"Добрый волшебник в гостях у ребят"

Автор: Бакина Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ муниципального образования "Центр развития ребёнка – детский сад №173 "Подснежник"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Добрый волшебник в гостях у ребят"
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект организованной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Добрый волшебник в гостях у ребят».

«Дифференциация предлогов «НА» и «ПОД».
Возраст: для детей старшего дошкольного возраста. Форма проведения: подгрупповая. Цель: Дифференциация предлогов «НА» и «ПОД». Задачи: 1. Учить детей различать значение предлогов «НА» и «ПОД» и правильно употреблять их в речи; 2. Учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме предлога; 3. Развивать слуховое внимание; 4. Развивать графические навыки; 5. Учиться координировать речь с движением; 6. Выкладывать схему предложения; 7.Развитие связной речи. Учить детей отвечать полным предложением на вопросы, составлять предложения по сюжетной картине; 8. Воспитывать аккуратность и самоконтроль. Ход занятия: 1. (Звучит магнитофонная запись музыки, и дети делают самомассаж лица). Логопед РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки) И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз), ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз). ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди), ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки), А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки). ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безы - мянный пальцы разминают щёки круговыми движениями) ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу) КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд) РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные паль - цы разминают обе губы). УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта), А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения сред - них пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам) ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхни - ми зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух) И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладывают - ся на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а ле - вый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу). ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней гу - бой и поколачивание кулачком по верхней губе) ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под ниж - ней губой и поколачивание по нижней губе). ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягивани - ем его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами). В ходе занятия логопед голосом акцентирует предлоги, содержащиеся в тексте. 2. Логопед. Ребята, сегодня ночью здесь побывал добрый волшебник и оставил для вас шкатулки с подарками. Найдите в группе шкатулки и встаньте около них, но не открывайте. Дети отыскивают шкатулки с подарками, заранее положенные логопедом. С каждым ребенком отрабатывается местонахождение его шкатулки. Логопед: Витя, под, чем находится твоя шкатулка? На чем лежит твоя шкатулка, Аня? (используется игрушечная мебель и предметы в группе). Возьмите свои шкатулки и положите их на поднос. После занятия мы обязательно посмотрим, что подарил нам добрый волшебник. 3. Логопед. Какие маленькие слова вы услышали во всех ваших ответах? Что означает маленькое слово «НА»? Если предмет находится на верху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». (Логопед демонстрирует карточку со схемой предлога «НА».) Когда предмет находится внизу другого предмета, под ним, мы используем маленькое слово «ПОД». (Логопед демонстрирует карточку со схемой предлога «ПОД»). Маленькие слова по - другому называются - предлоги. 4. Логопед. Игра «Внимательные ушки!». Послушайте предложение, определите, какое маленькое слово, есть в этом предложении и поднимите нужную схему. Кот залез под диван. Одеяло лежит на кровати. Дима положил тетрадь на стол. Катушка лежит под шкафом. Тарелка упала на пол. Разноцветную радугу нарисовали на картине. Девочка идет под зонтом. Спелое яблоко упало на землю. Под деревом растет гриб. 5. Логопед предлагает детям посмотреть на картинки, которые оставил для них
добрый волшебник и составить по ним предложения. Количество слов в предложении не ограничено. Кот схема предлога «ПОД» диван Кот залез под диван. Потом логопед заменяет схему предлога другой схемой. Кот схема предлога «НА» диван Кот залез на диван. Далее пары картинок меняются на другие (белка – ель, мяч - стол, береза – гриб, кровать-кошка, аист – крыша дома, собака – стул). ВЫВОД: если заменить один предлог на другой смысл предложения изменяется. 6. Динамическая пауза. На занятии появляется кукла Маша. Дети произносят стихотворение вместе с логопедом и показывают движения. а). Ищет вещи Маша, Руки на поясе, повороты головой в разные стороны. Маша – растеряша Поворот корпусом в одну сторону, в другую, руки на поясе. И на стуле нет, Руки вперед, развести в стороны И под стулом нет, Присесть, встать, развести руки в стороны. НА кровати нет, Руки согнуть перед собой в локтях, посмотреть на них. ПОД кроватью нет, Руки в том же положении, заглянуть под руки. Вот какая Маша, Руки на пояс повороты корпусом Маша – растеряша. Взялись руками за голову и качаем головой. Логопед. Ребята, куда надо складывать одежду? Вечером одежду надо аккуратно складывать на стуле или повесить в шкаф.
б). Дети стоят в кругу, произносят стихотворение и сопровождают его движениями. Дети встают около своих стульчиков, вместе с логопедом выполняют движения и слушают стихотворение: На горе растут дубы (Руки вверх), Под горой растут грибы (Присесть), Мы в корзинки их собрали (Движения рук, имитирующие складывание грибов), Быстро к дому побежали (Бег на месте). При повторном выполнении упражнения дети уже повторяют текст за логопедом, а по окончании динамической паузы отыскивают (произносят акцентированно) предлоги НА, ПОД. 7. Дети садятся на свои места. Логопед возьмите на своих столах карандаш и карточку с нарисованным столом. Нарисуйте ПОД столом круг, НА столе квадрат. Где нарисован круг? Где нарисован квадрат? 8. Логопед вывешивает на доску сюжетную картину «Комната Маши». Дети выстраиваются вокруг доски и составляют предложения по сюжетной картине, с предлогами «НА», «ПОД». 9. Логопед. Возьми на своих столах наборы, для выкладывания схемы предложений. Черные полоски обозначают слова, одна полоска - одно слово, маленький черный квадратик – это маленькое слово предлог. Черный кружок обозначает точку в конце предложения. (Закрепление пройденного материала). Пальто висит на вешалке. Машинка под шкафом. На тарелке лежит торт. Петушок сел на забор. Шторы висят на окне. Вопросы к заданию: сколько слов в этом предложении, какое маленькое слово спряталось в этом предложении, какое по счету маленькое слово в предложении? 10. Подведение итогов занятия.
Логопед. Какие маленькие слова мы учились сегодня выделять? Кто запомнил, как по-другому называют эти маленькие слова? Ребята, возьмите свои шкатулки и посмотрите, какие подарки оставил для вас добрый волшебник. Технические средства: карточки со схемами предлогов по количеству детей; сюжетная картина «Комната Маши»; предметные картинки (аист-дом, береза – гриб, собака-стул, мяч – кровать, кошка – кровать, ель- белка). Игрушечная мебель; наборы для выкладывания схемы предложения по количеству детей. Простые карандаши, листы с заданием по количеству детей; магнитофон; шкатулки с сюрпризом по количеству детей; кукла, магнитно-маркерная доска. Методическая литература: Воронкова Л.Ф. «Маша- растеряша».- Мир детской книги. Издательство «Дрофа Плюс», 2012г. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит.— СПб.: Акцидент, 1998г.