"Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Автор: Ворошилова Татьяна Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ вечерняя СОШ №8
Населённый пункт: Московская область,г.Воскресенск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Здоровьесберегающие технологии

на уроках математики

Учитель математики

Ворошилова Т. Г.
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие.
Считается, что здоровье ученика в норме
, если: а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности: наблюдательность, воображение, самообучаемость; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. Рассматривая составляющие здоровья с позиции конкретного человека, можно определить его отношение к собственному здоровью принципами: 
Физическое здоровье – «я могу»;

Психическое – «я хочу»;

Эмоциональное – «я умею»;

Интеллектуальное – «я знаю»;

Социальное – «я нужен»;

Духовное – «я способен»

Нравственное – «я должен».

Цифры, цифры…
 14% детей школьного возраста здоровые;  50% имеют функциональные отклонения;  35 – 40% - хронические заболевания;
 У каждого четвёртого выпускника - патология сердечно – сосудистой системы;  У каждого третьего – близорукость, нарушение осанки;  50% нуждаются в помощи психолога.  57% школьников гиперактивны В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая деятельность. Именно из-за неё у детей возникают трудности в учёбе. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а невнимательность и импульсивность прогрессируют.
Особенности работы с гиперактивными детьми

Постановка задачи.
Особенности развития деток с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.
Последовательность указаний.
Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий. Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания крохе в логической последовательности.
Очерчивайте временные рамки.
У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения.
Правильно говорите “нет”.
Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по траве, не стоит говорить ему: « Не бегай по траве!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку».
Факторы, влияющие на формирование здоровья:

Гигиенические факторы:
- шум, освещённость, воздушная среда; - размер помещений, дизайн, цвет стен, стройматериалы, краска; - размеры мебели, её размещение; - видеоэкранные средства; - пищеблок; -экологическое состояние школьной территории;
- состояние сантехнического оборудования. 
Учебно-организационные факторы:
- объём учебной нагрузки; - расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году; - плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.; - объём физической нагрузки. 
Психолого-педагогические факторы:
- личностные, психологические особенности учителя; - психологический климат педагогического коллектива, характер отношений по горизонтали; - психологический климат в классах, на уроках, наличие эмоциональных разрядок; - стиль педагогического общения с учащимися; - степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам; - характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; - особенности работы с «трудными» подростками; - соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника; - состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; - обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения; - степень возможности инновационной деятельности учителя; - стиль управления администрации, характер отношений по «вертикали»; - наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся; - подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Роль учителя:

Во-первых
, рационально гигиенически спланировать урок. Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия. Для мониторинга я учитываю при планировании и проведении уроков  Плотность урока 60%-70%;  4-7 видов учебной деятельности;  Наличие эмоциональных разрядок;
 Соблюдение гигиенических норм применения ТСО:  Чередование позы ребёнка, контроль осанки; Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток;  Психологический климат в классе.
Во-вторых
, через содержание задач. Содержание уроков математики составляют письменные и устные задачи, упражнения, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. 
Задачи о труде людей
– основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. 
Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов.
Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления. 
Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния

трудящихся,
о подрастающем поколении, об охране окружающей среды. 
Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их

общественно-полезных делах.
Среди таких задач – задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав. 
Формированию научного мировоззрения
помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок. 
При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников
.
Задачи по математике на тему здоровья можно классифицировать по

темам

:
 . Знание своего тела.  Гигиена тела.  Гигиена полости рта.  Гигиена труда и отдыха  Профилактика инфекционных заболеваний.  Питание и здоровье.  Гигиена питания.  Безопасное поведение на дорогах  Предупреждение употребления психоактивных средств. Сами задачи можно классифицировать по доступу информации: -в самом содержании содержится необходимая информация; -информация зашифрована в ответах заданий и упражнений; -информация зашифрована в выполнении цепочки действий
Такие задания не меняют ход урока, не мешают изучению материала, они только вносят необходимую эмоциональную познавательную разрядку.
Задачи на знание своего тела.

