать свои движения , ребенок должен овладеть такими умениями: - произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении, - различать и сравнивать мышечные ощущения, - определять соответствие характера ощущений ("напряжение- расслабление", "тяжесть-легкость", др.) - характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями ("сила- слабость", "резкость-плавность", темп, ритм), - менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности - точного мышечного чувства, моторной ловкости. Здесь можно помочь, используя механизм функционального психофизи - ческого единства: предложите ребенку представить себя тон ким, гибким, молодым деревцем, которое стоит на пригорке, подставив свои ветки и листики солнышку, и покачивается во все стороны от ласкового, свежего ветерка - и ребенок сделает плавные наклоны в стороны гораздо легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения за вами. Таким образом, адекватные образы фантазии и яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным. Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями: - произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает, - различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.), - одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие, - произвольно и подражательно "воспроизводить" иди демонстрировать эмоции по заданному образцу. Поскольку двигательные, психомоторные функции у дошкольников являются наиболее развитыми, то в развитии других психических функций естественно опираться на движение. Таким образом, ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности. Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:
- улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, - сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать-прочувствовать его эмоциональное состояние), - отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ наэмоциональное состояние товарища, проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения). Следующей ступенью совершенствования произвольной психической регуляции будет развитие у ребенка навыков контроля поведения. Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает - другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально- волевой регуляции: - определять конкретные цели своих поступков, - искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей, - проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций, - предвидеть конечный результат своих действий и поступков, - брать на себя ответственность. Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, являются не всегда продуктивными, иногда - неадекватными, часто - ограниченными нашим собственным опытом и недостатками, поэтому желательна специальная работа с детьми в этом плане. В обыденной жизни мы лишаем ребенка богатства выбора, и, следовательно, возможности совершенствования его поведения. Но и работу над собой никто не отменял. Предлагаю вам на конкретных примерах увидеть, что мы взрослые, очень часто не умеем держать себя в руках, и тем самым показываем нашим детям отрицательный пример, мы требуем от них определенного поведения, не замечая противоречий в наших требованиях.
Упражнение-разминка «Меняются те, кто…»
Участникам предлагается поменяться местами в зависимости от следующих условий: у кого один ребенок, у кого двое детей, чьи дети не любят кашу, чьи дети любят гулять, чьи дети не любят читать, чьи дети капризны, чьи дети имеют много друзей, чьи дети аккуратны и т.д.

Просмотр мультфильма «Тигренок в чайнике».
Описание мультфильма. Однажды большая и дружная семья собралась попить чаю. У семьи был любимый фарфоровый чайник. Мама напекла к чаю всяких сладостей и пошла заваривать чай на кухню. И вдруг она увидела в чайнике тигренка и несколько грубо попросила его выйти, но тот не хотел этого делать. Остальные члены семьи тоже грубовато попросили, и только младшая дочь смогла уговорить тигренка выйти. Вопросы для обсуждения: - есть ли на ваш взгляд, сходство между семьей, которую вы увидели в мультфильме, и вашей семьей? - Какие традиции существуют в вашей семье? - Кто, по вашему мнению, был прав в отношении тигренка? - как бы вы поступили в похожей ситуации? - какой вывод можно сделать из увиденной истории?
Упражнение «Ребенок-статуя».
Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере родители могут противоречить сами себе, терять самоконтроль. Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка. Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, ведущий предлагает выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем ведущий просит встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия. Ведущий разда ет присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по команде. Ведущий:Ты — моя маленькая дочь. Мы с тобой спешим в детский сад, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали. — Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты. В:— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу.
Перестань глазеть
! — я тебе отвечаю. И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама. (достать шарфик и завяз ать дочери глаза.) И мы дальше спешим в детский сад. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра? — Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать!
Закрой быстро свои уши!
(После этой фразы уши завязываются шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать. — Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести куклу, ту, что... — Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать!
Быстро рот закрой!
(завязывается рот шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная: — Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала!
Убери руки!
(Завязываюся руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее: — Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами!
Стой смирно!
(в этот раз завязываю ся ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка: — Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань! Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее: — Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала —
перестань реветь
, ты слышишь меня! (На этих словах с перевязываю т живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет. Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо. Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право. Затем развязываю по очереди то, о чем просит девочка. И, когда все уже развязано, спросить ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?
Спросить, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? (поддержка сзади). «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?» Затем ведущий бер ет за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говор ит: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»
Упражнение «Социограмма».
Участникам предлагается на листе бумаги изобразить схематично, в виде планет, звезд свою семью и взаимоотношения в ней. Обратная связь от ведущего. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми? Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; зеленый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей? Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения? В заключении, хочу пожелать вам, уважаемые родители, не терять самообладания над собой, быть в газах своего ребенка любящим и понимающим родителем!!!