"РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 - 5 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ МАГАДАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ"

Автор: Касьянова Галина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: г.Магадан
Наименование материала: АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Тема: "РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 - 5 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ МАГАДАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ"
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 - 5 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ МАГАДАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПРОГРАММА "ЗАПОМИНАЛОЧКА"
Пояснительная записка.
Сегодня ребёнок приходит в мир и сталкивается с лавиной информации, обрушивающейся на него –мультфильмы, развивающие программы, современные гаджеты, которые появляются у детей с детского сада. Растут требования общества – от человека теперь требуется знать огромное количество информации и легко в ней ориентироваться, быстро принимая решения. Увеличивается и тот объём информации, который предлагается ребёнку к запоминанию в дошкольном учреждении. Память является главным помощником и союзником ребёнка в освоении этого огромного количества информации. Установлено, что память ребёнка имеет непроизвольный и избирательный характер. Ребёнок легко запоминает то, что его заинтересовало, привлекло. Память ребенка тесно связана с его личностными качествами - интересами, внутренним миром. Произвольные и непроизвольные виды памяти зависят от степени волевой регуляции, от способов запоминания. Если не ставится цели запомнить тот или иной материал, он запоминается сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, эта память непроизвольная. Ребёнок непроизвольно запоминает информацию. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, применяют волевоеусилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Информация запоминается ребенком намного эффективнее, если она приобретает значение деятельности. Известно, что дети очень чувствительны кразличного рода информационным воздействиям из вне - они впитывают новые впечатления, знания с особой легкостью. Дети обладают огромным потенциалом для интенсивного развития памяти. Соответственно, особую значимость приобретает материал, используемый для работы по развитию памяти. Это должен быть яркий, запоминающийся материал, который тесно связан с жизнью ребёнка. И таким материалом является детская литература родного края. Следует отметить, что одной из важнейших задач обучения и развития
подрастающего поколение является приобщение к художественной культуре, и прежде всего – к культуре родного края. Детская литература оказывает ключевое влияние на восприятие окружающего мира, родного края и его природы. И таким образом наша программа обеспечивает не только развитие памяти, но и эстетическое, духовное воспитание подрастающего поколения. Литература для детей является самоценным видом искусства, она не только даёт малышу знания об окружающем мире, но и оказывает развивающее действие на такие важные психические функции, как речь,воображение, мышлениеи конечно же – память. Запоминая удачные метафоры, понравившиеся эпизоды, соотнося их с собственным личным опытом, ребёнок развивает память. Особенности жизни на Севере дают ребёнку материал для размышлений и эстетических переживаний, которые реализуются через литературное творчество. Исследования показывают, что северная природа, искусство коренных народов являются чрезвычайно привлекательными для детей. В искусстве народов Севера сложился симбиотический союз коренного и 2пришлого» населения, первые привнесли в этот симбиоз традицию, вторые – классические литературные каноны. Это сочетание придаёт литературе Севера неповторимое своеобразие.
Цель
программы
:

развитие памяти у детей дошкольного

возраста 3 - 5 лет через ознакомление с творчеством магаданских

писателей
Цель позволила предположить
перспективность
–создание условий для целенаправленной планируемой педагогической работы по ознакомление дошкольников с творчеством магаданских писателей будет способствовать не только развитию памяти и речи, но и эстетическому, патриотическому, экологическому воспитанию.
Теоретическая значимость .
В рамках работы изучено влияние ознакомления с творчеством магаданских писателей на интеллектуальное и нравственное развитие детей дошкольного возраста
Практическая значимость
. Результаты данной программы нашли применение в работе с детьми дошкольного возраста и дополнили общеобразовательную программу МБДОУ г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №15». Таким образом,
актуальность
работы обусловлена важностью развития памяти у детей дошкольного возраста и одновременно воспитанием на теме родной природы.
Условия формирования программы.

