"Мастер-класс. Технология проектного обучения на уроках химии"

Автор: Сагадеева Галина Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ "9 г. Аши (с профессиональным обучением)"
Населённый пункт: город Аша, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мастер-класс. Технология проектного обучения на уроках химии"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сагадеева Галина Анатольевна, учитель химии МКОУ «СОШ №9 г. Аши (с профессиональным обучением)»
Мастер-класс. Технология проектного

обучения на уроках химии
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Одна из основных компетенций, которыми должен обладать выпускник современной школы – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения. Достичь формирования этих компетенций возможно при использовании развивающих технологий обучения. Педагогической технологией, отвечающей в большей степени вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение. Итак, проект… Один из героев французского писателя Мольера всю жизнь не знал, что он говорит прозой. Многие, впрочем, и сейчас этого не знают, как не знают и того, что всю жизнь имеют дело с химией. Вставши утром, вы подходите к раковине и берете в руки кусок мыла. Вот вы уже и имеете дело с химией в лице одного из ее продуктов и в химических процессах – действия мыла на кожу. Не задумываясь, берете в руки зубную щетку и пасту для чистки полости рта. А давно ли люди начали чистить зубы? Назовите древнейший препарат для чистки зубов. Как вы думаете, какова тема нашего проекта?
Тема:
Химия и повседневная жизнь человека. Писатель-фантаст и ученый-биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Так ли это? Сегодня нам и предстоит это выяснить.
Основополагающий вопрос:
Верно ли утверждение «Все беды от химии?»
Цель:
усиление интереса к предмету химия через приобретение практически значимых знаний по химии и демонстрации связи химии с жизнью.
Задачи
:
1.
Научиться добывать информацию из разных источников, анализировать её, делать выводы.
2.
Выявить, какие химические вещества способны взаимодействовать с загрязняющим веществом.
3.
Выяснить, какие химические вещества не оказывают вредного воздействия на кожу человека.
4.
Определить, за счет каких веществ осуществляется механическая чистка зубов.
5.
Выяснить, нет ли в текстах реклам явных ошибок, неверно объясняемых с точки зрения химии и биологии процессов.
Этапы проекта:

1.
Мотивационный (организационный)
2.
Планирующий – подготовительный
3.
Информационно-операционный
4.
Рефлексивно-оценочный 1
Сагадеева Галина Анатольевна, учитель химии МКОУ «СОШ №9 г. Аши (с профессиональным обучением)» Используя прием «Угадай», мы, пройдя мотивационный этап, благополучно перешли ко второму этапу, на котором нам предстоит выбрать группы и распределить задания. Главное в нашей жизни – информация. «Кто владеет информацией – владеет миром». Поэтому 1 группа – «Спонсоры знаний», работая с различными словарями, даст нам ответ на вопрос: что такое гигиена, косметика, парфюмерия? 2 группа – «Исследователи». Провести мини-исследование, изучив состав моющих и чистящих средств. Ответить на вопрос : Что общего между этими средствами? Благодаря каким хим. веществам они способны взаимодействовать с загрязняющим веществом (чаще всего с жиром) и переводить его в воду или водный раствор? 3 группа – «Искатели». Провести мини-исследование, изучив состав средств ухода за кожей. Ответить на вопрос : Что общего между этими средствами? Благодаря каким хим. веществам они не оказывают вредного воздействия на кожу человека? 4 группа – «Экспериментаторы». Провести мини-исследование, изучив средства ухода за зубами. Ответить на вопрос : Что общего между этими средствами? Благодаря каким хим. веществам они обеспечивают механическую чистку зубов? Мини-исследование – со зрителями. Рекламируя твердый дезодорант для мужчин «Ме nnеn», его разработчики сравнивают свой продукт с наиболее распространенными аэрозоль ными дезодорантами, которые, по их утвержде нию, «состоят только из спирта и газа». И далее рекламный текст уверяет нас, что «спирт испаряется, а вместе с ним исчезает твоя защита, и толь ко твердый дезодорант дает тебе твердых 110% защиты».
Так ли это?
Авторы рекламы слегка искажа ют факты в свою пользу. Прочитав информацию на нескольких аэрозольных баллончиках с дезодорантами, например «Fevег», мы узнаем, что в со став таких дезодорантов входят не только спирт, бутан, изобутан, пропан, но также ароматические вещества (по-английски fragrance), которые оста ются на коже, когда «спирт испаряется, а газы улетучиваются». Так действуют все одеколоны и духи, которые содержат ароматические вещества — чаще всего это эфирные масла. Спирт, в кото ром растворены эти масла, испаряется, а сами масла испаряются очень медленно и поэтому долго сохраняют аромат. Именно об этом и умолчали рекламодатели твердых дезодорантов. Но преимущества у твердых дезодорантов действительно есть. Поскольку аэрозоли содержат горючие газы, пользоваться ими надо с большой осторожностью: не распылять вблизи открытого пламени, в при сутствии курящего человека, хранить в месте, не доступном для детей. Кроме того, при распылении таких препаратов неизбежно попадание их компонентов в воздух, а это небезопасно для здоровья, особенно людей, склонных к аллергии. Твердые дезодоранты более компактны. Вот эти факты и следовало бы подчеркнуть в рекламе. Вот как рекламируют производители порошок «Dosia bio-active»: «Качество по разумной цене. Благодаря содержащимся в порошке ферментам 2
Сагадеева Галина Анатольевна, учитель химии МКОУ «СОШ №9 г. Аши (с профессиональным обучением)» «Dosia» эффективно удаляет загрязнения со всех видов тканей (хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических) при температуре воды 20— 100 °С. « Dosia bio-active» подходит как для замачивания и кипячения, так и для стирки в стиральной машине». Эта реклама не самая удачная. Если производители хотели подчеркнуть особенности именно той разновидности своего порошка, кото рая включает биодобавки, им следовало бы пере числять не виды тканей, которые можно стирать этим порошком, а виды загрязнений, которые он отстирывает особенно эффективно, — загрязнения веществами белковой природы, например мясны ми соусами. Кроме того, такие порошки эффективны только при температуре не выше 40°С, так как при более высоких температурах ферменты теряют активность, поэтому авторам рекламы сле довало это оговорить в тексте. Конечно, можно ис пользовать этот порошок и в интервале указанных температур (20—100°С), но при температурах вы - ше 40° С он будет действовать уже не как биопорошок, а как обычный стиральный порошок. Цитирую текст телерекламы одного из по пулярных стиральных порошков: «Биодобавки нового «Лоска» любую грязь отстирают просто». Биодобавки отстирают только загрязнения белковой природы, но вряд ли справятся с жирны ми пятнами, особенно старыми. Поэтому эта реклама сильно преувеличивает возможности стирального порошка. Последний этап –
завершение
проекта. Каждая группа сейчас представит нам результаты своих исследований и попробует ответить на основополагающий вопрос урока.
Вывод:
Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Использование людьми достижений совр. техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Спасибо всем за работу.
Рефлексия
1. Сделал дело – гуляй смело. 2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. 3. Работа – не волк, в лес не убежит. 4. Одна голова – хорошо, а две – лучше. 5. Что посеешь, то и пожнешь. 6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Работа учителя – это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, пользуется индивидуальными приемами, которые на каждом уроке поддерживают заинтересованность, любознательность у детей, оставляя маленькую тайну на последующий урок, подводят к поиску нового и к желанию постичь это новое. Мудрый педагог даст возможность проявить себя каждому. 3