"Новые чудеса света"

Автор: Карпикова Вера Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №56
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: технологическая карта занятия внеурочной деятельности по общекультурному направлению
Тема: "Новые чудеса света"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе. Тема:
«Новые чудеса света».
Учитель: Карпикова В.И. Форма занятия:
заочная экскурсия

Цели:

Обучающая:
 активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы.
Развивающая:
 развитие познавательных и творческих способностей;  развитие интереса к памятникам архитектуры разных стран.
Воспитывающая:
 воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;  воспитание аккуратности, точности и внимательности при работе.
Планируемый результат
обучения: -способствовать развитию познавательных и творческих способностей.
Формируемые УУД
: Познавательные: - поиск и выделение информации; - умение структурировать знания; - произвольное и осознанное построение речевого высказывания; - рефлексия способов и условий действий, их контроль и оценка; - анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных); - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать и отстаивать своё предложение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные: - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - контроль, коррекция, оценка действий партнера; - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся


1. Адаптационный

этап.
Организационный момент. Жеребьёвка учащихся на команды. Выбор капитана в каждой команде, оформление маршрутного листа.
2. Актуализация

знаний.
Постановка проблемы. Ребята, вы верите в чудеса? Сегодня я предлагаю вам отправиться в чудесное путешествие, только не успела придумать красивое название нашего тура. Поможете мне? Памятники архитектуры, с которыми мы сегодня познакомимся, называются «Новые семь чудес света». Они выиграли в международном конкурсе, проведенном компанией New Open World Corporation под вдохновением списка семи чудес древнего мира. Голосование было общественным, участие в котором приняли более ста миллионов человек. Это было первое массовое голосование через интернет, телефоны и текстовые сообщения в истории, открытое для участников по всему миру. Церемония объявления новых чудес транслировалась 07.07.2007г в прямом эфире на более чем 160 телевизионных каналах, более чем в 170 странах. Из семи чудес современного мира, шесть были объявлены всемирным наследием ЮНЕСКО. - Как вы думаете, почему нам недостаточно семи чудес древнего мира? - Почему эти памятники находятся под защитой ЮНЕСКО? Учащиеся предлагают свои названия, рассматривая «объекты» на столах. - «Самые красивые места мира», - «Загадки мира», - «Чудеса света» - Многие из 7 чудес древнего мира не сохранились до наших дней. А в последующие времена появилось большое количество прекрасных творений рук человеческих. - Они считаются наследием человечества. Многие памятники нуждаются в реставрации и охране от большого наплыва туристов.
3.Основной этап.
1. Колизей в Риме (Италия) Хотя сегодня от Колизея остались лишь руины, они представляют собой изумительный образец древнеримской архитектуры. Был построен в 80 году нашей эры. Торжества по поводу его открытия длились более 100 дней. Римский Колизей вмещал одновременно до 50 000 человек. Первоначально он состоял из четырех этажей, первые три из которых имели широкие арочные входы, а четвертый - прямоугольные дверные проемы. Участники 1 команды презентуют 1 чудо – «Колизей». Остальные участники заполняют маршрутные листы.
Общая высота всего сооружения составляла более 44 метров. Размер арены был равен 79 x 45 метров. Колизей был спроектирован таким образом, чтобы все зрители могли разойтись за пять минут. Римский Колизей – символ и популярная туристическая достопримечательность - изображен на пятицентовой монете Евро. С Римом связано несколько афоризмов и пословиц. Попробуйте разгадать и объяснить смысл 1 из них с помощью кода. 17, 12, 10 2, 5, 9, 5, 13, 6 17, 10, 2, 4, 7 17 9, 6, 14
Код
