"Путешествие в природу"

Автор: Кузьмина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Исилькульская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Исилькуль, Омской области
Наименование материала: конспект внеклассного занятия
Тема: "Путешествие в природу"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


казенное образовательное учреждение Омской области

«Исилькульская школа- интернат»

(внеклассное занятие, 5 класс)

Составила

Кузьмина Ирина Николаевна,

воспитатель I кв. кат.


Цель:
воспитывать экологическое сознание учащихся посредством включения их в развивающие, познавательные, экологические игры и практическую деятельность.
Задачи: -
активизировать познавательную активность, интерес учащихся в изучении окружающего мира, практическую деятельность (посев цветов) ; -развивать быструю переключаемость внимания и коммуникативную часть речи; -корригировать ценностные экологические ориентации (эстетической, познавательной ценности природы); -воспитывать гражданскую позицию к охране и сохранению всего живого на родной земле.
Оборудование:
мультимедиа, шкатулка, конверты с заданиями, коробки под рассаду, семена цветов.

Ход занятия.

I.

Организационный момент.

-
Здравствуйте дорогие гости и вы ребята! Я рада всех видеть вас на нашем занятии!
Психологический настрой учащихся.
( Воспитатель показывает детям красивую шкатулку). -Ребята! Посмотрите! Эта красивая шкатулка так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она «Шкатулка добрых пожеланий». Какие это пожелания? (Дети достают из шкатулки пожелания, читают их) 1. Желаю победы! 2. Ты все знаешь! 3. Будь самым внимательным! 4. Будь самым активным! 5. Ты самый умный! 6. У тебя все получится! 7. Желаю тебе успехов! 8. Лени – нет, ученью – да! 9. Успехов на занятии! 10. Будь самый решительный! -Я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю вам быть активными на занятии!
II.Сообщение темы и цели занятия.

Коррекционно-развивающее упражнение.
На доске написано «Путешествие _______ ». (Дети собирают слово «в природу») -Ребята прочитайте тему нашего занятия!
Целеполагани
е. Сегодня мы будем говорить о природе, повторим правила поведения и бережного отношения к окружающей среде, будем учиться быть ответственными за свои поступки, заниматься практической деятельностью.
Мотивация.
- Дети какую роль в жизни человека играет природа? -Как вы думаете, те знания, что вы получите на этом занятии вам пригодятся? (Ответы детей)
III.Основная часть.
- Мы сегодня будем совершать удивительное путешествие в природу, на школьном автобусе. Наш автобус отправляется, усаживайтесь поудобнее! Но прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Задание.
На парте у учащихся лежат конверты с разрезанными знаками охраны природы. Они собирают их и объясняют значение. (Работа в парах).

