"Патриотическое воспитание в работе учителя истории"

Автор: Венцова Лидия Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Верхнебыковская ООШ
Населённый пункт: хутор Быковский
Наименование материала: Методическая разработка (из опыта работы)
Тема: "Патриотическое воспитание в работе учителя истории"
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
(материал для методического семинара) Учитель истории – Венцова Л.А. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал : “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.” Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.” Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью. В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому. Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал / в учебниках “
Истории средних веков ” Агибалова, например предназначенных для шестиклассников, объем параграфа составляет до 10 страниц ! /. В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине ! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал : “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с записи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи : Казалось, было холодно цветам. И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! И сразу звучит голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему : “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”. В качестве основной идеи урока используются слова Ил. Эринбурга : “ Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг силен… Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из наших детей … Если фашисты победят, не быть России. Они не могут победить… Мы выстоим : мы крепче сердцем… Мы знаем, за что стоим : за Россию, за Родину.” И на заключительном уроке темы – конференции : “ Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне ”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются записи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского : Люди ! Покуда сердца стучатся, Помните ! Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните! Детям своим расскажите о них, Чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, Чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли, Помните! К мерцающим звездам ведя корабли О погибших, Помните! Встречайте трепетную весну, Люди Земли! Убейте войну, прокляните войну, Люди Земли! Мечту пронесите через года И жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придет никогда Заклинаю : Помните! На уроке “ Выступление декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение : знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего хутора. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. (на уроках географии в 8 классе) Знаменитое Куликово поле – слава Русской Земли ! (история 6 класса) Это южные рубежи Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный
холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью : “ Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство ! Сверкают сабли булатные Около голов богатырских, Катятся шеломы злачены Добрым коням под копыта, Валятся головы многих богатырей С добрых коней на сырую землю. Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели : Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья А вот классный час: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовились заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Начинлся он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие : Нет в России ни дома, ни хаты, Где б не глянул на нас со стены Молодыми глазами солдата Окрыляющий подвиг войны. Затем учитель говорит, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему классного часа, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на классном часе кратко представляю каждое сообщение. Обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, к тому, посвященному нашему Верхнедонскому району, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” и строчками из “ Реквиема ”: Помните, через века, через года, Помните! Песню свою отправляя в полет, Помните! О тех, кто уже не придет никогда, Пожалуйста,
Помните! Не плачьте, в горле сдержите стоны- горькие стоны ! Памяти павших будьте достойны, Вечно достойны ! Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе. Внеклассная работа несет на себе также большую воспитательную нагрузку. 1.Встречи с ветеранами ВО войны-Скороходовым М.Г., Зотовым Н.А., Пименовым А.И. 2. Тимуровская работа. 3. Смотры строя и песни. 4. Торжественные линейки: «Пионеры-герои», «Герои- комсомольцы» 5.День юного героя –антифашиста 6.Сбор материала о земляках- участниках ВО войны 7.Экскурсии в г.Ростов, г.Краснодон , ст. Вешенскую. 1.Встреча «Дети войны» с Даниловым М.А. и Чеботаревой М.С. 2. Встреча с Коршуновым В.В. 3.Встреча с Ветераном ВО войны Шевцовым П.А. 4.Встреча «Где родился, там и пригодился» с Зотовым Г.Н. и Коршуновым В.В. 5.Встреча с Гребенниковым Г.П.(председателем колхоза) 6.Встреча с Гребенниковым А.И.(история моей малой родины) 7.Операция «Родник» (В ясный полдень) 8.Лит-муз. Композиция «Свет родных берез» 9.Стенд «Меч войны» 10.Альбом «Наши хуторяне в годы ВО войны» и презентация 11. Уроки Мужества (обязательно с минутой молчания) 12.Дни воинской славы.(в-инт) 13.Уборка братских могил на территории Быковского и Морозовского кладбищ. Таким образом , я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему родному краю, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего. Все проходит. Остается Родина- То, что не изменит никогда. С ней живут, любя, страдая, радуясь. Падая и поднимаясь ввысь… И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести.