Авторская программа изостудии "Волшебная кисточка" в соответствии с ФГОС ДО

Автор: Васильцова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 544
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Авторская программа изостудии "Волшебная кисточка" в соответствии с ФГОС ДО
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии « Волшебная кисточка »
ПОДГОТОВИЛА

Педагог доп. образования

ВАСИЛЬЦОВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Возраст обучающихся – 3.6-7 лет Срок реализации программы – 2 года Количество часов в первый год: -31часов (занятия один раз в неделю по одному академическому часу) Количество часов во второй год: -35 часов (занятия один раз в неделю по одному академическому часу)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Настоящая программа является модифицированной программой пилотного проекта комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. Комаровой Т.С. Васильевой М.А. в соответствии с ФГОС ДО.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей дошкольного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет неоценимое значение для творческого развития ребенка. В данной программе особое внимание уделяется детям с речевыми нарушениями (ОНР). Дети с ОНР являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Изобразительная деятельность детей с ОНР во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. Эти дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия. Дети четырех-пяти лет даже не знают название основных цветов.
Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на их название. У детей с ОНР речевые проблемы сочетаются с двигательными. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. У детей с ОНР отмечается общая моторная неловкость, нет координированной движений руки и пальцев. При ОНР отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Отмечается ослабление зрительных представлений о предмете. При рисовании тех или иных предметов из-за бедного словарного запаса и трудностей в усвоении понятий часть-целое опускаются значимые детали. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. Часто даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет желание детей заниматься этим видом деятельности. Использование нетрадиционных приемов создания рисунков обеспечит элементы сюрприза, подарит много положительных эмоций и поможет сформировать у них устойчивый интерес к этому виду деятельности. Для корректирования развития детей с ОНР благоприятно влияет занятия по изо деятельности в нетрадиционной технике. Нетрадиционные техники рисования –это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонируют все: и цвет, и линии, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу за счет работы с разными изобразительными материалами. Развивается познавательный интерес ребенка к использованию предметов, которые он видит каждый день. Происходит развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография» и т.д. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть хорошим или плохим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, корректируется его речевое развитие. На занятиях с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. Например, рисование с раздуванием капли краски способствует укрепление мышц губ и т.д. это своеобразная дыхательная гимнастика. Происходит формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учетом грамматически правильного согласования слов в роде, числе, падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.
В ходе занятий развивается художественно-творческие способности, приобщение к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуре, формируется эстетическое эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказываются на отношение к миру искусства. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми про проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности), по-новому открывается перед ребенком мир, что помогает активизировать и расширять словарный запас, дает представление о новых возможностях взаимодействии, предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создает мощную психофизическую базу для развития речи. Все это будет способствовать творческой активности детей, развитие детского изобразительного творчества.
Цель и задачи программы
1. Знакомить детей с произведение разных видов искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений и формирование эстетического отношения к окружающему миру. 2. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления. Учить детей передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа. 3. Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты с натуры или по представлению, точно передавая форму, строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки, передавать достаточно сложные движения, создавать сюжеты разного масштаба. 4. Продолжать развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, создавать композицию в зависимости от сюжета. 5. Продолжать совершенствовать технику рисования гуашевыми, акварельными красками, учить детей свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков. 6. Продолжать знакомить детей с техникой работы различными видами изо материалами (цветные карандаши, простой карандаш, уголь, восковые мелки, гуашевые и акварельные краски и т.д.). 7. Продолжать учить детей координировать движение руки в соответствии с характером создаваемого образа. 8. Продолжать учить детей правильно держать карандаш, кисть. Закреплять умение наносить штриховку, использовать различный нажим карандаша, рисовать волнистые и прямые линии, спирали, петли, накладывать мазки, проводить линии кистью всем ворсом и концом. Продолжать готовить руку к письму. 9. Познакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Развивать интерес к данному виду изобразительной деятельности.

Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий: Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасностью во время проведения занятий, в доступной форме объясняет детям чем будут заниматься в течении. На этом занятии желательно присутствие родителей, обучающихся (особенно 1-го года обучения). Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру. Занятия нетрадиционными методами- специальные занятия, представляющие детям экспериментировать с различными материалами, учиться видеть в обычных предметах новые интересные образы. Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. . Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: – первый год обучения – один раз в неделю по 1 академическому часу – второй год обучения – один раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия начинаются с подготовки рабочего места (10 минуты), далее основная часть занятия, которая включает в себя теоретическую часть (5 минут), Динамическую паузу (3 минуты), практическую работу (30 мин), итог занятия (5 минуты), после нее учащиеся убирают рабочее место (10 минут). ИТОГО: время чистого занятия -40 минут + 20 минут подготовка к занятию.
Наполняемость группы зависит от помещения, в котором проходят занятия. Количество детей в группе может варьироваться от 10 человек до 14, т.к. наполняемость группы детей с ОНР не должна превышать 14 человек для благотворной реализации программы.
Целевые ориентиры на этапе завершения первого года образования.
В результате реализации программы предполагается, что ребенок овладеет определённым уровнем изобразительной грамоты. Дети познакомятся со специальной терминологией (основными понятиями), получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, познакомятся с нетрадиционными способами рисования. К концу первого года обучения дети будут обладать представлениями о:  Основных и дополнительных цветах;  Цветовой гамме красок (тёплые и холодные цвета);  Свойствах красок  Использовании по желанию художественные материалы (гуашевые краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры) в соответствии со своим замыслом;  Правильной оценки своей работы, находить её достоинства.  Работе самостоятельно и в коллективе;  Организации и содержании в порядке своего рабочего места; В процессе освоения программы у детей развивается:  Самостоятельность и инициативность  Взаимодействие со сверстниками и со взрослыми  Воображение  Развитие устной речи  Развитие любознательности
Целевые ориентиры на этапе завершения второго года образования.
В результате реализации программы предполагается, что ребенок овладеет определённым уровнем изобразительной грамоты, Дети познакомятся со специальной терминологией (основными понятиями), получат представление о видах и жанрах искусства, дети к концу года смогут самостоятельно определять разные виды живописи. Дети научатся обращаться с
основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, познакомятся с нетрадиционными способами рисования. Развивается интерес к изобразительной деятельности, развивается мелкая моторика, воображение, память, цветовосприятие, увеличивается пассивный и активный словарь детей. К концу второго года обучения дети будут обладать представлениями о:  Основных и дополнительных цветах, контрасте цвета;  Гармонии цвета;  Основах композиции (статика, движение);  Пропорции плоскостных и объёмных предметов;  Смешивании красок получение новых оттенков. В процессе освоения программы у детей развивается умение:  Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;  Соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);  Доводить работу от эскиза до композиции;  Работать с нетрадиционными техниками рисования.  Быть самостоятельными  Быть инициативным
Способы проверки результатов, тестирование.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня, ИЗО-викторины.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей. Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний педагог уточняет чем занимались на занятии, какими пользовались материалами, способы изображения и т. д. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий могут превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных. На занятиях необходимо давать уверенность каждому ребенку, похвалить его, даже сети у ребенка что-то не получается, необходимо выявить положительные стороны. Иначе можно развить у ребенка неуверенность в своих способностях. Чем старше дети, тем можно чаще обращать внимание на неточности, но в очень мягком варианте замечаний. Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Эффективно проводить динамическую паузу. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка- «золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Эффективно включать в работу нетрадиционные способы рисования для раскрепощения детей. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
1. Предметы быта: а) стеклянные (вазы, чашки, блюда); б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски); в) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
2. Предметы декоративно-прикладного искусства (лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, Жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы). 3. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, набор морских раковин, звезд, набор камней). 4.Игрушки (куклы, машинки, мячики и т.д.) 5. Муляжи (грибы, фрукты, овощи). 6. Драпировки (однотонные,).
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами. В помещении должна быть раковина с водой. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, драпировки, изделия народных промыслов, игрушки). Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (компьютер, проектор и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Проводятся по средам с16.15-17.00

1подгруппа. Дети с 3.5-6 лет

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

Используемый

материал

Примечание

1 НЕДЕЛЯ

Знакомство с

изо студией.

Радуга-дуга

(предметное

рисование)
1.Цветные карандаши 2.Фломастеры 3.Восковые мелки (материал по желанию детей) 4.Листы А4 Продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом. Располагать рисунок на всем листе, правильно
2 НЕДЕЛЯ

Нетрадиционно

е рисование.

Осеннее дерево
1.Цветнве карандаши 2.Восковые мелки 3.Листы бумаги А4 Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования. Продолжать учить детей правильно заштриховывать. Закреплять название цветов и оттенков.
3

4 НЕДЕЛЯ

«Ваза с ветками»

(натюрморт)
1.Гуашь 2.Кисти 3. Листы бумаги А4 Продолжать учить детей рисовать гуашевыми красками . Познакомить детей натюрмортом. Продолжать учить детей передавать в рисунке характерные особенности, строение, форму, цвет. Продолжать развивать

НОЯБРЬ

Тема

занятия

Используемы

й материал

Примечание

5 НЕДЕЛЯ

«Моя

игрушка»

(предметное

рисование)
1.Восковые мелки 2.Акварельные краски 3.Листы бумаги А4 4.Кисти Познакомить детей с возможность использовать нетрадиционных приемов рисования-нанесение акварельной краски на восковые мелки. Продолжать знакомить детей со свойствами изо материалами по средствам экспериментирования.
6 НЕДЕЛЯ

«Веселый

клоун»
1.Гуашевые краски 2.Простой карандаш 3.Тонированные листы бумаги А3 3.Кисти 4.Ватные палочки Продолжать учить детей рисовать игрушки, используя схему рисования .Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования-использование ватных палочек. Продолжать учить рисовать на всем листе. Прививать у детей интерес к рисованию. Развивать память и фантазию
7 НЕДЕЛЯ

«Сказочная

рыбка»

(предметно

е рисование)

«рисование

ладошками».
1.Акварельные краски 2.Тонированные листы бумаги А4 3.Кисти 4.Ватные палочки 5.Фломастеры 6.Простой карандаш Продолжать учить детей превращать обычный предмет в новый образ. Учить работать с простым карандашом. Продолжать учить детей разводить акварельные краски на отдельном листе-палитре. Развивать у детей эстетическое восприятие цвета. Учить передавать характерные особенности: форму, строение, размер. Продолжать развивать у детей фантазию.
ДЕКАБРЬ

Тема

занятия

Используемый

материал

Примечание


8 НЕДЕЛЯ

«Рисование

по мокрому

листу.

Зимнее

утро»
1.Акварельные и гуашевые краски 2.Ллисты бумаги А3 3.Кисти Продолжать знакомить детей со свойствами акварельных и гуашевых красок. Учить детей видеть красот. родной природы и передавать свои впечатления в рисунке. Продолжать учить детей рисовать деревья, передавая их характерные строения, пропорции, цвет. Продолжать учить детей правильно набирать краску, промывать кисти, наносить мазки.
9 НЕДЕЛЯ

«Поздний

вечер в лесу»
1.Гуашевые краски 2.Тонированные листы бумаги А3 3.Кисти 4.Ватные палочки Продолжать учить детей рисовать деревья- березу, используя стилизованные образы. Правильно передавать настроение, учить видеть красоту в черно-белом рисунке. Продолжать правильно пользоваться изо материалами.
10 НЕДЕЛЯ

«Красавица

елка на

нашем

празднике»
1. Простой карандаш 2. Восковые мелки 3. Бумага А3 Продолжать учить детей рисовать деревья-ель, правильно передавать ее строение, внешний вид, учить детей рисовать набросок простым карандашом, Учить рисовать отрывистые штрихи, использовать разный нажим на мелок.
11 НЕДЕЛЯ

«Хоровод

вокруг елки»

(рисование по

памяти)
1.Листы А4 2.Цветные карандаши Продолжать учить детей рисовать по памяти. Самостоятельно придумывать сюжет. Продолжать учить детей рисовать людей в движении. Продолжать учить детей рисовать на всем листе.
12 НЕДЕЛЯ

«Сине-белое

чудо»

