"Особенности реализации педагогических технологий в целостном учебно-воспитательном процессе"

Автор: Лебедева Лилия Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ гимназия №2
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности реализации педагогических технологий в целостном учебно-воспитательном процессе"
Дата публикации: 16.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности реализации педагогических технологий в целостном

учебно-воспитательном процессе
В 60-е годы прошлого столетия американские психологи Дж.Кэррол и Б.С.Блум экспериментальным путем доказали, что процесс обучения будет более эффективным, если постоянными параметрами будут результаты обучения, а условия обучения оптимально подобраны для каждого ребенка. Одним из таких условий является время на усвоение учебного материала. Кэрролл и Блум сформировали основополагающее положение теории «полного усвоения»: «при правильной организации обучения и особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усвоить все содержание обучения». Этот постулат лежит в основе технологии «полного усвоения знаний» М.В.Кларина.
Технология
– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология
– совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)
Цель технологии
- создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Обучение и воспитание становятся значимыми, только тогда, когда через них идет процесс развития человека. Содержание образования обогащается новыми умениями, развитием информационной культуры, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Происходит технологизация учебно-воспитательного процесса. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: - от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; - от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; - от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. В настоящее время востребованы технологии, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания
обучения, специфическим особенностям каждой школы. Особенно актуальны сейчас технологии личностно-ориентированного обучения. Примером такой технологии является технология полного усвоения знаний. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития, их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Она есть организационно- методический инструментарий.педагогического процесса. Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах. Технологический процесс представляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат. Технологическими процессами в теории воспитания являются, например, методика организации коллектива, «коммунарская педагогика», организация внедрения единых требований, самоуправления, соревнования, системы воспитательной работы в школе или в классе. В теории обучения технологическими процессами являются, например, система форм и средств изучения определенной темы учебного курса, организация практических занятий по отработке умений и навыков грамотного письма или решения задач. Технологические подходы к организации воспитания и обучения: тесты на измерение умственной одаренности; разнообразные схемы — карты научения и отработки навыков; опорные схемы обучения; организационные структуры формирования самоуправления, соревнования, единых требований самообслуживания. В работах ученых-ди-дактов и учителей-новаторов разработаны: технологически четкая оптимизационная организация учебного процесса на уроке (Ю.К. Ба-банский); технологический процесс поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина); основные технологические приемы укрепления дидактических единиц усвоения математического учебного материала (П.М. Эрдниев); опорные листы (В.Ф. Шаталов); комментированное управление учебным процессом (липецкий опыт, С.Н. Лысенкова); технологические опорные моменты процесса обучения творчеству; знание как фундамент творчества, строгий отбор учебного материала, многократность повторения по-разному организованного материала, разностороннее развитие ученика, формирование устойчивого интереса, обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого, постоянный контроль учителя за работой ученика и индивидуальный подход (И.П. Волков). Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использо ванием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения. Прямыми задачами педагогической технологии и технических процессов являются:
• отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности; • отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения; • научение действиям с технологическим инструментарием; • развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать свою учебную, самообразовательную деятельность; • воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и общественно полезного труда. Особенности педагогической технологий и технологических процессов заключаются в следующем. Отдельные технологические цепочки имеют определенный воспитательный потенциал. Одни технологические процессы по своей структуре и способам их реализации воспитывают только внимание, исполнительность, способность действовать механически, исключительно при жестко заданной последовательности основных элементов программы. Такие технологии, в случае их абсолютизации, подавляют творческое начало личности, угнетают ее и ведут к воспитанию послушных «винтиков». Другие технологические процессы выполняют функцию подспорья для