Задача1.(5 класс)
Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего 1 минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки клетка, если рост ученика 145см? Ответ:2 км 88м.
Комментарий учителя
: клетка крови таракана обегает весь организм за 25 мин.
Задача2.(5 класс)
За день сердце может перекачать 10000л крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20м, шириной 10м, глубиной 2м? Ответ:40 дней.
Комментарий учителя
: взрослый человек имеет 5л крови, ребёнок 10 лет – 2л.
Задача3.(6 класс)
Из общего количества мужчин приблизительно 2/25дальтоники, а из женщин всего 1/200. Если в школе 1000 учеников, то на сколько дальтоников мальчиков больше дальтоников девочек? Ответ:75 человек.
Комментарий учителя
: Глаз человека способен различать 250тонов и 5-10 миллионов оттенков. Дальтонизм – нарушение цветового зрения. Передаётся по наследству. Страдают им преимущественно мужчины
Задача4.(7 класс)
Некоторое число сначала уменьшили на 15%, потом результат увеличили на 10%. После этого получили число на 13 меньше первоначального. Найдите задуманное число и вы узнаете, чему равна площадь поверхности желудка человека в квадратных метрах. Ответ: 200 кв.м
Задачи на гигиену

тела.


Задача5.(6 класс)
Некоторым мальчикам нравятся девочки с длинными волосами. Сколько лет отращивает свои кудри одна девочка, если её волосы имеют длину 86,8 см, а растут они со скоростью 0,7 мм в сутки? Ответ: 1240 дней (3года 5 месяцев 10 дней)
Задача 6.(8 класс)
Вычислите 1). (5 6. 125) / 25 4 2).(3 11. 27) / 9 5 3).(2 5. 8) / 4 3 4).16 6 /4 7. 64 5).(4 3. 16 2 ) / 2 14 6).(9 6. 27 3 ) / 3 20 Найдите сумму полученных чисел, удвойте ее ивы узнаете, до какого размера можно(но не нужно) вырастить человеческий ноготь. Ответ: 94 см.
Задачи

на

гигиену полости рта:

Задача 8.(9 класс)
Решите уравнения. Найдите сумму получившихся корней и узнайте, какой химический элемент наиболее эффективно предупреждает развитие кариеса. (2х 2 +3) 2 - 12(2х 2 +3) + 11 =0 (у 2 -2у) 2 -2(у 2 -2у) = 0 (х 2 +х-1)( х 2 +х+2) =40 (2х 2 +х -1)( 2х 2 +х-4) + 2 = 0 -1 – медь, 0 – хлор. 1 – фтор, 3 – кальций. Ответ: фтор
Комментарий учителя:
Препараты фтора изменяют структуру эмали зубов, делая её менее растворимой. Наибольшее количество фтора содержится в рыбе и морепродуктах, зерновых культурах, чае, печени, желтке куриного яйца, баранине

Задачи

на гигиену труда и отдыха:
.
Задача 9.(8 класс)
Произведение двух последовательных натуральных чисел больше их суммы на 505.Найдите эти числа и узнайте в какое время в организме происходит выработка гормона роста. Ответ: между 23ч. и 24ч.
Комментарий учителя:
Выработка этого гормона происходит в первые часы сна, достигая своего максимума между первым и вторым часом после засыпания. Если наступление сна задерживается, то гормон сна в этот день не вырабатывается.
Задача10 ( 6класс)
Найдите число по его процентам и расшифруйте, какое чувство появляется у человека, сидящего в комнате со стенами зеленого цвета. Найдите число, если  2% его составляют 200 - Ц  74 % - составляют 11,1 – Е  6 % - составляют 48 – О  75 % - составляют 45 – Й  7 % - составляют 35 – П  28 % - составляют 5, 6 – В  40 % - составляет 66 – Т  150 % - составляют 6,75 – K  12 % - составляют 3,6 – И Ответ: спокойствие
Задача 10(а) (6 класс)
Найдите проценты от числа и расшифруйте, какое чувство появляется у человека, сидящего в комнате со стенами желтого цвета.  4% от 800 – О  9% от 900 – П
 130% от 15 –З  8% от 20 –И  27% от 560 – М  5% от 600 – Т Ответ; оптимизм
Комментарий учителя:

Красный
цвет - активность и раздражение;
Жёлтый
–стимулирует умственную деятельность.
Зелёный
–умиротворяет и успокаивает.
Синий
- располагает к серьёзности, строгости в поведении.
Фиолетовый
– возбуждает деятельность сердца и лёгких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Бирюзовый
- снижает кровяное давление.
Задачи на профилактику заболеваний:

Задача11 (9класс)
Дана геометрическая прогрессия. Найдите: b 7 = ½, q = ½, b 1 - ? b 5 = 0,1, q = 1/10, b 1 - ? b 1 = - 2, b 4 = - 54, b 5 - ? Правильным ответом соответствуют вещества, которые губят вирус спида при открытом воздействии. 32 – спирт, 1 000 – ацетон, – 32 – касторовое масло, 0,5 – гидрохлорид натрия, 2 – крем от загара, - 162 – эфир. Вирус погибает при нагревании до 57 градусов С, на поверхности кожи быстро разрушается под действием защитных ферментов организма и бактерий. Ответ:32; 1000; 162; 0,5.
Задачи на тему питание и здоровье:

Задача12 (9класс)
Не строя графики функций, определите Наибольшее значение функций, наименьшее значение функций  у = х 2 + 2х -15; у = - х 2 – х+12  у = х 2 - 4х -5; у = - х 2 +3х+ 4
 у = 2х 2 - 8х +3; у = -2 х 2 +3х+ 5  у = - х 2 +36 Найденные значения соответствуют витаминам, которые необходимы организму:1 – Е; 25/4- В
;
-16 – А; 36 –С; 2,5 – К; -5 –Д;
Комментарий учителя:

ВитаминА
– необходим для красоты кожи, зрения, иммунитета.
( печень, масло, морковь, зелёный лук, помидоры)

Витамин С
- отвечает за иммунитет и стенки сосудов.
( смородина, перец, лимон, апельсин, шиповник)

Витамин Д
– делает прочной костную ткань
(печень, масло)

Витамин Е
- природный антиоксидант
(бобовые, растительное масло)

Витамин В1
– источник оптимизма
(крупа, мясо, молоко)

Витамин В2
– необходим для хорошего зрения
(молоко)

Витамин В6
– источник спокойствия
( бананы, сыр, перец, мясо)

Задача13 (9класс)
При каких значения р и q вершина находится в точке с данными координатами? Определив р и q, узнаете какие вещества необходимы нашему организму. у = х 2 + рх +q, А(1;-2) у = х 2 + рх +q, А(1;-4) у = 2х 2 + рх +q, А(1;-8) у = х 2 + рх +q, А(2;0) у = х 2 + рх +q, А(0;2) у = 2х 2 + рх +q, А(1,25;5,5) у = 2х 2 + рх +q, А(2;-5) у = х 2 + рх +q, А(2;-9) у = 5х 2 + рх +q А(-0,8;-6,2). -4;-6 – фтор; 8;-3 – хлор; -2;-3 – селен; 4;0 – сурьма; 2;3 железо; 1,5;6 – алюминий; -5 -3 калий; -4;4 – йод; 0;-3 – кальций; -8;3 – цинк; 2;2 – магний; -4;-5 – медь; 8;-натрий.
Ответ
: натрий, калий, кальций, железо, медь, цинк, селен, йод, фтор.
Комментарий учителя:

Натрий
– определяет содержание воды в организме. Избыток ведёт к гипертонической болезни
.( соль)

