"В гостях у сказки"

Автор: Сбитнева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ общеразвивающего вида №8 "Земляничка"
Населённый пункт: г. Озёры, Московская область
Наименование материала: конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию
Тема: "В гостях у сказки"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Интегрированное занятие по «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию» для детей старшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» Задачи: образовательные: знакомить детей с видом народного декоративно-прикладного творчества – «батик» (роспись ткани), с технологией окрашивания ткани, получением новой цветовой гаммы при смешивании цветов; научить детей расписывать ткань в технике узелкового и трафаретного батика и освоить характерные приёмы росписи; учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов -ист. развивающие: развивать речь детей, их коммуникативные навыки, обогащать словарный запас новыми словами: батик, батичист, речной перламутр, лазурь, ультрамарин; продолжать учить словообразованию: пейзаж – пейзажист, портрет- портретист, иллюстрации – иллюстратор, художник-художница; развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, внимание; спо- собствовать развитию ориентации, наблюдательности; воспитательные: воспитывать эмоциональную и духовную отзывчивость, чувство вза- имопомощи друг другу; оздоровительные: создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка, сменяемость поз, обращение внимания на посадку детей за столами, использование гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики. Словарная работа: Введение новых слов: батик; батичист; узелковый; трафаретный; оттенки синего цвета: ультрамарин, лазурь; оттенки серого цвета: речной перламутр. Активизация словаря: художник, художница, портретист, пейзажист, иллюстратор.
Предварительная работа: беседа о художниках; рассматривание картин - иллюстраций с изображением пейзажа, портрета, иллюстраций в книгах. Материал и оборудование: Демонстрационный: выставка работ художника – батичиста; мультимедийная презентация; художественные инструменты и материалы. Раздаточный: тканевые салфетки белого цвета 30*30см; кисть молярная №20; краски по ткани: голубого, серебряного и белого цветов; проволока, трафареты, штампы, подставки под кисти, влажные салфетки.
Ход занятия. Здравствуйте дети. Проходите в мастерскую.У нас на занятии присутствуют гости. Поздоровайтесь. Внимание на меня У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь, Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист, А еще – мольберт-треножник, Потому что я …(художник). Мужчину называют художник, а я - художница. Повторите кто я? (индивидуальный опрос 3-4 человека) Художники рисуют разные картины. Если видишь на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или белая равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется
– (
пейзаж). Художника, который рисует пейзаж называют художник-пейзажист. Как называют художника, который рисует пейзаж? (художник-пейзажист) А художника, который рисует иллюстрации к книгам, как называют? (художник – иллюстратор) Художника, который рисует портрет, как называют? (портретист) Я художница - батичист, повторите, я - расписываю ткань. Роспись по ткани называется – батик. Мой сарафан расписан в технике батик. Батик – это роспись ткани. Повторите все вместе. Что такое батик? (индивидуальный опрос 3-4 человека). Посмотрите на мои работы. Встаньте так чтобы всем было видно. Вот волшебные цветы – которые так и хочется потрогать, листья – кружащиеся на ветру или коты – один бездомный, другой – домашний, они как живые. И это тоже батик.
Вот расписанные салфетки. Что на них изображено? (птица в кругу, сердце, рыба). И это тоже батик. Осенью в моей мастерской были гости, я для них расписала скатерть и салфетки. Мы пили чай за осеннем столом. Сейчас зима и вы пришли ко мне в гости. Я расписала зимнюю скатерть, а вот салфетки не успела. Помогите мне расписать салфетки, будьте художниками – батичистами. Приготовили ладони. Ребята повторяйте движения за мной. Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу. На ней быка изобразил, А рядом с ним корову. Направо дом, на лево сад… В лесу двенадцать кочек. На ветках яблочки висят, И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол, Тянусь как можно выше. Уф! Свой рисунок приколол Совсем неплохо вышел! (движения по тексту) Молодцы! Проходите за столы. Прежде чем приступить к росписи ткани надо надеть фартуки и поднять рукава выше локтя, чтобы не запачкаться краской. Это краска специальная, от одежды не отстирывается. Помогите друг другу завязать фартук. (посмотрите, что лежит у вас на столах? Какого цвета краски стоят у вас на столе? (голубая и серебряная).
Практическая часть. Узелковый батик.
Сейчас мы будем расписывать ткань в технике узелкового батика. Узелковый батик, от слова узел. Нам надо завязать ткань узлом, а затем расписать ее. Смотрите внимательно. Я показываю – вы смотрите. У вас на столе лежит белая салфетка. Салфетку надо взять за середину (удобной для себя рукой),
поднять, переложить в другую руку, образовав вот такой хвост и крепко перетянуть проволокой, т.е. завязать узел, положить на стол. (показ). Приступаем. Помогаем друг другу, я тоже вам помогу. У всех получилось? Молодцы! Теперь будем расписывать заготовку. Расписывать начинаем с узла. Берем кисть, опускаем в серебряную краску, наносим краску на хвост прокрашивая все складочки до проволоки, т.е. до узла. Все справились? Молодцы. Очень хорошо промываем кисть и вытираем ее тряпочкой. Теперь наносим голубую краску на оставшуюся белую ткань, также прокрашивая все складочки. Не торопитесь, работайте аккуратно. Закончили? Кисть промываем, вытираем и ставим на подставку. Мы расписали салфетки в технике узелкового батика. Но они мокрые! И поэтому украсить их нельзя. Что делать?
Трафаретный батик.
Не унывайте! Мы волшебники-батичисты и, сейчас мы совершим волшебство. Собираем салфетки в ведро, узлами вниз. Ставим ведро в корзинку. Накрываем салфеткой и сильно-сильно дуем. Посмотрите. Наши заготовки высохли. Берем заготовку, подходим к другим столам, аккуратно развязывает, расправляем салфетку проглаживая ее ладонями. Скажите, что здесь нарисовано? (….) индивидуальный опрос каждого ребенка. Волшебство батика в том, что при слиянии двух мокрых красок, серебристой и голубой, у нас получились разные узоры и новые оттенки цвета. Посмотрите на экран, в центре салфетки, есть светло-серый оттенок, он называется речной перламутр (повторите) и найдите какой же на своей салфетке. Теперь найдите светло-голубой - это лазурь, повторите и покажите пальцем; покажите темно-синий – ультрамарин повторите и покажите. Молодцы! Наши глаза устали дадим им отдохнуть: Закрыли глаза, открыли глаза.
Посмотрели вверх – голова не двигается. Посмотрели вниз – голова не двигается. Посмотрели вперед. Закрыли глаза, открыли глаза. Молодцы! А чтобы салфетка стала еще красивее предлагаю украсить ее узором из снежинок при помощи трафарета (показ). Когда ткань расписывается при помощи трафарета – это называется трафаретный батик. Повторите все вместе. Снежинки будем располагать по углам салфетки по диагонали. Встаньте вокруг стола. Берем трафарет прикладываем его к углу, плотно прижимая пальцами, при помощи штампа на носим краску на трафарет, аккуратно снимаем трафарет и переносим его на противоположный угол. (показ) Приступаем. Работаем не торопясь. У всех получились очень красивые салфетки. Вот вы и стали художниками-сказочниками, художниками – батичистами. В какой технике мы расписывали салфетки? (узелковый и трафаретный) Покажите на салфетки речной перламутр. А теперь – лазурь, и ультрамарин. Молодцы! Спасибо за помощь! Идем в группу снимать фартуки и мыть руки. А это вам от меня – волшебный узелок. Спасибо за помощь.