активной сознательной мыслительной работы и развивают в творческой личности способность облегчать свою работу путем кодирования поддающейся формализации информации. К особенностям педагогической технологии относится и то, что каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно найти свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Никакая технология не может заменить живого, эмоционального человеческого общения. Важная особенность — связь педагогической технологии с психологией. Каждое технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности, если имеет психологические обоснования и практические выходы. Одни технологические средства, связанные с наглядностью, основываются на особенностях детского образного мышления и обеспечивают наиболее яркое восприятие учебного материала. В основании других положены психологические законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе эмоционального возбуждения. Третьи базируются на способности нервной системы к бессознательному усвоению информации или навыка в процессе игровой деятельности или даже во сне. Нет ни одной педагогической технологической системы, в основе которой не лежали бы психологические законы. Еще одна особенность состоит в том, что любая педагогическая технология, ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает детей к творческому участию в разработке технологического инструментария: составлению технологических опорных схем, карт, к организации технологически четких форм воспитания и обучения. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов. Например, при обработке навыков решения типовых задач одни ребята, наиболее подготовленные, знающие последовательность технологических рабочих циклов, получают полную самостоятельность. Другим, менее подготовленным, учитель оказывает помощь и предоставляет возможность постоянной
консультации. В ходе реализации технологических процессов учитель организует в детской среде взаимные консультации, взаимопроверку и взаимооценку. Активность детей проявляется в возрастающей самостоятельности, в осуществлении на основе технологического инструментария взаимообучения, в технологическом творчестве. Огромное значение в активизации деятельности учащихся в технологическом процессе имеют психологическая установка на глубокое освоение материала, введение элементов игры, а также постановка перспектив опережающего характера. Особенностью педагогических технологий является также и то, что они не обеспечивают всем школьникам одинаково высокий результат обученности и воспитанности. Педагогическая технология не механический,раз и навсегда заданный процесс с неизменным выходом, а организационно-содержательная структура, сердцевина, определяющая направление взаимодействия педагога и детей при бесконечном разнообразии подходов и отношений. На педагогический результат технологического процесса большое влияние оказывает уровень мастерства педагога, степень подготовленности, общего развития каждого ребенка, общий психологический климат в коллективе, материально-техническая оснащенность, психологический настрой каждого ребенка. Таковы основные особенности всякой педагогической технологии. Все явления технологического порядка в педагогике условно можно классифицировать: • на крупные методико-технологические структуры; • технологические микроструктуры; • методико-технологические системные формообразования; • технологические приемы; • технологические звенья; • методико-технологические цепочки; • технологизированные формы учета результатов; • технологические средства. К крупным технологическим структурам относятся: структура целостного педагогического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации детского воспитательного коллек-тива; структурные звенья организации детского производительного труда. Нарушение технологической дисциплины в педагогической практике приводит к тому, что не соблюдается обязательная последовательность реализации всех элементов учебно-воспитательного процесса. Так, при наличии целей, содержания, форм работы нередко забывают о диагностике, обратной связи и коррекции, что делает педагогический процесс неуправляемым. То же происходит и в организации коллектива, когда игнорируются такие технологические звенья, как постановка перспектив или образование традиций. Строгое соблюдение технологической дисциплины
обеспечивает необходимый порядок, освобождает духовные силы для творческих проявлений и взаимодействий. Технологические микроструктуры возникают в разнообразных организационных формах педагогической работы, в методах педагогического взаимодействия. Так, технологическая структура обнаруживается в различных типах урока: комбинации таких основных элементов, как объяснение новых знаний, их усвоение и закрепление, применение на практике, проверка, творчество, получение обратной информации, контроль. Технологическое структурирование урока создает организационный каркас работы, определяет русло, обеспечивающее движение к учебной цели. Необходимо технологическое структурирование и форм воспитательной работы: классных часов, студийных, кружковых, секционных занятий. Технологические системные формообразования порождены передовой и новаторской педагогической практикой. Эффективность учебно-воспитательного процесса растет за счет перехода педагогов от применения разрозненных, изолированных форм к использованию совокупных