"Развитие творческого потенциала дошкольников через использование природных материалов"

Автор: Новикова Мария Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Кэнчээри"
Населённый пункт: с.Тумул МО "Намский улус" Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого потенциала дошкольников через использование природных материалов"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие творческого потенциала у дошкольников
Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность - это, прежде всего, знающий, уверенный к себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут художниками – профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то творить будут многие. Впечатление детства во многом определяют будущее каждого человека. Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая. Изобразительная деятельность – это специфическая образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация. Тесное общение с природой, с народно-прикладным искусством способствует формированию ребенка к личности, к развитию родной речи и развитию творческих способностей. Изобразительно- продуктивная деятельность с использованием природного материала является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляется разные стороны развития ребенка. Приоритетным направлением нашего детского сада «Кэнчээри» является художественно-эстетическое развитие детей, поэтому большинство занятий по дополнительному образованию детей имеет художественно-эстетическое направление. По дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста мною разработана программа «Кэрэ көстүүлэр», где воспитанники узнают о народно-прикладном искусстве своего народа, учатся к любви к родному краю используя экологически чистые материалы: солому, камыш. Занятия начинаются с экскурсии на озеро и пашню, с заготовки, обработки материалов. В ходе занятий дети составляют рассказы, придумывают загадки, узнают много нового: о пользе природного материала, об истории использования камыша в быту в старину. Например: русский народ из сухих корневищ мололи муку и добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша использовали для плетения ковров, легких хозяйственных сумок. Якутская земля богата предметами декоративно-прикладного искусства, созданными на основе глубоких художественных традиций. Декоративное искусство является формой отражения окружающей действительности. Дети с удовольствием украшают силуэты предметов обихода орнаментами, элементы которых стилизированы по мотивам из окружающей жизни и природы. Изучая элементы якутского орнамента и быт своего народа дети впервые входят в мир символики, игры воображения. Дети в первую очередь должны знать искусство того народа, той республики, где они живут. Нельзя забывать, что патриотизм начинается с родного дома, с родной природы, с родного народа. Специальный подбор доступных элементов орнамента, разработка системы методов и приемов поэтапного обучения обеспечивает развитие художественных способностей, зрительную чувствительность. У детей повышается эстетическое восприятие, чувство ритма, симметрии, цвета, композиции. Заготовку соломы и камыша лучше начинать в конце лета, когда они становятся золотистыми. Соломенные ленты и камыш для аппликации можно приготовить двумя способами: 1. Горячий – положить приготавливаемый материал между двумя бумагами или газетами и утюжить горячим утюгом. Получатся узкие плотные ленты. Такие ленты используются для создания выпуклых рельефных аппликаций. 2. Холодный – нужно разрезать солом вдоль 3
ствола, раскрыть в стороны и погладить кольцами сильно нажимая на них. Окраска камыша, соломы: коричневый или темно-коричневый оттенок получается при длительном горячем способе. Серебристо-белый оттенок получается в результате отбеливания (перекисью водорода) соломы. При кипячении соломы в растворе питьевой соды можно получить желто-золотистый оттенок, в растворе марганцовки – розоватый. Основа для композиции должна быть плотной (бархатная бумага, картон, фанера, ДВП). Этапы выполнения работы: 1. Рисуем эскиз. 2. Готовим детали из бумаги. Наклеиваем соломенные ленты на бумагу клеем ПВА. Соломенные ленты должны быть больше, чем деталь и кладем под груз. После сушки под грузом лишнюю соломенную ленту вырезаем по краю бумажной детали. 3. Составляем картину: готовые детали клеим на основу и опять кладем под груз. Работа с природными материалами сближает ребёнка с родной природой, воспитывает бережного, заботливого отношения и формирует трудовых навыков. Изготовление поделок из природного материала я считаю, что труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Большое внимание оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка. Так как занятии способствуют у детей развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями геометрических фигур, получают представление о пространственном положении предметов ( слева, справа, в углу, в середине ) и величине ( больше, меньше ). Эти понятии легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображения предмета по частям. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки (пальцы становятся гибкими ), координации движений: точности, уверенности. Ребёнок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, раскладывать формы на листе бумаги на ровном расстоянии друг от друга. Работа с природными материалами позволяет детям проявить свои творческие навыки, приобрести новые изобразительные навыки. На занятиях создаю атмосферу доброжелательности, регулирую дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры и массаж пальцы рук, чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации. Использование диалогической речи в игре позволяет облегчить общение друг с другом и развивает коммуникативные и творческие способности. Дети с удовольствием продумывают загадки и составляет рассказ о своих работах. Наши поделки составлены из коллективных работ детей. Коллективная работа- это сложная, но очень интересная в плане организации форма, когда работа выполняются всеми детьми одновременно. Она даёт много возможности для общения. Совместная деятельность детей и взрослых положительно сказывается на общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата. В совместной с ребёнком деятельности воспитатель должен быть самым творческим участником, каждый раз по- новому выполняя знакомые детям задания. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения друг с другом и со взрослыми, радостные чувства обьединяют детей. Диагностика по развитию творческих способностей у детей проводится в начале и в конце учебного года. По результатам диагностики мы пришли к выводу, что творческие способности у детей в конце года повышены. Отношения с детьми строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю работы из природного материала не 4
только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребёнка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия этими материалами способствуют выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность. Проведенная работа по развитию творческих способностей детей позволяет сделать некоторые выводы: - системная комплексная работа является первым и непременным условием развития творческих способностей детей; - залогом успешного развития творческих способностей детей их фантазии, воображения является так же создание условий для свободной самостоятельной деятельности для развития представлений о многообразии окружающего мира; - аппликация из природного материала вызывает положительные эмоции, снимает отрицательные; - расширяет знания о народно- прикладном искусстве и быте родного народа. Полученные знания и навыки могут пригодиться в дальнейшей жизни ребенка. Список использованной литературы: 5
1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности – СПб, 2003. 2. Художественное творчество в детском саду, под редакцией Н.А.Ветлугиной – М., 1974. 3. Захарова Н.Р. Декоративное рисование в детском саду – Якутск, 1991. 4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения //№ 3 2012. 5. Дошкольное воспитание// № 9, 2009. 6. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Туманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 7. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 8. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) -М.: Просвещение, 1987. 9. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Туманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005. 11. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. Диагностика творческих способностей детей 6
7