"Организация образовательной деятельности в условиях введения ФГОС в дошкольных Организациях"

Автор: Мануйлова Людмила Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Б Чапурниковский д/с
Населённый пункт: Волгоградская область Светлоярский район село Большие Чапурники
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация образовательной деятельности в условиях введения ФГОС в дошкольных Организациях"
Дата публикации: 16.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Организация образовательной деятельности в условиях введения ФГОС в дошкольных Организациях» 1.Введение В настоящее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов о работе дошкольных учреждений. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в
дошкольном учреждении–правильная организация предметно- пространственной среды. 2.Организация предметно-пространственной группы В соответствии с ФГОС Д О предметно – пространственная среда в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Для того чтобы предметно – развивающая среда моей подготовительной группы соответствовала ФГОС ДО я изучила методическую литературу, программу под редакцией Вераксы Н.Е., по которой работает наш сад, нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Войдя в приемную каждому станет понятно, как называется моя группа, потому что на центральной стене вверху вы увидите яркую, сделанную из атласных лент, радугу, которая появилась среди идущих друг за другом облаков и подсвечивается солнцем. Группу мы назвали «радуга» не случайно, так как в ней 7 разных радостных цветов и живут они вместе, так и дети все приходят из разных семей, с разными характерами и живем одной семьей в саду. При входе в групповую комнату на двери большая корзина с цветами, по которой мы узнаем кто же пришел к нам сегодня в группу. (В середине цветочка – фото ребенка). Она так и называется «Здравствуйте я пришел!» На противоположной стене идут гномы, у которых колпачки и штаны раскрашены по цветам радуги (Гномы- это дети нашей группы). Гномы несут информацию для родителей о жизни в группе. Здесь же размещен и центр детского творчества: на стойке- работы по лепке, а на солнышке- рисунки и аппликация. Родители могут узнать информацию по питанию, полистать групповой альбом, в папках-раскладках познакомиться со статьями о здоровье и подготовке к школе. 2.1В раздевалке я оборудовала физкультурный центр, где разместила задачи по физическому воспитанию, комплексы зарядок, считалки и физкультминутки, здесь же дети берут атрибуты для игр: обручи, мячи,
скакалки, кегли, маски, массажные дорожки, ракетки и шары для тенниса, бадминтон, мешочки с песком. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей. Открыв дверь из раздевалки, мы попадаем в групповую комнату. При проектировании предметно-пространственной среды я придерживалась того, чтобы соблюдалось трансформируемость пространства, полифункциональность материалов, насыщенность, доступность, вариативность, безопасность среды. Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, атрибуты для игр- инсценировок. 2.2 Познавательно – речевой центр Здесь представлена познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Дети играют в дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. 2.3Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико- математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно –проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в
виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы и многое другое. 2.4Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, мелки, пластилин, разная по цвету и фактуре бумага, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, цветной картон, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, рисование губкой и ватными палочками, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, печать по трафарету, пластилинография), которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии «Я учусь рисовать», «Искусство оригами», «Я учусь лепить», раскраски, репродукции картин известных художников, скульптура малых форм, дидактические игры. 2.5Центр театрализованной деятельности представлен куклами, игрушками для различных видов театров (плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный). Диски и аудио кассеты, для сопровождения театрализованных игр, различные костюмы для ряжения. Настольный театр, изготовленные маски для обыгрывания сказок из бросового материала (жестяная банка), театр на фланелеграфе, театр варежки, теневой театр. 2.6 В книжном центре размещены книги для детей: энциклопедические, различные рассказы, сказки, басни, стихи, загадки, пословицы и поговорки. Здесь же дети знакомятся с портретами разных писателей и поэтов, их биографией. 2.7 Рядом находится патриотический центр, в котором дети знакомятся со своей большой и малой родиной, президентом страны, флагом, гербом, гимном,
столицей нашей Родины. Для этого здесь помещены наборы картинок, буклеты, фотографии, альбомы, статуэтки, куклы в разных народных костюмах. Так я воспитываю у детей патриотические чувства, гордость за свою Родину, уважение к Отчизне, чувство собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе Родины. 2.8Экологический центр представляет собой зону экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и опытов. Для расширения познавательного опыта организована зона экспериментирования, содержащая различные природный и бросовый материалы, оборудование и приборы для экспериментов, предметы рукотворного мира для обследования и преобразования. Здесь же вниманию детей представлены дидактические игры природоведческого содержания, наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры(альбомы, наборы картин, художественная литература, муляжи овощей и фруктов), глобус, искусственный аквариум, макеты скотного двора, леса, комнатные растения, проигрыватель для прослушивания записей. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений в воде, свете. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Оформлена картотека проведения опытов. 2.9Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и прочее, для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары,
предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов. В игровом центре находится магазин с набором продовольственных товаров, парикмахерская со своими атрибутами, больница, где доктор лечит своих пациентов, бытовой уголок для девочек с наборами посуды и бытовой техники, мы- водители, для мальчиков с машинами. 2.10Центр строительства представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям. 2.11Музыкальный центр соответствует возрастным особенностям и потребностям детей подготовительной группы. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, бубен, ложки, колокольчики, треугольники, молоточек, фортепиано, дудки, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов, музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкально- дидактические игры. 2.12 Центр дорожного движения расположен рядом с игровым центром машины(для мальчиков) и конструированием. Здесь перед глазами детей дорога, перекресток, дорожные знаки, дома, мелкие игрушки для обыгрывания. Дети, играя, закрепляют правила дорожного движения водителей и пешеходов. Это очень нужное и интересное дело для наших мальчиков, ведь в группе их 16 человек. 2.13 В центре дежурств висят фартуки, косынки, пилотки для работы по столовой, занятиям и по природе. Дети, глядя на фото, в кармашке, узнают кто сегодня будет помощником. В спальной комнате создана атмосфера покоя, равновесия. Стены
