"Актуальность комплексного подхода к обучению эстрадным вокалом у детей 7-14 лет на уроках музыки"

Автор: Филаева Елена Викторовна
Должность: учитель музыкм
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №399
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Актуальность комплексного подхода к обучению эстрадным вокалом у детей 7-14 лет на уроках музыки"
Дата публикации: 19.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВВЕДЕНИЕ Песня занимает в нашей жизни большое место. Не один праздник, не одно торжественное событие не обходится без нее. Самая популярная, в данный момент, является эстрадная песня, более зрелищная, более понятная для любого зрителя. Эстрадное пение является мощным орудием пропаганды, так как звучит с экранов телевизоров и радио. Очень важно научить молодое поколение отличать хорошую музыку от подделки. У учителей музыки обучая пению, есть прекрасная возможность, воспитать в ребенке прекрасный вкус, прививать любовь к настоящему искусству. В настоящее время, обучение детей происходит на фоне большой загруженности учащихся в общеобразовательной школе, как умственной, психологической, так и физической (посещение различных секций, хореографии и т.д.). Дети на урок вокала приходят уставшими, вялыми, с рассеянным вниманием. И занимаясь одним видом деятельности сложно удержать внимание ребенка весь урок. Поэтому и возникла необходимость комплексного подхода к занятиям по эстрадному вокалу.
Цель данной разработки: показать актуальность комплексного подхода к

обучению эстрадным вокалом у детей 7-14 лет на уроках музыки.

Причины обращения к данной теме.

1.
Привлечение детей к занятиям вокалом.
2.
Возможность продолжать профессиональное обучение в различных средних и высших учебных заведениях, не только по специальности эстрадный вокал, но и дирижер академического, народного хора.
3.
Быть востребованным как во время обучения, так и после окончания школы (в плане концертных выступлений)
Задача работы: Развить в ребенке певческие, сценические,

хореографические , артистические навыки.
Педагог должен научить ребенка, избавляться от своих комплексов, уметь спокойно выходить из стрессовых ситуаций, получать истинное удовольствие от выступлений, и уметь передать хорошую энергетику публике. Привить истинную любовь к пению в целом, 3
научит ребенка с интересом изучать новый материал, проявлять инициативу, уметь импровизировать, хорошо двигаться, а так же быть на сцене артистом. В I главе описываются особенности работы над формированием навыков пения у детей 8-10 лет: знакомство с вокальными возможностями ребенка, предлагаются упражнения для гигиены и охраны голоса, а так же различные упражнения и игры на развитие метроритмических навыков ребенка. Во II главе раскрываются особенности работы над дыханием. Здесь описывается строение голосового аппарата, предлагаются рекомендации по развитию оздоровительного дыхания, и так же предлагаются упражнения на развитие дыхания. В III глава посвящена упражнениям на развитие артикуляции, певческая установка, работа над дефектами артикуляционного аппарата. Так же предлагается комплекс упражнений. В IV главе описывается работа над звук извлечением. Правильной подачей звука и ощущением резонаторов. В V разделе описываются сценические навыки. Это и работа с микрофоном, обучение хореографии и сценической речи. Данная методическая разработка может использоваться учителями школ гимназий, она приемлема для детей с любыми музыкальными данными. Конечным результатом должно быть воспитание творческой, свободной личности, любящей свое дело, умеющей чисто интонировать, в нужную минуту проявить все свои способности, и хорошо ориентироваться в направлениях и жанрах вокальной музыки, а так же петь выразительным опорным звуком передовая характер произведения. И, конечно (в идеале) продолжить свою творческую деятельность профессионально.
I. Особенности работы над формированием элементарных навыков пения