Калий
–выводит жидкость из организма
.( ягоды, фрукты, рис, какао, шоколад,

картофель)

Кальций
– необходим для формирования костей.
( молоко, молочные продукты)

Железо
– необходим для построения гемоглобина.
(мясо, рыба, печень, крупы)

Медь
- участвует в синтезе белка
.(бобовые, морепродукты)

Цинк
– обеспечивает иммунитет и кроветворение
(яйца, сыр)

Селен
– предотвращает развитие рака
(печень, рыба, хлеб)

Йод
– участвует в работе щитовидной железы
(водоросли, морепродукты)

Задачи на профилактику вредных привычек:


Задача14 (5класс)
При употреблении внутрь смертельная доза никотина составляет 40-60мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете содержится 0,8мг никотина? Сколько таких сигарет надо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда? Ответ: 16 мг: 50 сигарет
Задача15(6класс)
Одна сигарета содержит до 2,1мг никотина, яда более сильного чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?
Ответ: 14мг. 35%

Комментарий учителя:
Эти вещества попадают вместе с табачным дымом в организм человека:
Окись углерода
– содержится в ацетоне и выхлопных газах.
Цианид водорода
– применяли в газовых камерах смерти.
Аммиак
- используют для чистки сантехники.
Кадмий
– используют в автомобильных аккумуляторах.
Толуол
– промышленный растворитель.
Упражнения для профилактики утомления глаз:

(
Если устали глаза, стали плохо различать текст, появились неприятные ощущения, «песок в глазах»):
1.
Моргание. Моргание на каждое прочитанное слово, или на каждую написанную букву, или на каждый вдох, или на каждый удар пульса. Выполняется ребёнком самостоятельно, на саморегуляции.
2.
Широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении чсовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.
3.
Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

4.
Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть, посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
5.
Вытянув правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз
Тренажер для глаз:

Упражнение от утомляемости:
Любые движения пальцами рук и кистями рук. Работает цепочка: моторика пальцев - мыслительная деятельность мозга. Можно под стихотворение : Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А сейчас мы отдохнём и опять писать начнём!
Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребёнок отвечает на вопросы:

МИЗИНЕЦ. Какие знания и опыт я сегодня получил?

БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?

СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему

поспособствовал?

БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

Упражнения для нормализации и формирования правильной осанки:

1. «Память тела».
Хоть бы раз в день подходить к стенке, прижаться к ней спиной так, чтобы к ней прикасались пятки, ягодицы, лопатки, затылок, а между поясницей и стеной свободно проходила ладонь. Закрыть глаза, запомнить ощущения тела. Сохраняя эти ощущения, поднять одну ногу, постоять на ней одну-две минуты. Повторить с другой ногой.
2. «Физкультура сидя».
Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать её в одну, в другую. Поднять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке. Вращать носок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу поднять на носок, опустить. Так же вторую. Потом – обе.
3. Глубокое дыхание.
Представить, что в животе надувается мячик на счёт 1-3, на 4

сдувается выдох.

4. «Умные ушки».
Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.
5. «Огонёк».
Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнять вращательные движения вверх-вниз.
6. «Постукивание».
Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой руки, стучим по тыльной стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Расслабление, руки вниз, слегка потрясём руками. «Массаж подушек пальцев».
Здоровье – это наша способность удовлетворять в разумных пределах

наши потребности.

Здоровье – это наш образ жизни.

Образ жизни – источник здоровья и всех бед.

Всё зависит от нас и нашего образа жизни

Хочешь быть счастлив один день - сходи в гости,

Хочешь быть счастлив неделю - женись,

Хочешь быть счастлив месяц - купи себе машину,

Хочешь быть счастлив всю жизнь - будь здоров!

Список использованной литературы:
1).Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2009. 2). Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2010.
3). «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000..», 2010 г. 4). Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 5).Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников, Москва, 20012г. 6). Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье, Санкт-Петербург, 2013г