Знакомство

детей с

Гжель.
1. Вырезанные формы 2. Гуашь 3. Кисти Продолжать знакомить детей с народными промыслами: с историей, элементами росписи. Познакомить детей с размывкой. Продолжать учить рисовать всем ворсом кисти и концом
ЯНВАРЬ

Тема

занятия

Используемый

материал

Примечание


13 НЕДЕЛЯ

«Символ

нового года-

обезьянка»
1. Листы а4 2. Цветные карандаши 3. Цветные восковые мелки Продолжать учить детей рисовать животных используя схему. Продолжать учить рисовать набросок простым карандашом. Продолжать учить заштриховывать, соблюдая правила штриховки. Продолжать учить детей использовать разный нажим на карандаш для получения различных оттенков.
14 НЕДЕЛЯ

«Зимушка-

зима»

Черно-белый

граттаж
1.Полукартон 2.Свеча 3.Широкая кисть 4.Тушь с мылом 5.Палочки для процарапывания Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-граттаж. Продолжать учить детей изображать деревья различными способами.
15 НЕДЕЛЯ

«Гжельская

роза»
1.Простой карандаш 2.Ластик 3.Листы бумаги А4 4.Тампоны ваты Продолжать учить детей рисовать с натуры, передавая как можно точно все элементы, размер, форму. Учить детей рисовать простым карандашом, наносить штриховку использую разный нажим. Учить детей видеть красоту в черно-белом рисунке. Учить детей растушевывать карандаш.
ФЕВРАЛЬ


Тема занятия

Используемый

материал

Примечание

16 НЕДЕЛЯ

«Расцвели

чудесные

цветы»

(декоративное

рисование) -

жостовские
1.Картонные тарелки 2.Гуашевые краски 3.Кисти 4.Губки для тонирования Продолжать знакомить детей с народными промыслами, с историей создания, с элементами росписи. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятия.
17 НЕДЕЛЯ

«Комнатное

растение.

Сансевьера.»
1. Простой карандаш 2. Листы А3 Продолжать учить детей рисовать с натуры комнатное растение. Продолжать учить наносить штриховку с использованием различного нажима на карандаш. Продолжать учить детей правильно располагать рисунок на листе. Учить рисовать крупно. Учить детей видеть красоту в черно-белом рисунке.
18 НЕДЕЛЯ

«Кит с

китенком в

океане

(предметное

рисование)
1.Альбомные листы 2.Гуашевые краски 3.Простой карандаш 4.Кисти Учить детей изображать снег, лед океан, используя гуашь различных цветов, Учить рисовать семью китов, передавая разницу в величине млекопитающих. Упражнять в закрашивании всего листа бумаги.
19 НЕДЕЛЯ

«Букет

тюльпанов для

мамочки»
1. Гуашевые краски 2.Кисти 3.Листы тонированной бумаги А3 Продолжать учить детей рисовать цветы, использовать набросок простым карандашом. Продолжать учить передавать характерные особенности, форму цветов.
МАРТ

Тема занятия

Используемый

материал

Примечание


20 НЕДЕЛЯ

«Букет

мимозы»

(натюрморт)

-

метод

«тычка».
1.Акварельные краски 2.Листы А3 3.Кисти щетинистые и белка Продолжать учить детей рисовать с натуры, передавая характерные особенности. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить передавать в рисунке пушистость методом «тычка» щетинистой кистью. Развивать интерес у детей к рисованию.
21 НЕДЕЛЯ

«Сказочной

цветок в

вазе»

(монотопия)
1.Гуашевые краски 2.Акварельные краски (по желанию детей) 3.Листы бумаги А4 4.Кисти Продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования- монотопия. Продолжать знакомить детей с понятием –симметрия. Развивать у детей интерес к рисованию
22 НЕДЕЛЯ

«Животные

жарких

стран-

семейство

черепах»
1.Альбомные листы 2.Фломастер 3.Простой карандаш 4.Цветные карандаши Продолжать учить детей рисовать животных, передавая характерные особенности, строение, размер.
23 НЕДЕЛЯ

«Матрешка

расписная»

(декоративно

е рисование)
1.Альбомные листы 2.Фломастер 3.Простой карандаш 4.Гуашевын краски Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить украшать вырезанную форму матрешки цветами.
АПРЕЛЬ


Тема занятия

Используемый

материал

Примечание

24 НЕДЕЛЯ

«Мозаика»

(сказочный

узор на блюде)
1.Альбомный лист 2.Черный фломастер 3.Цветные карандаши Познакомить детей с мозаикой. Учить наносить штриховку в разных направлениях. Развивать у детей чувство цвета.
25 НЕДЕЛЯ

«Космическое

путешествие

»

граттаж
1.Подготовленный картонный лист 2.Палочки для процарапывания Продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Наносить рисунок на всем листе.
26 НЕДЕЛЯ

«Золотой

петушок»

Рисование

«ладошками.
1.Альбомный лист А3 2.Простой карандаш 3.Черный фломастер 4.Гуашевые краски 5.Кисти Продолжать знакомить детей с нетрадиционным методом рисования. Развивать чувство цвета. Продолжать учить подбирать сочетающиеся цвета.
27 НЕДЕЛЯ

«На лужайке

расцвели

одуванчики»»
1.Альбомные листы 2.Просной карандаш 3.Цветные карандаши Продолжать учить детей рисовать цветы, передавая их характерные особенности. Продолжать развивать у детей чувство цвета.
МАЙ

Тема

занятия

Используемый

материал

Примечание


28 НЕДЕЛЯ

«Салют над

Спасской

башней»
1.Альбомный лист 2.Простой карандаш 3.Гуашевые краски 4.Кисти щетинистые и беличьи Продолжать учить детей рисовать различные строения зданий, передавать их характерные особенности. Продолжать использовать нетрадиционные методы рисования.
29 НЕДЕЛЯ

«Цветут

сады»

(выдувание

краски)
1.Тонированные альбомные листы 2. Гуашевые краски 3.Коктельные трубочки 4.Кисти Продолжать закреплять умения Изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать рисунок по всему листу.. Продолжать использовать в работе нетрадиционные методы рисования . Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности.
30 НЕДЕЛЯ

«Сирень в

вазе»

(рисование по

мокрому

листу)
1.Альбомный лист А3 2.Простой карандаш 3.Акварельные краски 4.Кисти Продолжать учить детей рисовать натюрморт, рисовать простым карандашом набросок. Использовать нетрадиционный метод рисования-рисование по мокрому листу.
31 НЕДЕЛЯ

«Моя

любимая

игрушка»
1.Альбомные листы 2.Цветные карандаши 3.Фломастеры 4.Восковые мелки 5.Акварельные краски Закреплять у детей интерес к рисованию. Продолжать учить детей рисовать по памяти, использовать изо материалы по желанию, для придания выразительности образа. Развивать творчество детей.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Проводятся по средам

1подгруппа 16.15-17.00

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

Используемый

материал

Примечание

1 НЕДЕЛЯ

«Как я отдыхал

летом»

(по замыслу)
1.Цветные карандаши 2.Фломастеры 3.Восковые мелки (материал по желанию детей) 4.Листы А4 Продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом, рисовать деревья, кусты, цветы. Располагать
2 НЕДЕЛЯ

«Сказка над

лесом»

(пейзаж)
1.Гуашевые краски 2.Кисти 3.Листы бумаги А4 Продолжать учить детей рисовать гуашевыми красками, проводить длинные мазки всем ворсом кисти. Закреплять название цветов и оттенков.
3 НЕДЕЛЯ

«Восход

солнца»

(пейзаж)
1.Акварельные краски 2.Кисти 3.Лист бумаги А4 Продолжать знакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой, цвет пробуется на палитре, можно получить более светлый тон любого цвета,
4 НЕДЕЛЯ

«Лежит кошка

на окошке»

(рисование по

мокрому листу)
1.Акварельные краски 2.Кисти 3. Листы бумаги А4 Продолжать учить детей рисовать акварельными красками. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования по мокрому листу. Продолжать учить детей передавать в рисунке характерные особенности,
5 НЕДЕЛЯ

«Мое веселое

настроение»

(по замыслу)
1.Изоматериал на выбор детей 2.Листы бумаги А4 Продолжать учить детей передавать в рисунке с помощью цвета свое настроение. Закрепить знания о теплых и холодных оттенках, о светлых и ярких и темных,

НОЯБРЬ

Тема занятия

Используемый

материал

Примечание

6 НЕДЕЛЯ

«Ветка рябины»

(

натюрморт)
1. Акварельные краски 2. Листы бумаги А3 3. Кисти 4. Ватные палочки Продолжать знакомить детей с акварельными красками. Познакомить детей с возможность использовать нетрадиционных приемов рисования-ватными палочками, для рисования мелких округлых элементов.

7 НЕДЕЛЯ

«

Наступила

осень,

Пожелтел наш

сад

»

(пейзаж)
1.Акварельные краски 2.Тонированные листы бумаги А3 3.Кисти 4.Ватные палочки Продолжать учить детей рисовать деревья, учить рисовать всем ворсом и концом кисти, проводить линии сверху вниз. Познакомить со способом – примакивания.По желанию предложить детям использовать ватные палочки, для рисования мелких округлых элементов.
8 НЕДЕЛЯ

«Осень

кисточку

достала все

вокруг

разрисовала»

(пейзаж)
1.Гуашевые краски 2.Тонированные листы бумаги А3 3.Кисти 4.Капустные листы Познакомить детей с изображением деревьев нетрадиционным методом- «печатание листом». Развивать фантазию детей. Продолжать учить рисовать всем ворсом и концом кисти.
9 НЕДЕЛЯ

«Дары осени-

овощи»

(натюрморт

овощи)
1.Гуашевыее краски 2.Тонированные листы бумаги А3 3.Кисти Продолжать знакомить детей с различными видами живописи. Учить детей рисовать набросок простым карандашом легким нажимом. Учить детей передавать правильно форму, цвет, размер. Учить смешивать на палитре краски, добиваться нужного оттенка.
10 НЕДЕЛЯ

«Колючий

ежик»

(предметное

рисование)
1.Простой карандаш 2.Листы бумаги А3 Продолжать учить детей рисовать животных, передавать в рисунке характерные особенности, пропорции, форму. Учить детей рисовать простым карандашом передавая с помощью разных нажимов разные оттенки серого- черного. Учить детей растушёвывать карандаш.
ДЕКАБРЬ

Тема

занятия

Используемый

материал

Примечание


11 НЕДЕЛЯ

«К нам

приехал

цирк»

(рисование

по памяти)
1.Гуашевые краски 2.Тонированные листы бумаги А3 3.Кисти 4.Ватные палочки Продолжать учить детей рисовать человека, передавая характерные особенности, строение, пропорции. Учить детей передавать настроение . Закреплять знания о свойствах гуашевой краски. Продолжать развивать у детей чувство цвета.
12 НЕДЕЛЯ

«Мой

портрет»

(предметное

рисование)
1.Листы А3 2.Гуашевые краски 3.Кисти Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Продолжать учить детей рисовать портрет человека, передавая все детали лица, закрепить знание о симметрии (лицо человека симметрично). Продолжать учить рисовать концом кисти для прорисовки мелких и тонких деталей. Учить правильно предавать цвет, форму..
13 НЕДЕЛЯ

«Снегурочка

»

(портрет)
1.Листы А4 2.Цветные карандаши 3.Печатки 4.Гуашевые краски: белая, синяя, фиолетовая. 5.Кисть Продолжать знакомить детей знакомить с работой Ю.Васнецова «Снегурочка». Продолжать учить детей рисовать человека. Закрепить знания о холодных цветах краски. Учить украшать одежду узором с помощью печаток.
14 НЕДЕЛЯ

«Зимняя

сказка»

(пейзаж)-

метод

«набрызка».
1.Тонированный лист А3 или А4 2.Трафареты 3.Гуашевые краски 4.Зубные щетки 5.Стеки Познакомить детей с новым видом нетрадиционного рисования. Развивать аккуратность, терпеливость и интерес к процессу работы. По окончанию работы соединять отдельные рисунки в одну большую картину.
15 НЕДЕЛЯ

«Самая

красивая

елочная

игрушка»

