"Интегрированные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС ДО"

Автор: Бубнова Анна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад о.в. "Белочка"
Населённый пункт: п.Федоровский ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС ДО"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированные подходы к организации коррекционно-развивающей

работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС ДО

Бубнова А.А., учитель-логопед
пгт.Фёдоровский ХМАО -Югра, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка» Характеристика интегративных качеств выпускника дошкольного учреждения содержит такие параметры, как любознательный, активный, общительный. Выпускники детского сада, следовательно, будут общительными, коммуникабельными, способными устанавливать со сверстниками партнёрские отношения. Поэтому именно личностное развитие является основным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и основополагающим фактором в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО). В контексте коррекционно-развивающей работы под интеграцией содержания дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении нами понимается состояние взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее единство процесса образования, развития и коррекции имеющихся недостатков. Поэтому интеграция образовательных областей в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками должна строиться на специфических принципах: -принцип соблюдения интересов ребёнка, определяющий позицию учителя-логопеда, призванного решать проблемы ребёнка с максимальной пользой в интересах полноценного детского развития; - принцип системности, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития; - принцип непрерывности, гарантирующий ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению;
-принцип рекомендательного характера оказания помощи, обеспечивающий соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) на защиту прав и интересов детей [2, с. 24]. Система коррекционно-развивающей работы на дошкольной ступени образования с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание: диагностическая работа по своевременному выявлению детей с речевыми недостатками; коррекционно - развивающая работа по обеспечению своевременной специализированной помощи в развитии и коррекции недостатков детей в условиях дошкольного образовательного учреждения; консультативная и информационно – просветительская работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения детей и их семей, разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного и коррекционно-развивающего процесса. Основными современными нововведениями в системе коррекционной работы, при которых происходит наибольшее развивающее воздействие, считается интеграция разных видов детской деятельности. В нашем учреждении успешно осуществляется комплексно-интегративное взаимодействие учителей – логопедов и воспитателей в рамках единой образовательной деятельности. Так, происходит интеграция областей «Коммуникация», «Познание» и «Художественное творчество». В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности, помимо собственно речевых игровых развивающих заданий, педагоги используют задания на развитие мелкой и крупной моторики; для составления схем слов и предложений вводят элементы конструирования; при разделении слов на слоги и звуки - навыки счёта. Таким образом, создаётся единое образовательное пространство для детей с особенностями в развитии и разными образовательными возможностями. В условиях нашего учреждения, для детей с
нарушением речи, пожалуй, самым главным является коммуникативная компетенция. Работа в данном направлении предполагает несколько этапов. 1. Стимуляция невербальных средств общения – осознание детьми собственных эмоций и ощущений. На данном этапе применяется комплекс игр «Мир чувств», который учит детей понимать эмоциональное состояние человека, его мимику, жесты, позу. 2. Формирование представлений о правилах и способах эффективного общения, под которыми понимается формирование представлений о правилах общественного поведения, умение осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений, осваивая основы этикета (обращения, просьбы, прощания, совет, приветствия). 3. Развитие всех компонентов устной речи. Для реализации задач в данном направлении в образовательном учреждении созданы специальные условия: организованы индивидуальные и подгрупповые занятия, занимательные дела, игровые обучающие ситуации по коррекции недостатков речевого развития, имеется логопедический пункт, кабинеты учителей-логопедов с оборудованием и пособиями, обеспечивается комплексный подход при коррекции речи, что способствует установлению интегрированных связей между специалистами, работающими с детьми, предусмотрены коррекционно-развивающие мероприятия в течение дня (артикуляционная гимнастика – ежедневно, 3-5 минут, пальчиковый игротренинг, ежедневно, 2-3 минуты; отработка лексико- грамматических категорий в игровых обучающих ситуациях, ежедневно, 4-5 минут; индивидуальная работа с детьми по преодолению несовершенств детской речи, динамические паузы с речевым сопровождением, подвижные игры на развитие общей моторики, координацию движений и речи в рамка определенной лексической темы; дыхательные упражнения на развитие речевого дыхания; игры на релаксацию; логоритмические упражнения, 2 раза в неделю в непосредственно образовательной деятельности (НОД) по образовательной области «Музыка»; коррекционное (логопедическое) индивидуальное и подгрупповое общение детей с логопедом – 2 раза в неделю).
Практическое овладение детьми нормами устной речи начинается с овладения диалогом, смеем утверждать, что самым эффективным в этом направлении является использование разных видов игр. Развитие монологической речи – самый сложный этап в обучении, предполагает: логическое развёртывание мысли в виде связного высказывания; умение самостоятельно определять тему рассказа, содержание; находить средства выразительности. Решению этой задачи во многом способствует обучение навыкам пересказа, составление рассказа по картине, набору картин, с помощью силуэтов, кукол, книжек-театров, моделей [1, с. 14] . Последний этап - автоматизация выработанных умений и навыков. Наиболее эффективным методом автоматизации умений считаем создание социальных ситуаций общения: стать «корреспондентом» и взять интервью у сверстников, составить рассказ и провести «экскурсию» для друзей. В результате проводимой работы у многих детей формируется навык свободного общения со взрослыми и детьми, они находят темы для разговора со знакомыми и не знакомыми людьми, употребляют в речи слова, знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражают мысли, используя мимику и жесты, символы, согласовывают действия с потребностями собеседника. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны речи и личности дошкольника. Педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель - логопед, педагог дополнительного образования). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и комплексно развивает речевые возможности детей. Интегрированные логопедические занятия планируются в содружестве учителем-логопедом с воспитателем, педагогом – психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, объединяют несколько видов деятельности: речевую, музыкально-ритмическую, физкультурную,
художественно-продуктивную. Построение коррекционно-развивающих занятий дает возможность самореализации каждому ребенку, имеющему недостатки речи. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. На интегрированных занятиях обогащается словарный запас и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания. На логопедическом пункте детского сада логопедические занятия с интеграцией образовательных областей планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи и общесадовой тематикой недель. В рамках интегрированного подхода явление или событие дети рассматривают с разных сторон, изучая разные аспекты: нравственно-этические; эмоционально- чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико- математические; естественнонаучные с применением разнообразных средств развития: сказкотерапия, п сихогимнастика, к инезотерапия (лечение движением), логопедичская ритмика, артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика, приёмы самомассажа , игры на р елаксацию, а дети имеют возможность реализовать свои речевые потребности в игровой (художественно-творческой), речевой (речедвигательной, речеслуховой, речемыслительной), учебной (познавательной, мыслительной, исследовательской, аналитической), трудовой (продуктивной, предметно- практической). Все виды деятельности в процессе логопедических занятий связаны в единую цепочку. Таким образом, интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Список используемой литературы:
1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речи у дошкольников с нарушением речи. - М.:Знание, 2008.-114с. 2. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М.: ГномиД, 2008. – 148 с. 4. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. –М.: Сфера, 2009.-114 с.