- Не обижайте лягушек и жаб.
(Не обижайте лягушек и жаб, они уничтожают много вредителей. Зрение у них устроено так, что они видят движущиеся предметы и питаются только насекомыми. Они предпочитают пауков, жуков. Молодые лягушки питаются тлями, комарами.)
-Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
(Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьях надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и вредит деревьям( через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель деревьев)
-Не ловите диких животных не уносите их домой. (
Известно, что ящерицы, ежи, птицы нередко оказываются жертвой любви ребят к «нашим меньшим братьям». Животных ловят, приносят домой или в школу и пытаются содержать их в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, т.к. условия неволи не могут заменить им естественную среду. Важно знать, что лучшим «домом» для диких животных служит лес, луг, водоем.)
-Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых
. (Как увидишь, что спешит муравей дорогой, Ты его не обижай, ты его не трогай! Мы рядом с муравьями, бабочками, шмелями и стрекозами как великаны. Как же осторожно нужно нам ступать по лесным тропам, чтобы не раздавить букашку, не растоптать муравейник. Если вы видите, что кто-то разоряет или поджигает муравейник, - остановите его!) -
Не подходите близко к гнездам птиц.
( Не надо близко подходить к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи, Иначе птицы – родители могут навсегда покинуть гнездо.) -
Не рвите луговые и лесные цветы
. (Пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком, Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и мы, и вы, Если все сорвут цветы, Не останется цветов И не будет красоты.) -Ребята, наш автобус сделал остановку на поляне с красивым название
«Хоровод деревьев».
И вот мы в лесу! Здравствуй лес, зеленый лес, полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной грозовою! Все открой не утаи: ты же видишь мы свои! - Ребята, посмотрите, какая удивительная полянка! Давайте узнаем, что растет на полянке! (Дети отгадывают загадки) 1. Разбежались по опушке, в белых платьицах подружки. (Береза)
2. Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель) 3. Весной зелена, летом загорела, осенью одела красные кораллы. (Рябина) 4. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я росту. Если я не на опушке, ветки только на макушке. (Сосна) 5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина) 6. Каждый год на нем с охотой вырастают самолеты. Жаль, что этот самолет всего лишь на один полет. (Клен) 7. Не загадка это даже, сразу назовем, если только кто-то скажет – желуди на нем. (Дуб) 8. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. (Липа) - Ребята, посмотрите внимательно на поляну, что вы можете сказать о деревьях? ( У одних листья, а у других иголки. Деревья лиственные и хвойные)
Тест: Зеленый друг

1. Дерево – символ нашей Родины.
а) клен б) ива в) яблоня г) береза
2. С каким деревом люди связывают похолодание в мае?
а) ива б) черемуха в) тополь г) дуб
3. Из какого дерева делают спички?
а) дуба б) из осины в) клена г) ели
3. Лист какого дерева считается символом славы, доблести
? а) лавра б) кедра в) каштана г) ивы -Какое дерево чаще встречается в наших лесах? (Береза) -Правильно! Теперь послушаем сообщение, которое приготовил наш «всезнайка». (Учащийся читает) Русская березка! Белоствольная, удивительно красивая, любимое русское дерево. Береза – дерево символизирующее весну. Береза растет почти по всюду, образуя местами леса, которые в народе называют березовыми рощами. Береза – единственное дерево, обладающее белоснежной корой. Береза дает целый ряд лекарственных продуктов: березовые почки, молодые листья, березовый сок, березовый деготь и уголь. Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как береза. Ее даже считают символом России. Красивое дерево! Недаром ей, белоствольной березке, посвящают стихи, слагают про нее песни, сочиняют загадки. -Послушайте стихотворение: В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей. -Как поступил мальчик? -Как надо брать сок из березы? (Сделать небольшое отверстие, а после замазать землей, глиной или пластилином). -Еще, ребята, послушаем сообщение «всезнайки» о рябине. (Ученик читает) Русская народная поговорка гласит «В сентябре одна ягода, да и та горькая». Рябина – настоящий щедрый подарок осени всему живому. Эта дева и лицом красна, и душой. Рыже - багряные кружевные листья, то тут, то там видны всплески красных гроздей. Но не только этим хороша рябина, много в ней вкусного и полезного. В ягодах рябины очень много витаминов, их применяют в качестве лечебного средства. Немногие знают, что ягоды рябины используют в приготовлении варенья, мармеладов.
Физминутка.
Встали. Потянулись к солнцу. Покачались, как деревья от ветра. Тихонько сели. -Мы продолжаем наше путешествие и следующая остановка будет
поляна
«
Хоровод

грибов».