покрашены в спокойный салатный цвет, на окнах нежная тюль. После активной деятельности ребята с большим удовольствием засыпают под слова воспитателя: «Приятных снов». В теплое время года, особенно летом, дети больше проводят времени на своей площадке. Совместно с родителями мы оформили ее эстетично: разные сказочные герои, стол для игры с песком, песочница с закрывающимся пологом, площадку огородили цветочным бордюром, посадили совместно с родителями и детьми деревья, разбили огород, на котором дети трудились с большим удовольствием в утренние и вечерние часы лета. Созданная предметно-развивающая среда, способствует обогащению учебно-воспитательной работы с дошкольниками, обеспечивает целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников. Новизна изменений состоит: - в активном использовании в течение дня всех центров в группе; - в слиянии положительного воздействия социальной и разнообразной предметной среды. Для того чтобы предметная среда не утомляла, была по – домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов – никто не остается равнодушным. Но сколько бы мы ни обсуждали, важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её. Я хочу поделиться своим опытом организации образовательной деятельности на утреннем групповом сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, разработать план нового проекта, рассказать о чем думает, что чувствует. Утренний сбор начинается с приветствия. Перед началом которого, мы с детьми
обращаем внимание на стенды «Здравствуйте я пришел!», уголок именинника, здороваемся с нашей «радугой», повторяем девиз. В нашей группе введено дежурство по приветствиям. В это время идет работа с календарем природы. Дети не просто отмечают погоду, но и называют предыдущий день, его погоду, последующий. Во время озвучивания даты, дети ежедневно повторяют названия и значение ближайшего праздника. Во время счета детей совершенствуется навык порядкового счета, умение согласовывать существительные с числительным. В графике посещений отмечаем количество присутствующих детей, сравниваем с другими днями месяца. Таким образом, в интересной деятельности дети осваивают нормы родного языка, делятся тем, что душу переполняет. 3.Современные технологии взаимодействия с родителями Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности ребёнка трудно переоценить. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи для полноценного развития личности каждого ребенка. Именно такой подход обозначен в Законе об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Для осуществления поставленных задач необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому свою работу я начала с анкетирования, личных бесед на тему «Интересные формы взаимодействия». По результатам анкетирования корректировала свою работу с учетом пожеланий родителей. Вызвать у родителей доверительные отношения к ДОУ помог информационный стенд «Знакомство с семьей», на который помещаю фотографии всех членов семьи. Дети гордятся своими родителями и активно принимают участие в рассказах о них.
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию проектной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности. Это очень интересная форма взаимодействия родителей, детей и сотрудников ДОУ. Родители совместно с детьми подключаются к работе над каким-либо проектом, собирают интересную информацию об истории города, памятниках, культурных мероприятиях. Так мы организовали и провели проекты «Мы живем в России», «Мой край родной», Нетрадиционное рисование», «Времена года», «Наши друзья-насекомые», «Птицы нашего края», «Дети разной национальности в группе», «Наша площадка», «Цветники детского сада». Родители совместно с детьми сочиняли стихи, сказки, мастерили поделки, альбомы, сажали цветы, красили площадку, приходили на занятия родители детей разных национальностей и рассказывали о быте, традициях, языке других народностей. Свою работу представляли на общем мероприятии. Родители и дети в отношениях с другими начинают чувствовать себя комфортнее, так как получают друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. Такой вид деятельности, несомненно, сблизил всех участников мероприятия. Досуговые формы – это совместные праздники, развлечения, выставки. Они помогают нам устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги создали эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», организация «Семейных театров» с участием членов семьи. На этих мероприятиях родители
являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды. Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания», «Дары осени». Привлечь внимание к определенной проблеме помогают нам акции сада «Посади дерево», «Птичья гостиная», «Помощь приюту животных». После таких акций устраиваем чаепитие вместе с родителями. Одной из эффективных форм работы с родителями является совместное оформление стендов, фотовыставок. И, конечно же, портфолио своего ребенка, когда по крупице, год за годом мы вместе собираем его. Организовывали экскурсию к братской могиле ко 2 февраля с родителями с возложением цветов. Родительские собрания проходят в нетрадиционной форме «За чашечкой чая», в форме диспутов, организуем посещение семей воспитанников. Интересна идея создания в нашем детском саду условий для совместных (дети, родители, педагог) занятий физической культурой и спортом. Таким образом, родители, педагоги и дети активно участвуют в совместных физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду. Интересно оказалось нашим родителям участие в садовских, районных, областных, всероссийских конкурсах, где их дети занимали призовые места. Привлечение родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствует возникновению творческого вдохновения. Сфера взаимоотношений детей в семье, в детском коллективе представляет основной источник напряжений, конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития, создавать необходимые комфортные социально- психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие. Эффективность дошкольного воспитания в значительной мере зависит
как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. 4.Вывод Таким образом, организация образовательной деятельности в нашем саду выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ, современные технологии взаимодействия с родителями, как эффективное средство обеспечения преемственности в образовании дошкольников. Педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности - вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.