"Движение земли вокруг своей оси"

Автор: Шатович Татьяна Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "СОШ п.Синегорский"
Населённый пункт: Синегорский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Движение земли вокруг своей оси"
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕМА УРОКА:
ЗЕМЛЯ

ВО

ВСЕЛЕННОЙ

.

ДВИЖЕНИЕ

ЗЕМЛИ

ВОКРУГ

СВОЕЙ

ОСИ

И

ВОКРУГ

СОЛНЦА

.
Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений. Цели урока: Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца. Задачи урока: Обучающая:  Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния. Развивающая  Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания Воспитательная Воспитание инициативности и уважения друг к другу. Оборудование: Модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, учебники, мультимедиа и презентация. ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Определение темы и целей урока. III. Изучение нового материала: Актуализация, опора на субъективный опыт учащихся.  Что такое Вселенная? Галактика?  В какой Галактике находится наша планета?  Какие небесные тела движутся вокруг Солнца? Какие планеты вам известны? Какую форму имеют планеты Солнечной системы?  Вам уже известно, что Земля совершает оборот вокруг своей оси. Как называется оборот вокруг своей оси (Сутки).  За какой период Земля совершает оборот вокруг Солнца? Как называется оборот вокруг Солнца (Год). 1. Земля-часть Вселенной. (Презентация: слайд 3-4) 2. Работа с текстом (стр8-9). 3. Земля-часть Солнечной Системы. (Презентация: слайд 4-5) А) Сообщение учащегося об уникальности Земли (Презентация: слайд 5) Б) Работа с учебником по схеме на стр.12-13
Земля- третья планета т Солнца, форма Земли - геоид. Земля удалена от Солнца на 149 млн. км. Орбита Земли-элипс (930 млн. км), близкий к окружности, в одном из фокусов которого находится Солнце. Расстояние в афелии (наибольшее)-152 млн. км. Расстояние в перигелии (наименьшее)-147 млн. км. 4. Вращение Земли вокруг своей оси (Презентация: слайд 6-7). Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток против часовой стрелки (если смотреть с Полярной звезды, рис.8, стр.10). Кроме того земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5 0 5. Показ модели Земли: «Вращение вокруг своей оси». (Слайд 6-7). 6. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. (Ребятам предлагается работа в парах с текстом учебника, результатом работы являются основные выводы).  Вращение влияет на форму Земли: она сплюснута у полюсов на 22 км.  Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а в Южном-влево.  Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи (сутки).  Смена часовых поясов. 7. Движение Земли вокруг Солнца (Презентация: слайд 8-9). 8. Вы уже знаете, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за год = 365суток, 6 часов,9 минут. Земля движется, по орбите со скоростью 30км\сек. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5 0 и перемещается в пространстве параллельно самой себе в течение года (Презентация: слайд 10). 9. Работа с «Моделью вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца». 10. Положение Земли в разные сезоны года, распределение солнечного света и тепла на Земле. (Презентация: слайд 11-13). Учитель ставит модель в летнее положение (1) для северного полушария:  Какая часть Земли получает больше тепла? (северное полушарие)  Где сейчас лето? (северном)  На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (с.т.) Эта воображаемая линия-параллель 23,5 0 с.ш. и ю.ш. называется тропиками. Самостоятельно находят тропики и дают определение. Тропик-линия, над которой Солнце бывает в зените. Зенит-наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.  Где на земном шаре день равен ночи круглый год (экваторе).  Где на Земле Солнце не заходит за горизонт? (на полюсах). Учитель обращает внимание учеников на такое явление: полярная ночь и полярный день.
Ученики самостоятельно находят полярные круги и дают определение. Полярный круг-параллель 66,5 0 . В области от полярных кругов до полюсов наблюдается полярная ночь. IV. Закрепление (работа с таблицей, задача, тесты) Составление таблицы: «Освещение Земли Солнцем в разное время года» (Презентация: слайд 14).
ДАТА

СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ

ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ
22 июня - день летнего солнцестояния В северном полушарии - лето День длиннее ночи Солнце в зените над параллелью 23,5 0 с.ш. (с.т.) На параллели 66,5 0 с.ш. (с.п.к.) – полярный день В южном полушарии - зима. День короче ночи. На параллели 66,5 0 ю.ш.- полярная ночь 23 сентября – день осеннего равноденствия День=ночи. Солнце в зените над экватором День=ночи. Солнце в зените над экватором 22 декабря – день зимнего солнцестояния В северном полушарии - зима. День короче ночи. На параллели 66,5 0 с.ш.- полярная ночь В южном полушарии - лето День длиннее ночи Солнце в зените над параллелью 23,5 0 ю.ш. (ю.т.) На параллели 66,5 0 ю. ш. (ю.п.к.) – полярный день 21 марта– день осеннего равноденствия День=ночи. Солнце в зените над экватором День=ночи. Солнце в зените над экватором ТЕСТЫ: 1.На какой параллели 22 июня наблюдается полярная ночь? 1) 80 � с.ш 3) 45 ° ю.ш 2) 45 ° с.ш. 4) 80 ° ю.ш 2. Солнце бывает в зените над экватором 1) 22 декабря и 21 марта 3) 21 марта и 23 сентября 2) 23 сентября и 22 июня 4) 22 декабря и 22 июня 3. 22 декабря Солнце находится в зените 1) 23,5 ° с.ш 3) 10 ° ю.ш 2)10 ° с.ш 4) 23,5 ° ю.ш 4. На какой параллели Солнце в течении года бывает в зените 1) 20 ° ю.ш 2)65 ° с.ш 3) 40 ° с.ш 4) 80 ° ю.ш 5. 22 июня световой день длиннее на: 1) северном тропике 2)экваторе
3) южном тропике 4) северном полярном круге 6) на какой из перечисленных параллелей 22 июня световой день короче ночи? 1)60 ° с.ш 3)2 ° с.ш. 2) о ° .ш 4) 20 ° ю.ш V. Подведение итогов. Выставление оценок. VI. Домашнее задание: (Вариант разноуровневых дифференцированных заданий) «3»- параграфы 3,5 и ответы на вопросы. «4»- Выделить основные положения, связанные с вращением Земли вокруг Солнца и оси и их географические следствия (пар.3,5). «5»- подготовить сообщения о Земле как уникальной планете, подготовить презентацию, итоговые задания и вопросы к теме (стр.21).