"Методическое сопровождение внедрения ФГОС ДО"

Автор: Фомина Елена Зеноновна
Должность: заместитель директора по до
Учебное заведение: МКОУ ХМР "СОШ п. Кирпичный"
Населённый пункт: п. Кирпичный, Ханты - Мансийский район, ХМАО - Югра, Тюменская область
Наименование материала: проект
Тема: "Методическое сопровождение внедрения ФГОС ДО"
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный» ПРОЕКТ
Методическое сопровождение внедрения ФГОС ДО в

Муниципальном образовательном учреждении Ханты – Мансийского

района «Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный»

Тип проекта:
методический

1.

Паспорт методического проекта

Параметры информации

Содержание информации

1.

Общие сведения об авторе
Ф.И.О. автора проекта. Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Фомина Елена Зеноновна, заместитель директора по дошкольному образованию. Стаж работы в должности / педагогический стаж 7/30
2. Данные об образовательном учреждении
Полное наименование образовательного учреждения Муниципальное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный» Вид образовательного учреждения Дошкольные группы общеразвивающей направленности Количество воспитанников 30 Адрес образовательного учреждения 628530, ХМАО – Югра, Ханты – Мансийский р –н, п. Кирпичный, ул. Комсомольская 12\а Телефон/факс 8(3467) 377815
3.Содержание методического проекта
Тема Психолого-педагогическое, методическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях ФГОС ДО Цель проекта Формирование профессиональной компетентности педагогов по реализации образовательной программы. Задачи проекта  Создать условия для профессионального развития педагогов ДОУ через деятельность методических служб разного уровня  Формировать основные профессиональные компетенции педагогов для создания социальной ситуации развития воспитанников  Обеспечить консультативное методическое сопровождение педагогов ДОУ в контексте ФГОС ДО Основания для разработки Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Сроки и этапы реализации  Проектировочно - организационный 2015(1полов.)  Технологический (август 2015 г- декабрь2015 гг.)  Рефлексивный (январь 2016- август 2016гг.) Пути реализации  Изучение нормативно-правовой базы и педагогической литературы по проблеме. Разработка проекта повышения квалификации педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО
.
 Введение и реализация проекта формирования педагогической компетенции педагогов.  Анализ реализации целей, задач и результатов
проекта. Подготовка публикаций по результатам инновационной деятельности ДОУ. Направления проектной деятельности  Информационное обеспечение  Методическое сопровождение  Психологическое сопровождение  Инновационная деятельность. Участники проекта Администрация, педагогические работники ДОУ. Ожидаемые результаты - Обобщение и распространение опыта, публикации - 100% реализация образовательной программы - Повысится социальная активность участников образовательных отношений в мероприятиях различного уровня: в региональном, федеральном - Сформирован банк педагогических идей( мастер-классы, курс семинаров) Реализован курс обучения ( или программа обучения) Система организации контроля за исполнением проекта Контроль в рамках проекта осуществляет заместителем директора по ДО.
2.

Актуальность проблемы
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным решениям, ответственность и самостоятельность – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в динамичной среде. Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО по новому ставят вопрос о профессиональной компетентности педагога, наполняя содержание этого понятия новыми требованиями. Ранее понятие «профессиональная компетентность» рассматривалось как сложный интегральный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность специалиста в профессиональной среде. Новая ситуация потребовала корректировки понятия «профессиональная компетентность». В условиях перехода ДОУ на реализацию ФГОС ДО � особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов и их профессионального развития. Должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают: 1. Обеспечение эмоционального благополучия через:  Непосредственное общение с каждым ребёнком;  Уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям; 2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:  Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;  Создание условий для принятия детьми решений;  Недерективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной и тд.) 3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:  Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья;  Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;
 Развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи совместной распределённой деятельности;  Установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, ООД и пр., предъявление их в конструктивной и понятной детям форме; 4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка, через;  Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;  Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;  Поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;  Оценку индивидуального развития ребёнка детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуального образования и оптимизацию работы с группой детей; 5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Цель:
Разработка проекта перехода на ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.
Задачи:
 Создать условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников ДОУ через деятельность методических служб разного уровня  Формировать основные профессиональные компетенции педагогических работников для создания социальной ситуации развития воспитанников  Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС .  Обеспечить консультативное методическое сопровождение педагогов, в контексте ФГОС ДО  Разработать программы профессионального развития педагогов с учетом дифференциации и индивидуализации
.