Сегодня мы сталкиваемся с такой проблемой, как рост доли детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, интеллектуально-пассивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с замедленным развитием психических процессов. Своё влияние оказывает на процесс ухудшение социальной, экономической и экологической ситуации, что оказывает влияние на здоровье детей, растет число детей с отклонениями в развитии. Такие дети в ещё большей степени нуждаются в развитии памяти. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Дети без медицинских диагнозов так же могут иметь незначительные когнитивные нарушения, которые оказывают влияние на процесс запоминания. Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский писал о том, что «… усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в тоже время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений…», и что каждый ребенок уже в пять лет готов понять богатство своей Родины на родном языке»[40]. Изучением этапов и особенностей формирования детской речи занимались А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина и другие. Учеными было установлено, что в период дошкольного детства происходит активное развитие речи. Дошкольный возраст — это период развития ребенка с 3 до 7 лет. Как показали многолетние исследования физиологов, в дошкольном возрасте происходит развитие головного мозга ребенка. Именно оно дает толчок к совершенствованию высших психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. В дошкольном возрасте происходит переход от практических форм мышления к наглядно-образным. Сенсомоторный период охватывает первые два года жизни ребенка. Он характеризуется отсутствием развитой речи и построением поведения на основании движений и действий, координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный"). Около 2 лет заканчивается сенсомоторный период. Его окончание знаменуется формированием внутреннего плана действий и ребёнок входит в фазу репрезентативного интеллекта и конкретных операций. Репрезентативный интеллект мышление с помощью представлений. Сильное
образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. Наглядно-образное мышление - это вид мышления, который оперирует образами восприятия или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста. Наглядно-образное мышление, предпосылки, для возникновения которого, создаются уже в периоде развития наглядно-действенного мышления. А.В. Заположец полагает возникновение наглядно-образного мышления решающим моментом умственного развития ребенка. Но условия его возникновения и механизмы его осуществления пока недостаточно освещены. В переходе от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, важная роль принадлежит речи. Усваивая словесные обозначения предметов, их признаков, отношений предметов ребенок приобретает способность осуществлять мыслительные действия с образами предметов. Возникает возможность интериоризации действия в мысль. Мыслительные действия постепенно приобретают определенную самостоятельность, осуществляются посредством внутренней речи, возникающей в связи с наглядной ситуацией. Именно в этом возрасте речь ребенка переходит на новый уровень развития. Меняется ее качество. Было установлено, что ребенок в 4года уже не просто повторяет слова за взрослыми и заученные фразы, как это он делал в 3 года, но и сам активно строит предложения, стремится самостоятельно высказывать свои мысли. В процессе воспитания дошкольник начинает понимать, что воздействовать надругого человека можно не только при помощи жестов или звуков, но и при помощи слов. Скажи и ты сразу получишь ответ. И пр. и построение речи он опирается на свою память. Таким образом, развитие памяти обуславливает развитие речи. В нашей работе мы опираемся на учебно-методическое пособие «Живой родник». Пособие содержит сказки, стихи, загадки для детей дошкольного возраста, написанные магаданскими писателями. Оно составлено в соответствии с новыми требованиями и современными подходами к организации педагогического процесса, которые требуют предоставления права каждому педагогу вносить определенные изменения в список рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания образования. Писатели, воспевая красоту родного края, находят точные эпитеты и сравнения. Многим авторам свойственна необычная манера изложения. Они
точно и убедительно рассказывают нам о том, что видели, чувствовали и переживали. Диалоги с морем и небом, животными и птицами – одна из важнейших особенностей творчества В. Гольдовской, А. Жигулина, П. Нефедова, Б. Рубина, И. Паничева, С. Олефира, А. Черевченко и др. авторов. В основе программы – творчество С. Олефира, 30 лет проработавшего с детьми. «За тридцать лет работы с детьми я никогда их не «пас» - говорил Станислав Михайлович. - Мало того, как это делали аборигены, шаманы, я вверял их огню, учил с ним разговаривать, как с живым существом, учил разжигать костер с помощью камня или палки, кипятить чай в бутылках из-под шампанского, играл с ними в футбол, волейбол, сочинял для них песни и танцы. Мне как-то встретился мужчина, сказавший: «Я тебя знаю. Когда я учился в школе, ты рассказывал нам, как воспитывать собаку. Ты - учитель, которого помнят. Спасибо тебе за это». Я любил чужих детей, как своих». Колымская пейзажная лирика развивает в детях эстетические чувства, помогает приблизиться к пониманию смысла жизни, пробуждает интерес к творчеству. Дети создают в рисунках выразительный образ лиственницы - «королевы колымской тайги», живо представляют себе «полыхающие багровыми кострами карликовые березки», чувствуют «настороженность заячьей тропы» и удивляются, почему «летом олень куропатке враг, а зимой - первый друг». В нашей работе мы учитываем данные современных учёных об эффективности использования дидактических игр в процессе развития памяти. Исследования показывают, что дидактические игры значительно облегчают детям процесс запоминания. Изучение памяти детей 5-7 лет, проведённое Э.С. Саитгалиной, показало, что даже в этом возрасте ребёнок имеет специфические особенности мнестической деятельности, а именно: - преобладает непроизвольная образная память; - словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка; - складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка; - формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания. В возрасте 3-5 лет разумеется, преобладание непроизвольной образной памяти ещё более выражено, а словесно-смысловая память находится только в стадии формирования.
У детей раннего дошкольного возраста развито наглядно- действенное мышление, поэтому, исходя из вышесказанного, запоминание наилучшим путём происходит через деятельность и наглядность. Поэтому в нашей работе мы активно используем иллюстрации и картины, дидактические игры, экскурсии. Творчество магаданских писателей связано прежде всего с природой родного края, и усвоение материала происходит гораздо лучше, если ребёнок получает чувственный опыт переживания того, о чём пишет писатель. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Большой вклад в развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Т. В. Большева. Опираясь на её методику «Учимся по сказке», мы определили цели и задачи своей работы. Цель нашей работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста. Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники. Приёмов мнемотехники существует очень много, но приемлемыми для дошкольников являются следующие: - группировка; - классификация; - ассоциации; - поиск опорного пункта; - схематизация; - достраивание материала; - структурирование материала. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый материал для запоминания. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами
значительно сокращает времяобучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь». Этапы работы с мнемотаблицами 1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено. 2. Затем, осуществляем так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы, например: Берёзка, белый сарафан, кудри, косы, девица и так далее. 3. После перекодирования пересказываем сказку или читаем стихотворение с опорой на символы, то есть отрабатываем метод запоминания. Например: Березка белый сарафан надела, Кудри завила, косы заплела. До чего же хороша! Словно девица - душа. При этом рассказывают сами дети, прибегая к незначительной помощи педагога (на более поздних этапах), или пересказывают вместе с педагогом (на более ранних этапах). 4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?» Размер мнемотаблиц для маленьких детей должен быть небольшим. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Вначале необходима помощь воспитателя для того чтобы ребенок в дальнейшем мог самостоятельно ориентироваться в составлении таблиц, можно предложить готовую план - схему, а по мере обучения ребенок уже активно включается в процесс создания своей схемы. Итак, мы можем выделить следующие принципы построения нашей программы:
Первое – активное использование творчества магаданских писателей дляразвитие памяти. Второе – опора на наглядность и деятельность, активное использование дидактических игр. Третье – общение с живой природой, которое помогает усвоению прочитанного материала.
Задачи:

Развитие зрительной, слуховой, кинестетической памяти.

Развитие у детей познавательного интереса, мотивации к

когнитивной деятельности.

Ознакомление детей с творчеством магаданских писателей.

Знакомство детей с природой родного края, особенностями

его природы.

Развитие речи, формирование навыков словесного описания

пейзажей

Развитие смысловой догадки на материале загадок и иных

дидактических игр

Воспитание любви к Родине

Развитие гуманного отношения к природе, основанного на

восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Новизна программы.
В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом. Наши предки боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа- это источник всего живого на земле, отыскать способы гармоничного взаимодействия с природой. Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об
окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры - одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания - всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. При чтении художественной литературы у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе. Развивается чувство красоты. Некоторые литературные произведения могут быть прочитаны после наблюдения за природными явлениями. Иногда чтение предшествуется наблюдением. Художественное описание уже знакомых растений. Животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Природа является богатейшим источником с точки зрения воспитательных воздействий. Ее явления и объекты всегда использовались как средство воспитания в своей деятельности. Ребенок может полюбить и научиться беречь только то, что его непосредственно окружает и способно вызвать интерес. От знакомого и близкого, открывающегося заново как ценность нужно начинать приобщение к ценностно-смысловой, духовно-нравственной культуре. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, родному краю, своей малой Родине. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному краю, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Ребенку необходимо сообщать определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, его районе и городе, наконец, о стране. Такой краеведческий принцип отбора содержания и
построения методики патриотического восприятия приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей Через программу «Запоминалочка» мы решаем ряд взаимосвязанных задач: интеллектуальное развитие ребёнка с основной опорой на развитие памяти; привитие любви к словесному творчеству, расширение познаний о литературе; воспитание экологического мышления, патриотизма, любви к родному краю. Нами была разработана методика развития памяти на основе регионального компонента литературы. Созданы и приобретены наборы дидактических катрточек с животными и растениями родного края, их фотографии. Созданы и приобретены дидактические игры «Где чей домик», «кто что ест», «Где моя мама», репродукции работ художников Севера. Каждый ребёнок имеет альбом, где может зарисовать последовательность запоминаемых образов. Виды упражнений, применяемые на занятиях: 1. Отгадывание загадок об объектах природы. 2. Чтение стихов в сочетании с движениями с последующим заучиванием. 3. Прорисовывание последовательности образов в альбоме, либо подбор последовательности образов из дидактических карточек. 4. Изготовление поделок из природного материала по теме занятия. Немаловажное значение имеет работа с родителями.
Адресность программы.
Программа адресована педагогам, работающим с детьми 3 – 5 лет. Регулярная работа со словесным творчеством, отгадывание загадок развивают у детей память, речь и смысловую догадку. Литературное творчество писателей родного края, посвящённое природе, развивает детей и эстетически, способствует выработке экологического мышления, развитию патриотизма.
Рекомендации по использованию и