(по замыслу)
1.Восковые мелки 2.Фломастеры 3.Акварельные краски 4. Листы бумаги А4 5.Кисти Продолжать учить детей рисовать деревья (ель), передавать строение, размер, характерные особенности. Продолжать учить детей рисовать отрывистыми штрихами. Закреплять умение использовать разный нажим на мелок. Учить детей штриховать без пропусков, в

ЯНВАРЬ

Тема

занятия

Используемый

материал

Примечание

16 НЕДЕЛЯ

«В январе, в

январе

много снега

во дворе»

(пейзаж)
1.Голубые тонированные листы А3 2.Гуашевые краски 3.Кисти 4.Ватные палочки Продолжать учить детей передавать в рисунке красоту природы зимой. Учить рисовать на переднем и заднем плане картины, соблюдая размер. Продолжать рисовать концом и всем ворсом кисти. По желанию пользоваться для прорисовки снега ватными палочками.
17 НЕДЕЛЯ

«Ночь в

лесу»
(пейзаж) 1.Тонированный черный лист А3 2.Гуашевые белила 3.Кисти Продолжать учить детей рисовать деревья, соблюдая форму, строение, размер. Учить детей передавать красоту зимнего заснеженного леса используя один цвет краски.

18 НЕДЕЛЯ

«Комнатно

е растение»

(натюр-

морт)
1.Простой карандаш 2.Ластик 3.Листы бумаги А4 4.Тампоны ваты Продолжать учить детей рисовать с натуры, передавая как можно точно все элементы, размер, форму. Учить детей рисовать простым карандашом, наносить штриховку использую разный нажим. Учить детей видеть красоту в черно-белом рисунке. Учить детей растушевывать карандаш.
ФЕВРАЛЬ

Тема занятия

Используемый

материал

Примечание

19 НЕДЕЛЯ

«Расцвели

чудесные

цветы»

(декоративное

рисование-

гжельская

роспись)
1.Картонные тарелки 2.Акварельные краски 3.Кисти Продолжать знакомить детей с народными промыслами, с историей создания, с элементами росписи. Учить рисовать несложную композицию по мотивам гжельской росписи. Познакомить детей с размывкой краски.
20 НЕДЕЛЯ

«Деревья в

снегу»

Черно-белый

граттаж
1.Полукартон 2.Свеча 3.Широкая кисть 4.Тушь с мылом 5.Палочки для процарапывания Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-граттаж. Продолжать учить детей изображать деревья различными способами.

21 НЕДЕЛЯ

«Пингвины на

льдинах»
1.Альбомные листы 2.Гуашевые краски 3.Простой карандаш 4.Кисти Учить детей изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге(северное сияние) Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Упражнять в закрашивании всего листа
22 НЕДЕЛЯ

«Портрет

мамы»
1.Акварельные краски 2. Гуашевые краски 3.Кисти 4.Листы тонированной бумаги А3 Продолжать учить детей рисовать лицо человека, передавать характерные особенности, прорисовывать все части лица. Продолжать учить детей рисовать разными материалами, экспериментировать с ними. Продолжать учить работать разными кистями (тонкими, толстыми).
МАРТ

Тема

занятия

Используемый

материал

Примечание

23 НЕДЕЛЯ

«Букет

мимозы»

(метод тычка)
1.Акварельные краски 2.Листы А3 3.Кисти щетинистые и белка Продолжать учить детей рисовать с натуры, передавая характерные особенности. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить передавать в рисунке пушистость методом «тычка» щетинистой кистью. Развивать интерес у детей к рисованию.

24 НЕДЕЛЯ

«Сказочной

цветок

рисование

«ниточкой»
1.Гуашевые краски 2.Листы бумаги А4 3.Кисти 4.Суровая нить Продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования «ниточкой». Развивать у детей фантазию. Развивать у детей интерес к рисованию
25 НЕДЕЛЯ

«Животные

жарких

стран-лев

царь зверей»
1.Альбомные листы 2.Фломастер 3.Простой карандаш 4.Цветные карандаши Продолжать учить детей рисовать животных, передавая характерные особенности, строение, размер.
26 НЕДЕЛЯ