: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Н Д Й У О И Т Ц Р Е Ё С Г М Л З В Учащиеся разгадывают пословицу с помощью кода. Объясняют ее смысл. «Все дороги ведут в Рим» - какими бы дорогами мы ни шли, но всегда дойдем к своей цели. 2. Чичен-Ица (Мексика) Один из самых больших городских центров цивилизации майя. В центре города – последний и самый большой храм майя – пирамида Кукулькана. Каждую весну и осень в равноденствие тени и солнце создают иллюзию спускающейся извивающейся змеи. Содержит также 8 полей для игры с мячом, Главное Поле размером в 166 на 68 метров! Исследователей особо заинтересовала символика чисел в постройках этого города. Я предлагаю вам математическую задачу о главном храме города Чичен-Ица. «К каждой из 4 сторон пирамиды Кукульканы вела лестница. Если к сумме ступеней всех лестниц добавить 1 платформу на вершине пирамиды, мы получим число, равное количеству дней в солнечном году. Из скольких ступеней состояла каждая лестница?» Участники 2 команды презентуют 2 чудо – «Чичен-Ица». Остальные участники заполняют маршрутные листы. Учащиеся решают задачу, проверяют и оценивают свой ответ. Ответ: 91 ступень.
3. Мачу-Пикчу (Перу) Это город-крепость инков, расположен на высоте 2350 метров над уровнем моря, на склонах Анд, возвышающихся над долиной реки Урубамбы. Был построен в классическом стиле инков, с использованием полированных камней, максимально плотно подогнанных друг к другу без использования какого-либо раствора. На территории Мачу-Пикчу находится около 140 сооружений. Основные из них – древние солнечные часы, Храм Солнца и Храм Трех Окон. Мачу-Пикчу часто называют «городом в облаках». А вы знаете, что такое облака? Предлагаю вам заполнить таблицу «Виды облаков» с помощью следующих текстов:
Перистые облака (Cirrus, Ci).
Это самые легкие и хрупкие облака, состоят из тоненьких белых ниточек или клочьев. Такие облака всегда имеют форму вытянутых гряд. Это самые высотные тропосферные облака. Наблюдаются на высоте от 3 до 18 км над землей. Эти облака примечательны тем, что по вертикали они могут иметь достаточно большое протяжение (от сотен метров до нескольких километров). Очень интересно, что появление таких облаков может свидетельствовать о предстоящем сильном проливном дожде примерно через сутки.
Слоистые облака (Stratus, St).
Этот вид облаков очень похож на туман. Расположены они очень низко над землей. Нижняя граница не превышает сотни метров. Иногда, когда облака летают очень низко, они могут слиться с обычным туманом. Максимальная толщина у них сотня метров. Эти облака не всегда приносят дождь. Лишь только загустев и окрепнув, они прольют драгоценную влагу на землю. При этом дождь будет не очень сильный и намного короче, нежели дождь слоисто-дождевых облаков.
Кучевые облака (Cumulus, Cu).
Иногда их называют вестниками хорошей погоды. Этот вид облаков мы видим наиболее часто. Белые, яркие, в виде всевозможных фигурок они потрясают и развивают наше воображение. Они имеют форму купола с плоским основанием или башен с округлыми очертаниями. Примечательно, что они очень широкие — до 5 километров и более. Назван ие Участники 3 команды презентуют 3 чудо – «Мачу-Пикчу». Остальные участники заполняют маршрутные листы. Учащиеся заполняют пустые графы сравнительной таблицы, проверяют и оценивают свою работу.
Внешн ий вид Форма слой Высота средние 100м – несколько км 100м При- меты Говорят о сильном проливном дожде примерно через сутки. Иногда их называют вестниками хорошей погоды. 4. Статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия) Это символ любви и призыв к братству. Находится статуя на высоте 709 метров над уровнем моря и расположена в городе Рио-де-Жанейро, на вершине горы Корковадо. Общая высота — 38 м. На вершину ведет электрифицированная железная дорога (первая в Бразилии), с курсирующим по ней миниатюрным поездом. Статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро — один из самых известных и популярных в мире монументов. Ежегодно миллионы туристов поднимаются к его подножию, откуда открывается ошеломляющая панорама города и бухты с живописной горой Сахарная Голова, знаменитыми пляжами и огромной чашей стадиона Маракана. Бразилия знаменита своим карнавалом. А еще вы, конечно, знаете, что следующая летняя Олимпиада пройдет в Бразилии. Давайте вспомним олимпийские виды спорта.
Физкультминутка.