методико-технологических формообразований, вовлекающих детей в систему активной деятельности, отношений, общения. Так, например, для изучения цельной темы по истории, исходя из специфики изучаемого материала, учитель планирует устойчивую, последовательную систему форм деятельности, включающую: лекцию — урок — практическое занятие с документами — экскурсию по местам исторических событий — встречу с ветеранами — самостоятельный отчет или доклад ученика. Для изучения цельной темы по биологии — экскурсию на природу — практические бригадные занятия — Урок — обобщающую лекцию. Эти технологические последователь-, ные системы форм обеспечивают глубокое и целостное освоение знаний. В воспитательной работе возможна такая, например, технологическая объединенная система форм педагогического взаимодействия: первичный коллектив — проблемная социальная ситуация — выбор совместно с учащимися способов деятельности. Технологические системы представляют собой целесообразную подборку взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих форм обучения или воспитания, формирующих устойчивые системные знания, умения и навыки, свойства личности, качества и черты характера воспитанника. Технологический педагогический прием — это компактный частный способ решения конкретной воспитательной или обучающей задачи. Прием никогда не реализуется изолированно, а входит в состав той или иной технологической системы обучения или воспитания. Формой выражения технологического педагогического приема являются: опорные сигнальные схемы, конспекты, игра, драматизация, а также ситуации с использованием диаграмм, карт, графиков, условных чертежей, записей, зарисовок. Так, при изучении математики, физики, химии широко используются опорные кодированные конспекты. В преподавании литературы — драматизация, суд над литературным героем, движение в анализе от художественной детали к постижению образа и идеи. В истории — мнемонические способы запоминания дат, последовательности событий, имен. В начальных классах в целях заинтересовывания детей широко используются разнообразные игры. Технологические звенья, представляют собой 'отдельные части крупных технологических структур. Например, цель или диагностика, или методы — звенья целостной структуры педагогического процесса. Отсутствие четкой педагогической цели лишает работу педагога смысла, игнорирование диагностик и обратной связи делает учебно-воспитательную работу неуправляемой. Нарушение технологичности происходит в организации воспитательного коллектива, если из процесса его организации выпадают система перспектив или единые требования, или самоуправление. Вместе с тем то или иное технологическое звено может иметь и самостоятельное, самоценное педагогическое
значение. Так, например, технологическое звено в организации детского коллектива — самообслуживание — в условиях хорошо налаженного домашнего быта становится для ребенка повседневной обязанностью и здоровой привычкой. Технологический элемент, звено микроструктуры урока — сообщение новых знаний или применение знаний и навыков на практике — может стать самостоятельной и единственной организационной основой занятия. Методико-технологические цепочки в творческой практике многих передовых учителей и воспитателей создаются в целях отработки навыков и умений. Для этого логически последовательно соединяются отдельные структурные звенья, приемы, диаграммы, карты, рисунки, Чтобы ребенок избежал утомления и потери интереса к занятию в процессе чтения, решения задач, написания букв, учитель разрабатывает систему приемов и способов разнообразного применения навыков в творческих работах, в рисунках, в разнообразных ситуациях. Эти задания, приемы, оригинальные способы применения навыка и выстраиваются в методико-технологическую цепочку. В области воспитательной работы организация дежурств, строгий режим, распорядок дня, выполнение общественных поручений также могут быть выстроены в своеобразную технологическую цепочку, отрабатывающую оптимальный алгоритм жизни. Таким образом, технологическая цепочка есть сумма взаимосвязанных, последовательно задействованных методов, способов, приемов, заданий, обеспечивающих отработку и закрепление учебных умений, трудовых действий, спортивных навыков, социально ценных форм и привычек поведения. Технологические процессы оснащаются технологизированными формами учета результатов работы, стимулирующими творческую активность детей, выявляющими их индивидуальные склонности и способности. Так, в своем' опыте'обучения детей творчеству педагог-новатор И:П. Волков завел на каждого ученика специальный дневник, в KOTOpo'м отмечается качество самостоятельно выполненных детьми работ. Если ученик выполняет задание творчески, с выдумкой, его успех отмечается в дневнике творческих работ. Технологически последовательные записи дают учителю достаточно полное представление о напряженности интересов и способностей школьника, что облегчает профориентационную работу. В ряду педагогико-технологических явлений важное место занимают технологические средства. Компьютерные устройства, машинное программирование, разнообразные приборы и аппараты могут и должны включаться в педагогическую технологию в качестве отдельных звеньев или в виде самостоятельной технико-технологической цепочки. Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество учителей, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.