методическому обеспечению программы.


наглядные

Наблюдение

Демонстрация

Прогулки

Экскурсии

Дидактические игры

Художественный труд

Мнемотаблицы

практические

словесные

Чтение

Заучивание

Отгадывание загадок

Заучивание

Рассказы.

Методы работы по ознакомлению детей с творчеством магаданских писателей
Методика развития памяти через ознакомление с литературным творчеством представляет собой комплексный подход, включающий в себя:  чтение и запоминание литературных произведений  отгадывание загадок  демонстрация иллюстративного материала (фотографии, открытки, кино – и диафильмы);  использование дидактических игр, мнемотаблиц  широкое использование художественных произведений;  беседы во время прогулок;  наблюдения за природой, экскурсии;  демонстрацию художественных произведений  художественный труд по мотивам прочитанного
Чтение и заучивание
являются основной формой работы с детьми. Известный советский ученый в области теории эстетического воспитания дошкольника Е. А. Флерина применяет термин «живое слово» в двух аспектах: как живое слово педагога и как рассказывание - речь ребенка. Она уделяет особое внимание образности речи воспитателя и эмоциональности ее донесения до ребенка: «Живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и тактике подачи» Такой способ действия педагога побуждает и ребенка действовать (говорить, исполнять) выразительно и эмоционально. Е. А. Флерина употребляет и другой термин - «художественное слово» - для характеристики
художественных произведений, знакомство с которыми является главным средством развития художественной речи детей. По ее мнению, дело не только в том, что они обогащают словарь ребенка и помогают ему усвоить грамматический строй языка. Художественные произведения активизируют воображение детей, учат их воспроизводить образы и события, видеть невидимые предметы и явления. В процессе чтения дошкольникам важно, чтобы процесс был увлекательным, для этого воспиателю нужно быть выразительным. Художественно-речевое развитие - одна из главных задач подготовки детей к школе. Оно включает в себя следующие виды работ: - ознакомление с различными жанрами художественной литературы; - развитие выразительности и образности речи; - пересказ и рассказывание. В процессе этой работы у дошкольников необходимо развивать следующие художественно-речевые умения: - умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них; - умение воспринимать содержание произведения в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств; - умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение
Прогулки, наблюдения, экскурсии
– способствуют развитию чувственного опыта у ребёнка. Пока ребёнок достаточно мал, он плохо воспитнимает абстрактные понятия. Для него является хорошо знакомым то, что он видел и знает. Поэтому необходимо озхнакомление ребёнка с природой в форме экскурсий, прогулок и наблюдений.Экскурсия может включать в себя сбор природного материала для гербария или поделок. Для установления взаимосвязи с конкретным произведением необходимо проведение беседы.
Художественный труд
– наилучшим образом способствует запоминанию произведения, т.к. воздействие происходит практически одновременно через все возможные анализаторы. Ребёнок слышит произведение и инструкцию воспитателя. Он видит создаваемый им образ. Он совершает действия по созданию этого образа, задействуя мелкую моторику.

Оборудование, материалы и инструментарий для

использования программы.
 Произведения писателей Магаданской области:  сказки и рассказы;  загадки о природе и животных Магадана и Магаданской области;  стихи о природе родного края.  техническое оснащение педагогического процесса:  магнитная доска;  мультимедийный проектор;  дидактические игры для ознакомления с особенностями родного края:  игры и упражнения с природными материалами;  игры с животными (предметозаменителями);  игры с растениями (предметозаменителями);  фотографии:  город Магадан:  Природа Магаданской области:  репродукции произведений живописи художников Магаданской области  инструменты для занятия ручным трудом  альбом  краски, карандаши, фломастеры  пластилин, глина, солёное тесто  природные материалы для поделок  цветная бумага и картон для оригами и аппликаций