«Животные

жарких

стран-

слониха со

слонёнком»
1.Альбомные листы 2.Фломастер 3.Простой карандаш 4.Гуашевын краски Продолжать учить рисовать животных. Продолжать учить смешивать краски, получать новые оттенки.
АПРЕЛЬ

Тема занятия

Используемый

материал

Примечание

27 НЕДЕЛЯ

«Животные

нашего края»
1.Альбомный лист 2.Простой карандаш 3.Цветные карандаши Продолжать учить детей рисовать разных животных, учить использовать набросок простым карандашом.
28 НЕДЕЛЯ

«Космическое

путешествие

»

граттаж
1.Подготовленный картонный лист 2.Палочки для процарапывания Продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Наносить рисунок на всем листе.

29 НЕДЕЛЯ

«Жостовские

подносы»

(декоративно

е рисование)
1.Альбомный лист А3 2.Трафареты подносов 3.Простой карандаш 4.Гуашевые краски 5.Кисти Продолжать знакомить детей с нетрадиционным методом рисования- использовать в работе трафареты. Развивать чувство цвета. Продолжать учить подбирать сочетающиеся цвета.
30 НЕДЕЛЯ

«На клумбе

расцвели

крокусы»
1.Альбомные листы 2.Просной карандаш 3.Цветные карандаши Продолжать учить детей рисовать цветы, передавая их характерные особенности. Продолжать развивать у детей чувство цвета.
31

НЕДЕ

ЛЯ

«Восход над

морем»
1.Альбомные листа 2.Акварельные краски 3.Восковые мелки Продолжать учить детей рисовать акварельными красками, передавать красоту природы нетрадиционными
МАЙ

Тема

занятия

Используемый

материал

Примечание

32 НЕДЕЛЯ

«Салют над

Спасской

башней»
1.Альбомный лист 2.Простой карандаш 3.Гуашевые краски 4.Кисти щетинистые и беличьи Продолжать учить детей рисовать различные строения зданий, передавать их характерные особенности. Продолжать использовать нетрадиционные методы рисования.
33 НЕДЕЛЯ

«Цветут

сады»

(выдувание

краски)
1.Тонированные альбомные листы 2. Гуашевые краски 3.Коктельные трубочки 4.Кисти Продолжать закреплять умения Изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать рисунок по всему листу.. Продолжать использовать в работе нетрадиционные методы рисования . Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности.

34 НЕДЕЛЯ

«Сирень в

вазе»

(рисование по

мокрому

листу)
1.Альбомный лист А3 2.Простой карандаш 3.Акварельные краски 4.Кисти Продолжать учить детей рисовать натюрморт, рисовать простым карандашом набросок. Использовать нетрадиционный метод рисования-рисование по мокрому листу.
35 НЕДЕЛЯ

«Насекомые»

(по замыслу)
1.Альбомные листы 2.Цветные карандаши 3.Фломастеры 4.Восковые мелки 5.Акварельные краски Закреплять у детей интерес к рисованию. Продолжать учить детей рисовать по памяти, использовать изо материалы по желанию, для придания выразительности образа. Развивать творчество детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний педагог уточняет чем занимались на занятии, какими пользовались материалами, способы изображения и т. д. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий могут превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных. На занятиях необходимо давать уверенность каждому ребенку, похвалить его, даже сети у ребенка что-то не получается, необходимо выявить положительные стороны. Иначе можно развить у ребенка неуверенность в своих способностях. Чем старше дети, тем можно чаще обращать внимание на неточности, но в очень мягком варианте замечаний. Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Эффективно проводить динамическую паузу. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка- «золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Эффективно включать в работу нетрадиционные способы рисования для раскрепощения детей. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
1. Предметы быта: а) стеклянные (вазы, чашки, блюда); б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски); в) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы). 2. Предметы декоративно-прикладного искусства (лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, Жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы). 3. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, , набор морских раковин, звезд, набор камней). 4.Игрушки (куклы, машинки, мячики и т.д.) 5. Муляжи (грибы, фрукты, овощи). 6. Драпировки (однотонные,).
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами. В помещении должна быть раковина с водой.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, драпировки, изделия народных промыслов, игрушки). Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (компьютер, проектор и др.).