Рабочая программа "Культура речи" 9 класс

Автор: Дугданова Цэсэгма Булытовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Цаган-Челутайская средняя общеобразовательная школа им.Ц.Б.Бадмаева"
Населённый пункт: село Цаган-Челутай
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа "Культура речи" 9 класс
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Культура речи

Программа элективного

(факультативного) курса для 9 класса (34ч)

Пояснительная записка
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. В центре внимания оказывается культура речи – лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры. Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Языковая норма и ее виды (3ч)


Тема Кол - во часов 1. Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны(арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки. 1 час.
Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальные явление. Речевая агрессия и пути ее преодоления. 2. Понятие экологии речи. Чистота речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка. Нормированность - отличительная особенность русского литературного языка. 1 час. 3. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. 1 час.


Культура речи( 4 ч.)
№ Тема Кол - во часов 1. Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный и этический. 1 час. 2. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. 2 часа. 3. Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств. 1 час.
Коммуникативный аспект культуры речи (27
ч) № Тема Кол - во часов 1.
Точность речи.
Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи.

2.
Ясность речи.
Основные условия достижения ясности, понятность речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи.

3.
Логичность речи.
Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи.

4.
Чистота речи.
Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова -


паразиты. 5.
Богатство и разнообразие речи.
Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия.

6.
Звуковая сторона русской речи .
Благозвучие речи как гармоничная и фонетическая ее организация. Звукопись как изобразительное средство.

7. Выразительные возможности русского словообразования. Индивидуально – авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство.

8. Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

9. Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Паралингвистические средства выразительности речи ( жесты, мимика, пантомимика ).

10.
Уместность речи.
Стилевая, ситуативно – контекстуальная, личностно – психологическая уместность речи.





Литература. 1. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. М., 2000. 2. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 2000. 3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983. 4. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988.
5. Львова С.И. Речевой этикет. М., «Слово». 1995. 6. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., «Русское слово». 2002. 7. Розенталь Д.И. Сборник упражнений по русскому языку: Учебное пособие. М., «Просвещение». 1989. Словари 1. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. 2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., «Айрис- Пресс». 2007. 3. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь – справочник. М., «Айрис».2003. 4. Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка с лексико- грамматическими формами. М., «Айрис». 2000.
Русское правописание: орфография и пунктуация.
Программа элективного (факультативного) курса 9-б класс. Пояснительная записка. Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение
применять их, учитывая речевую ситуацию. Ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимися в письменной речи. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное
внимание к семантической

стороне анализируемого явления
(слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых,
опора на этимологический анализ
при обучении орфографии, который держится на языковое чутье. В-третьих,
систематизация и обобщение знаний
в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктуации и т.п.) Для достижения основных целей курса используются наиболее эффективные приемы, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; анализ высказываний; работа с лингвистическими словарями. Коммуникативно – деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности –
функциональной

грамотности,
то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной, коммуникативной задачей. Особенности письменного общения (2ч) Орфография (32) № Тема Кол-во часов 1 Орфография как система правил правописания 2ч 2 Правописание морфем: -
Правописание корней.
Система правил, регулирующих 18ч
написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Группа корней с чередованием гласных: -кас-//-кос,,-лаг-//-лож-,-бир-//-бер- -тир-//тер-,-раст-//- рос-, -скак-//-скоч-, -гар-//-гор-,-клан-//-клон-, -зар-//-зор-. -
Правописание приставок.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
-Правописание суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть-(-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов – чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк-(-еньк-) и др. Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и – ыва-(-ива-).
-Правописание окончаний
. Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри
отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. 3
Слитное, дефисное и раздельные написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато,поскольку и др.от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий). Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем. «Слитно или раздельно»?» 10ч 4
Написание строчных и прописных букв
. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?» 2ч

Литература.
1. Беднарская Л,Д. Грамотный человек.- Тула, 2003. 2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо: факультативный курс. М., 2000. 3. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы.- М., 2008, 2009, 2010. 4. Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.
5. Львова С.И. Схемы – таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. М., 2005. 6. Мосеев А.И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. – М., 1986. 7. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984. 8. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. М., 1985. 9. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2000. 10. Цыбулько И.П. Русский язык. Эффективная подготовка. – М., 2004.
Словари
1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 1999. 2. Букчина Б.З. Слитно или раздельно? (Опыт словаря – справочника) М., 2001. 3. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря – справочника) М., 1984. 4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. 5. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. 6. Школьный словарь иностранных слов /Под ред. В.В.Иванова. – М.,1999 7. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост.М.В.Панов.- М.,1989.