"Конструктивная деятельность в развитии произвольного внимания дошкольников".

Автор: Ромашкина Александра Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №123"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Конструктивная деятельность в развитии произвольного внимания дошкольников".
Дата публикации: 16.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конструктивная деятельность в развитии произвольного

внимания дошкольников.
Дошкольный возраст в жизни человека – важный этап в развитии всех психических процессов, фундамент формирования личности. Очень важно не упустить момент, вовремя создать условия для активной познавательной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей учебной деятельности. Подготовка к школе – это не только и не столько умение читать, считать и писать; прежде всего - это физическая, психологическая, нравственная, интеллектуальная готовность ребенка. Результаты психолого-педагогический диагностики, проводимые ежегодно в начале учебного года с детьми подготовительных групп, показали, что у большинства детей недостаточно сформированы навыки произвольного внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственного восприятия, снижен уровень самоорганизации. Именно произвольное внимание – основа успешного обучения в школе. Произвольное внимание, по мнению кандидата педагогических наук В.Д. Шадрикова, - активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание определенного уровня которого связано с волевыми усилиями. Произвольное внимание наиболее интенсивно развивается в учебной деятельности и играет в ней важную роль. Произвольность как новообразование, по исследованиям российских и зарубежных психологов, появляется у детей только к 9-10 годам. Вместе с тем, отсутствие произвольного внимания приводит к неуспешной учебной деятельности. Ребенок не слышит поставленной задачи, рассеян, невнимателен. Причинами несформированности произвольного внимания могут быть как возрастные, так и индивидуальные особенности детей, а также отсутствие целенаправленной работы по его формированию. Наблюдения за играми детей позволили сделать вывод: современные дошкольники любят конструировать, особенно их увлекает конструктор «Лего». В конструктивной деятельности у дошкольников успешно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение, пополняется и уточняется словарь детей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным
развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, развития тактильной чувствительности, восприятия формы и габаритов обьекта, пространства. Лего-конструирование вызывает у детей устойчивый интерес и пользуется неизменным успехом. Кнопочные конструкторы имеют ряд особенностей, благодаря которым они обладают определенными преимуществами перед металлическими или деревянными: - Разнообразие. В наборы входят такие детали: платы, кирпичики (длинные, средние и короткие), кубики, столбики, колеса, окошечки, кабины, декоративные детали, дуги, горки. Это позволяет в процессе конструирования ставить разные задачи, использовать сюжеты различных игр. - Своеобразие креплений: детали кнопочных конструкторов благодаря своей конструкции крепятся почти без физических усилий, но при этом достаточно прочно. Постройки, в отличие от сооружений с обычным креплением, мобильны. С этой точки зрения они напоминают детские игрушки, но, в отличие от них, имеют возможность создавать сложные модели. - Прочность, долговечность, легкость. Детали конструктора не тонут в воде, нетравматичны. - Яркость деталей привлекает детей. В работе по развитию произвольного внимания желательно использовать следующие способы работы: решение проблемных ситуаций, обучение составлению схематических изображений отдельных деталей и простейших комбинаций, моделирование обьектов по образцу, карточкам с моделями, собственному замыслу; применение словесных инструкций, вопросов, игровых заданий; анализ схем, образцов постройки. Игровые занятия можно проводить на основе литературных произведений, русских народных и авторских сказок Сказочные сюжеты позволяют успешно решать проблему устойчивости произвольного внимания детей на протяжении всего занятия. Обучение в контексте сказки способствует раскрепощению ребенка, развитию его коммуникабельности. Выполняя конструктивные задания, логически встроенные в сказочный сюжет, дети сами становятся участниками сказки. Использование графических моделей дает возможность детям соблюдать последовательность выполнения работы и выбирать нужные детали.
В работе с детьми необходимо ориентироваться на реализацию принципа постепенности и доступности, обучение осуществлять от простого к сложному.