"Педагогическая консультация как метод взаимодействия с родителями. Рекомендации для педагогов".

Автор: Пчельникова Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СШ №2 р.п. Новоспасское
Населённый пункт: р.п. Новоспасское Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая консультация как метод взаимодействия с родителями. Рекомендации для педагогов".
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Педагогическая консультация как метод взаимодействия с родителями.

Рекомендации для педагогов.
Педагогическая консультация как индивидуальная форма работы с родителями особенно актуальна для школы. Процесс консультирования во многом схож с консультированием в психологической практике, но есть и у педагогического консультирования свои специфические черты. Консультирование в практике педагога – это процесс субъект- субъектного взаимодействия, имеющий определенные закономерности. Его эффективность зависит от целого ряда качеств. Одно из важных составляющих педагогического консультирования – доверительность. Данный процесс имеет такие функции: -развивающая личность человека, - социализирующая, - просветительская, - профилактическая, - суггестивная, - компенсационная. С помощью консультации педагог и родитель, взаимодействуя и совместно решая проблемы учащегося, могут прийти к желаемому результату, оптимально используя временные ресурсы. Большая часть родителей, которая не находит времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями. Причины обращений - экстренные случаи: неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, конфликты с учителем. Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Педагогическое консультирование носит сугубо индивидуальный характер, и потребность в нем возникает тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей срочной и немедленной помощи. Главная задача на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно- педагогическую поддержку, но и эмоциональную, эмпатийную. Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой – необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность. Оптимально, если сбором таковых данных будет заниматься штатный психолог. Задача администрации – разработать механизм сбора подобной информации и провести необходимый системный анализ. Педагогические консультации можно разделить на два типа: Первый тип консультаций - методические (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного
маршрута ученика – для вновь поступивших детей и одаренных учащихся – способов дополнительного образования); Второй тип консультаций - психологические (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией). В процессе консультирования необходимо руководствоваться следующими принципами: - создание доверительных отношений; - взаимоуважение; - заинтересованность консультантов; - компетентность; - формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы. Важным условием является хорошая организация консультирования, выбор времени и места. На первом этапе консультации происходит определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя. Далее происходит выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям. И последний этап педагогической консультации - обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии. По видам педагогические консультации разделяют на индивидуальные и групповые (тематические). Индивидуальная консультация нужна, когда педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком (особенности здоровья ребенка, увлечения и интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности семьи. Групповые (тематические) консультации целесообразны, когда в
классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Какие могут быть темы для таких консультаций? К примеру, следующие: 1.Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2.Плохая память ребенка. Как ее развить? 3.Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 4.Наказания детей. Какими им быть? 5.Тревожность детей. К чему она может привести? 6.Застенчивый ребенок. Проблема и пути ее преодоления. 7.Грубость и непонимание в семье. 8.Талантливый ребенок в семье. 9.Друзья детей – друзья дома или враги? Таким образом, организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Данное направление необходимо развивать для гармоничного взаимодействия семьи и школы, а также для развития личности ребенка и обеспечения образовательного и воспитательного процессов. Литература: 1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М:Школьная пресса, 2002.-512с. 2. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова, Г. А. Бутрим, И.А. Мельничук и др.; под общ. ред. М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 480 с. 3. Белая, М. В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу / М. В. Белая // Народная асвета. – 2006. - № 4. – С.79-84. 4. Шамова, Т. И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление / Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2005. – 200 с.