3.

Концепция решения проблемы:
В основу проекта положены: - Содержание проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - материалы мини-конференции «Обруча» «Стандартизация» дошкольного образования: путеводные звезды и подводные кадры:  мотивированности самообразования педагогов;  повышения профессиональной компетентности в условиях практико- ориентированной деятельности;  рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности. Основополагающие идеи: 1. Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных компетенций, подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому будет необходимость изучения содержания ФГОС ДО. Потребуются изменения в нормативной базе - корректировка образовательной программы.
2. Управленческие принципы: - Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент. - Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей. 3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой): - обучение тому, что необходимо в практике; - обучать через деятельность; - для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение. 4. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе. 5. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.
Программа состоит из 3 разделов:

1.
Информационная поддержка педагогов ДОУ.
2.
Поддержка формирования и развития кадрового потенциала.
3.
Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОСДО.
Содержание Программы направлена на

:
- переосмысление сущности, целей и задач дошкольного образования; -овладение современными образовательными технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход; -изучение и анализ методического обеспечения с позиций требований к реализации ФГОС ДО в ДОУ; - определить программы, учебно-дидактические пособия; - расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:
- мастер-классы; - методические объединения; - обучающие семинары; - семинары-практикумы.
4.

Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

№ Негативные последствия

Способы устранения
1. Пассивное отношение к проблеме части участников образовательного процесса, недостаточное понимание актуальности и значимости формирований педагогических компетенций в условиях ФГОС Консультирование участников образовательного процесса, проведение методических мероприятий по формированию основных компетенций, формирование мотивации через систему выплат стимулирующего характера 2. Недостаточное материально – техническое обеспечение. Пополнение, обновление материально – технической базы. 3
.
Недостаточно высокая квалификация части педагогов. Организация семинаров- практикумов. Курсы повышения квалификации. 4. Формирование у педагогов временного чувства неуверенности в связи с невладением определёнными навыками по проблеме использования современных образовательных технологий может вызвать защитные реакции типа отрицания, снижения Обеспечение условий для взаимодействия преподавателей, обмена опытом, сотрудничества в творческих группах.
значимости проекта. Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов Возможность предоставления методической помощи педагогам ДОУ
5.

План мероприятий по реализации проекта



п/п

Мероприятие

Примерн

ые сроки

Ответственн

ые

Ожидаемый

результат

1. Проектировочно – организационный этап (2015 – 2016гг.)

Цель:
Создать условия по организации информационного  правового и методического сопровождения проекта в условиях перехода на ФГОС ДО
1

.
Изучение нормативно – правовой базы и педагогической литературы  информирование педагогов по введению в ФГОС через систему методических мероприятий В течение уч. года Зам. дир. по ДО Получение информации об условиях реализации ФГОС ДО Планы по самообразова нию, план методическо й работы 2. Создание рабочей группы по подготовке методического проекта Август 2015 г. Зам. дир. по ДО Создание и определение функционала рабочей группы Распоряже ние об утвержден ии рабочей группы по подготовке методическ ого проекта 3. Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по созданию проекта Август 2015 г Зам. дир. по ДО Система мероприятий, обеспечиваю щих реализацию проекта План- график 4. Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО Август 2015 г. Зам. дир. по ДО Получение объективной информации о готовности к переходу на ФГОС Совещание при зам. дир по ДО протокол совещания 5. Организация совещаний при заместителе директора по ДО по составлению проекта Сентябр ь 2015 г. Зам. дир. по ДО Анализ и организация образовательн ой деятельности в рамках ФГОС Отчет о готовности методическ ого проекта
2.

Технологический этап (2015 – 2016гг.)

