"Управление формированием готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности"

Автор: Попова Ирина Вячеславовна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №67"
Населённый пункт: г. Березники
Наименование материала: статья
Тема: "Управление формированием готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Модель управления формированием готовности педагогов дошкольного

образовательного учреждения к инновационной деятельности.
Попова Ирина Вячеславовна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67» г. Березники, Пермский край
Актуальность темы. Беспрецедентное в истории российского образования расширение потока педагогических и управленческих инноваций поставили руководителей дошкольных образовательных учреждений перед необходимостью создания новых систем управления. Это в свое время потребовало переосмысления предназначения системы управления дошкольного образовательного учреждения вообще и каждой из ее подсистем (в том числе и подсистемы управления развитием инновационной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения), в частности. Педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения. Процессы изменений образования и общества требуют от педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении. Педагогические коллективы на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуется как несистемные и поверхностные. Таким образом, на лицо противоречие между существующим заказом на творческую (инновационную) деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и имеющимися трудностями в практическом выполнении этого, с другой стороны. Все выше изложенное позволило мне определить тему исследования: «
Управление

формированием готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к

инновационной деятельности».
В ходе исследования на основе анализа литературы по менеджменту в образовании - был изучен процесс управления дошкольным образовательным учреждением в режиме развития; - теоретически выстроена модель управляющей системы формирования готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности; - выявлены критерии, методы диагностики, уровни готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности; - определены условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности; - спроектирована технологическая система управления формированием готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. Внедрение данной технологии осуществлялось через Школу педагогического мастерства. Цель работы школы: формирование компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах педагогических инноваций. Основные задачи: 1. Раскрытие факторов, причин и барьеров инновационной деятельности. 2. Формирование у педагогов психологической готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. 3. Подготовка педагогов к опытно-экспериментальной работе. Направления работы Школы педагогического мастерства: обучение педагогов, обмен опытом работы, анализ диагностических материалов, информирование о ценном опыте. Работа по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности в Школе педагогического мастерства представляла собой пятиэтапную систему: I Подготовительный этап. Изучение потребностей в знаниях. II Организационный этап. Подготовка учебного плана. Выбор оптимального режима работы. III Теоретический этап. Подготовка кейс-пакета. IV Деятельностный этап. Организация учебного процесса. V Аналитический этап. Подведение итогов.
Система не может развиваться без анализа проблемы управления. С этой целью в ДОУ был проведен социально-психологический аудит эффективности (автор В.Г.Алямовская). Цель: оценить соответствие методов управления сохранению позитивного психологического состояния сотрудников и формированию благоприятного климата, соответствующего развитию инновационного пространства. Достоверность получаемой в процессе экспериментальной работы информации и объективность оценок обеспечивались достаточной последовательностью изучения, репрезентативностью исследовательских данных, конкретностью задач, критериев и показателей, систематической и своевременной регистрации, анализа результатов диагностирования, учетом и сопоставлением мнений всех участников эксперимента. Обучение педагогов в Школе педагогического мастерства осуществлялось в течение учебного года с октября по май, два раза в месяц в «методический» день – четверг, подготовлен учебно-тематический план (программа) по обучению педагогов. Программа курса рассчитана на 32 часа, из которых 7 часов составляют лекционные занятия и 25 часов – семинарские и практические. Программа состоит из 4 разделов. Раздел 1. «Идеи и проблемы современной педагогики и индивидуальный педагогический опыт» (8 часов). Раздел 2. «Инновационные процессы в образовании. Педагогика развития: методы и организационные формы» (8 часов). Раздел 3. «Развивающие педагогические технологии» (8 часов). Раздел 4. Инновационная деятельность в образовании (8 часов). Изучение каждого из четырех разделов начиналось с изложения преподавателем теоретического материала темы. Занятия в этом случае были организованы в форме лекции. В Школе педагогического мастерства нами были организованы и проведены четыре семинара (по количеству разделов): «Роль педагогического опыта в совершенствовании учебно- воспитательного процесса», «Педагогика развития: методы и формы», «Развивающие педагогические технологии», «Что такое педагогическое творчество?» (Проблемный семинар). В ходе семинаров нами были использованы такие активные формы работы как диспуты, дискуссии, анализ педагогических ситуаций, деловые игры и так далее. Еще одной формой повышения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности являются педагогические тренинги. В ходе тренингов были использованы игры- упражнения, которые позволяли включать обучающихся в разнообразные ситуации, связанные с выражением различных отношений к себе, к коллегам, к педагогической профессии в целом. Это позволяло развивать потребность в личностной рефлексии. К концу эксперимента были разработаны проекты: «Родительские встречи в клубе МАМАнтенок», «Искусство Прикамья». Детские исследовательские проекты: «Мусор», «Береза», «Птицы». Диагностическое пособие: «Обследуя, обучаем» Методическое пособие: «Обучайка» Все материалы получили высокую оценку методического совета учреждения. Проекты были реализованы в детском саду. Диагностическое пособие: «Обследуя, обучаем» и пособие: «Обучайка» были представлены на городской конкурс «Сто друзей». Диагностическое пособие: «Обследуя, обучаем» было отмечено дипломом 2 степени. Апробированная технология формирования готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности позволила: - сформировать у педагогов положительное отношение к новшествам; - развить желание овладеть инновационными технологиями; - сформировать умение предвидеть, при необходимости снимать барьеры новшества, прогнозировать динамику взаимоотношений и мотивации воспитанников, коллег и администрации.