Участники 4 команды презентуют 4 чудо – «Статую Христа Искупителя». Остальные участники заполняют маршрутные листы. Ребята по очереди показывают движения, напоминающие различные виды спорта, все остальные повторяют их. 5. Город Петра (Иордания) Древний город Петра по праву считается главной достопримечательностью Иордании, он был вырублен прямо в скалах примерно 4 тысячелетия назад. Интересным фактом является то, что территория Петры на сегодняшний момент изучена лишь на 15%. А теперь представьте себе, что эти 15% — это Участники 5 команды презентуют 5 чудо – «Город Петра». Остальные участники заполняют маршрутные листы.
около 800 (!) различных исторических объектов на территории Петры! Из-за такого огромного количества многовековых достопримечательностей даже билеты сюда продаются на трёхдневный срок. Наверняка, вы знаете названия многих гор. Предлагаю вам вспомнить некоторые из них, выполнив задание «Буквы рассыпались». СРУБЭЛЬ – Эльбрус; ЭСТЕРВЕ – Эверест; ТАРАРА – Арарат; БЕКЗАК – Казбек; МАНКИДЖАЛИРО – Килиманджаро. Учащиеся восстанавливают слова, обозначающие названия гор, переставляя местами буквы, проверяют и оценивают свой ответ. 6. Тадж-Махал (Индия) Это памятник, воздвигнутый султаном Шах-Джаханом в честь любимой жены, умершей после родов 14-го ребенка. Строительство продолжалось более 20 лет. Здесь было занято более 20 000 рабочих. Белый мрамор — основа всего Тадж- Махала. Сверху стены покрывались тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Мавзолей равен по высоте двадцатиэтажному дому. К самому центру фасада ведет широкая лестница. У ее основания принято оставлять обувь, как перед входом в храм. Полицейские следят за тем, чтобы туристы не фотографировали здание вблизи, поскольку Тадж-Махал признан национальной святыней. Внутри здание также отличалось богатым убранством. Пофантазируйте, как бы мог выглядеть самый красивый индийский ковер в Тадж-Махале, нарисуйте его. Участники 6 команды презентуют 6 чудо – «Тадж-Махал». Остальные участники заполняют маршрутные листы. Учащиеся сами придумывают форму, рисунок, цветовую гамму ковра. 7. Великая китайская стена (Китай) Это один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Общая её протяженность составляет 8851,8 км.. Строительство Великой Китайской стены началось еще в III веке до нашей эры. В те времена государство крайне нуждалось в защите от набегов врагов. К работам была привлечена пятая часть всего населения Китая. Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество Участники 7 команды презентуют 7 чудо – «Великую китайскую стену». Остальные участники заполняют маршрутные листы.
людей погибло на стройке. Великая Китайская стена — символ национальной гордости, многовековой борьбы и величия. Правительство страны тратит колоссальные деньги на сохранение этого памятника архитектуры, надеясь сохранить стену для будущих поколений. В Китае было сделано огромное количество открытий и изобретений, список некоторых из них вы найдёте в своих маршрутных листах. Составьте из них ассоциативную цепочку. Бумага, книгопечатание, порох, компас, керамические колокола, шелк, акупунктура, каллиграфия, фарфор. Учащиеся изучают список изобретений Китая, составляют ассоциативные цепочки, озвучивают их, оценивают свою работу ( 1 звено цепочки = 1 балл) Например: компас – путешествие – чемодан – платье – шелк. (5 баллов)
4. Итог занятия.
После почти кругосветного путешествия мы возвращаемся домой. Прошу вас оценить свою работу на занятии, продолжив 1 из предложений: - Я узнал, что… - Мне понравилось … - Самым трудным заданием для меня было… - Самым интересным заданием для меня было… Ребята продолжают предложения, оценивая свою работу на занятии. Капитаны команд подсчитывают общие баллы, оценивают работу каждого участника в отдельности.
5. Рефлексия.
Давайте представим, что голосование за включение этих памятников архитектуры в список 7 новых чудес света открыто и сейчас. Отдайте свой голос за один из них (с помощью стикера-сердечка) с обязательным указанием на нем причины, побудившей вас сделать именно этот выбор. Голосование за 1 памятник архитектуры с указанием причины.
6. Опережающее

задание.
Подумайте, какие из памятников, находящихся на территории нашей страны, могут быть включены в список Современных чудес света.