-
Мы теперь с вами грибники!
-
Давайте узнаем какие грибы встретили на поляне? (Дети отгадывают загадки) 1. Нет грибов дружней, чем эти,- Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята) 2.Он в лесу стоял. Никто его не брал, В красной шапке модной, В пищу не пригодный. (Мухомор) 3.Золотистые…(лисички) Очень дружные сестрички, Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. 4.В лесу, в бору… Стоят, стары старички, На них красны колпачки. (Подосиновик) 5. Не спорю -не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно… В березовой роще, В роще у березки… Повстречались тезки! (Подберезовик) 6. Бледная она стоит, У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда, Будет ядом та еда. Знай, что это гриб – обманка Враг наш – бледная…(Поганка) 7.Глубоко был спрятан он, Раз- два – три – и вышел он, И стоит он на виду, Белый, я тебя найду. (Боровик) 8. В шляпе розовой, мохнатой, Но не выглядет растяпой, Будто плюшевое ушко, Для соления…(Волнушка) -Какие бывают грибы? (съедобные и ядовитые) -Запомните: Ядовитые грибы обходи стороной, не топчи; Собирая грибы, срезай их ножом. -Для чего собирают грибы? Что можно приготовить из грибов? (Сушат, солят, маринуют, сварить суп, пожарить со сметаной) -Кто из вас расскажет, какой-нибудь рецепт? ( Дети рассказывают рецепты блюд из грибов) -Теперь мы поиграем!
Игра на полянке «Земля, вода, огонь, воздух».
(играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух» - названием птиц. При слове «огонь!» все должны повернуться кругом. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся выбывает из игры.) - Мы продолжаем наше путешествие и следующая остановка будет
полянка «Хоровод

цветов».
-Послушайте рассказ «Цветы лета» (Чтение и обсуждение рассказа И.Маркина «Цветы лета».) Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру красные маки, голубые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики. А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках, цветут, кланяются вам знакомые белые ромашки. - О каких цветах говорится в рассказе? (Мак, ромашка, колокольчик, одуванчик). - Какие из этих цветов – лекарственные? (Одуванчик, ромашка). - Почему без надобности рвать цветы? (Цветы быстро вянут) - Сейчас послушаем сообщения наших всезнаек о лекарственных цветах: -Я, расскажу об одуванчике. Носит одуванчик желтый сарафанчик. Цветет он в апреле – июне. В народе его называют «Коровий цветок», «мартовский куст» или «воздушный цветок». Растет он везде и на любой почве. Его можно увидеть растущим между
булыжниками и в расщелинах асфальта. В народной медицине используют корни одуванчика. Он применяется для улучшения аппетита, его охотно едят и животные. -Кто из нас не знает желтоглазую ромашку? Этот простой, на вид невзрачный цветок встречается почти везде. С незапамятных времен на ней гадали. Есть разные виды ромашек: маленькая полевая и с очень крупными лепестками – садовая. Ромашка аптечная используется в народной медицине как противовоспалительное, обезболивающее средство. А ромашковый чай применяют при похудении. -Ребята! У вас на столах лежат кроссворды. Вам предлагается разгадать кроссворд и найти в нем ключевое слово. (Дети разгадывают кроссворд). -Какое ключевое слово у вас получилось? (Школа). -Значит нам пора возвращаться в школу! Садитесь поудобнее, поехали! -И, вот мы на территории школы! Как было красиво на той, цветочной поляне…Давайте мы с вами, тоже посадим цветы! Но для этого необходимо посеять рассаду. -Кто из вас этой работой занимался? (Ответы детей) -Возьмем готовые коробочки с землей, разровняем ее, польем, посеем семена, присыпим все тонким слоем земли, прикроем целлофаном. -Всем понятна последовательность?
Гимнастика для глаз.
-Посмотрите, в окно, что вы видите? (яркое солнце) -Зажмурьте крепко, крепко глаза….А теперь откройте и следите только глазами за солнечным зайчиком!
Практическая самостоятельная работа
.(учащиеся сеют рассаду цветов)
IV. Итог занятия.
-Куда совершали путешествие? (В природу) -На каких полянках побывали? (Лесной, грибной, цветочной). -Вспомнили какие правила?(Правила охраны природы).
Самооценка детей.
 Самый активный у нас ….  Самый грамотный у нас…
Оценка педагога.
Оценивание по критериям (оценка воспитателя).