Цель:
Внедрить и реализовать методический проект по формированию педагогической компетенции педагогов в условия перехода на ФГОС ДО
1. Проведение диагностической работы с педагогами 2015 г. Зам. дир. по ДО педагог - психолог Выявление степени готовности педагогов по внедрению ФГОС ДО Справка по итогам анкетирова ния 2 Определить комплекс мер  направленных на разработку индивидуального и дифференциронного методического и психологического сопровождения педагогов ДОУ Август 2015г. Зам. дир. по ДО педагог - психолог Создание индивидуальн ых программ развития педагогов Протокол заседания МО 3 Разработка и утверждение календарно-тематических планов на 2015-2016гг в соответствии ФГОС ДО В течение уч.года Зам. дир. по ДО Наличие календарно- тематических планов, издание приказа. Положение 4 Разработка пакета документов по освоению ООП ДО Зам. дир. по ДО Наличие пакета документов по освоению ООП Накопител ьная папака 5 Курсы повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС ДО Весь период Зам. дир. по ДО Формировани е профессионал ьных компетенций педагогическ их работников. План- график 6 Организация непрерывного повышения квалификации через педагогические сообщества по введению ФГОС По плану работы Зам. дир. по ДО Поэтапная подготовка педагогическ их к введению ФГОС ДО План 7 Проведение методических мероприятий и по вопросам введения ФГОС ДО Поэтапн о, весь учебный год Зам. дир. по ДО Систематизац ия профессионал ьных представлени й и уточнение смысловых понятий Материалы мероприят ий
8 Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого- педагогического сопровождения введения ФГОС По плану Зам. дир. по ДО Определение возможных психологичес ких рисков и способов их профилактик и, расширение и обновление психодиагнос тического инструментар ия на основе запросов. План работы педагогов 9 Подготовка материалов по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах. Поэтапн о Педагогиче ские работники Определение необходимых изменений в оснащенност и ДОУ с учетом требований ФГОС Презентац ии 10 Обеспечение ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами ООП. Весь период Зам. дир. по ДО Оснащенност ь библиотеки необходимым и УМК, учебными, справочными пособиями, художественн ой литературой Электронн ый банк 11 Обеспечение доступа участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. Весь период Зам. дир. по ДО Обеспечение актуальной педагогическ ой информацией и возможности дистанционно й поддержки участников образователь ных отношений Создание банка полезных ссылок, наличие странички на сайте «ФГОС»
3.Рефлексивный (2015 – 2016 гг.)

Цель:
Проанализировать реализацию целей и задач методического проекта
1
Подготовка отчетов и рассмотрение результатов по реализации проекта. Размещение публичной отчетности о ходе и результатах реализации проекта Зам. дир. по ДО Информирован ие общественност и о ходе и результатах внедрения проекта Аналитическ ий отчет

Эффект методического проекта в долгосрочной перспективе
 Мы можем предположить, что формирование профессиональной компетенции педагогов послужат главным условием для успешного перехода в ФГОС ДО
.

Вывод-
в результате реализации методического проекта созданы условия для непрерывного профессионального развития педагогов через деятельность методических служб разного уровня.
Заместитель директора по ДО:
- является основным участником реализации проекта;
-
выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности - организует работу методической работы: методических объединений, повышения педагогического мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;
-
занимается информационным сопровождением проекта; - поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе; - обеспечивает систематическую связь с электронной почтой, сайтом ОУ
6.

Ожидаемые результаты проекта
1. Созданы условия для непрерывного повышения квалификации педагогических работников и их профессионального развития; 2. Осуществляется консультативная поддержка педагогов 3. Организовано психологическое и методическое сопровождение педагогов в условиях перехода на ФГОС ДО 4. Повысится уровень сформированность профессиональной компетенции педагогических работников ДОУ для создания социальной ситуации развития воспитанников. 5. Разработаны мероприятия по методическому сопровождению педагогов ДОУ, направленное на применение образовательных технологий ФГОС ДО Разработана комплексно – целевая программаКомпетентный педагог.
8. Критерии оценки результата.

Критерии

Показатели
1.Овладение содержанием и организацией образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО 1.Создание рабочих программ. 2. Проектирование образовательной деятельности с учетом социальной ситуации развития ребёнка 2. Готовность педагогов к использованию технологий, ориентированных на ФГОСДО. 1. Применение эффективных образовательных технологий 2. Диссеменация опыта (во внешней среде) 3. Решение проблемы индивидуализации и социализации воспитанника. 1.Удовлетворенность образовательными услугами участниками образовательных отношений, заинтересованных лиц 2.Активность участников образовательных отношений в мероприятиях различного уровня: в региональном, федеральном ( расписать конкретно) 4. Уровень профессиональной компетентности педагогов 1) активное участие в курсах повышения квалификации или обучение на семинарах. 2. Участие в вебинарах различного уровня
Литература

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования» от 17.10.13г

2. Закон РФ «Об Образовании» от 29.12.2012 г. № 273