детей 8-10 лет.
а)
Знакомство с голосовыми возможностями ребенка.
4
Итак, когда ребенок приходит первый раз на урок, для начала, в «игровой» форме мы знакомимся с возможностями нашего голоса. Изображая различных, зверей мы выясняем, что голос меняет свою высоту, окраску. Мы подражаем пению птиц и устанавливаем, что это высокий голос. Порычав как медведи, выясняем, что медведи поют низким звуком. После этого важно научить ребенка менять голос, переходя с низкого на высокий и наоборот. Играем в игру «Катание на горке» глиссандируя вверх и вниз, ребенок запоминает мышечные ощущения. Затем просим попрыгать с верхней нотки вниз и наоборот. При этом можно рукой показать направление движения звука. Очень важно параллельно учиться слушать и угадывать в каком регистре звучит нота, играя ее на инструменте или исполняя голосом. Например, несколько упражнений на ощущение интонации: а) «Крик ослика» -И-а, й-а, й-а (интонация резко падает с верху вниз); б) «Крик в лесу» -А-у, а-у,(интонация с низу вверх); в) «Крик чайки»-А!А! А! (интонация падает резко вниз и поднимается резко вверх ;) в)
Развитие метроритмических навыков ребенка
На начальном этапе ученик должен научиться ощущать сильную и слабую долю в музыке. Без этого навыка он не сможет петь под живое сопровождение или фонограмму, он не сможет удержаться в нужном темпе, если будет петь сольно. Для начала мы маршируем под музыку, хлопаем в ладоши, при этом выделяем сильные доли. Желательно использовать музыку с различными размерами. Учимся определять размеры, определяя, сколько долей в такте. Затем играем в оркестр (можно использовать различные инструменты: дудочки, бубны, маракасы ит.д.), либо петь, изображая различные инструменты. У каждого ребенка отдельная ритмическая партия. Эта игра очень полезна для развития ритмического слуха, а так же ритмической координации. Очень полезно просить ребенка придумывать под музыку различные движения. Педагог показывает простые движения в такт музыке, ученик повторяет , а затем меняются местами. Детям очень нравится брать на себя роль педагога и 5
этим нужно пользоваться, так как уже на таких простых играх проявляется самостоятельность, стремление быть солистом, выступать перед публикой. Очень часто,при распевании ребенка или пении песни под аккомпанемент, они пытаются подыграть на инструменте, и это нужно поощрять. Здесь неограниченные возможности для фантазии ребенка. Можно просить его придумать ритмический рисунок и играть вместе с педагогом, можно показать свой ритмический рисунок и попросить повторить, а можно сказать ему, чтобы он изображал ровные капельки дождя ит.д. Постепенно усложняем задания: Игра «Дразнилка» ребенок слушает несколько раз песенку и пытается повторить ритмический рисунок, либо, хлопая, либо простучав пальчиком, либо проиграв на одной нотке, либо пропев на какой ни будь слог.
б) Охрана и гигиена детского голоса.
Ведя разговор о голосе необходимо объяснить правила для сохранения голоса в хорошей форме. 1.Спать не менее семи часов. 2.Не допускать ни чувства голода, ни сытости. Есть минимум за один час до пения. 3.Беречь от переохлаждения руки и ноги; в мороз ниже -6°С носить шапку. 4.Нельзя есть перед пением орехи, семечки, шоколад, виноград, молоко, печенье и сухари. Частицы этих продуктов осаждаются в складках слизистой, что мешает работе голосового аппарата, может возникнуть кашель из-за першения. 5.В холодное время года после пения нельзя сразу же выходить на улицу. При пении связки и слизистая сильно разогреваются, поэтому необходимо подождать, пока они вернутся к нормальной температуре (можно выпить воды комнатной температуры). 6.Голосовой аппарат можно считать здоровым, когда слизистая хорошо увлажнена. У начинающих певцов самая распространенная болезнь — фарингит, воспаление слизистой глотки. К фарингиту может привести 6
неправильный вдох ртом при пении, пение без опоры дыхания (на горле), резкое колебание температур, пыль, острой пищей, горячими или слишком холодными напитками (выдержки из методического пособия Романовой Л.В. «Школа Эстрадного вокала»).
II. Принципы работы над формированием навыков дыхания.
а)
Упражнения Стрельниковой А.Н.
Начиная разговор о дыхании необходимо ознакомить ребенка со строением голосового аппарата. В состав голосового аппарата входят: ротовая полость, носовая полость с придаточными пазухами, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой. Желательно показать ребенку наглядные пособия, чтобы ребенку было более понятно. б) Для работы над дыханием используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой А.Н. Вдох учащиеся должны делать носом, но дополнительно можно вдыхать через рот — непосредственно перед самым звукообразованием. Поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть нёба, на нёбный язычок, а не на заднюю стенку гортани. Это предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли. Делайте вдох указанным образом, через нос и рот, не поднимая груди, не напрягая челюсть и корень языка. Постарайтесь почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как открывается диафрагма на выдохе. Чтобы научить ребенка делать правильный вдох и выдох можно предложить ряд упражнений: упр.1 «На полянке». Представляем, что мы на поляне с цветами, для этого предварительно мы можем нарисовать ее мелом на полу или сделать из бумаги цветочки разложить их по полу и ходить вместе с ребенком собирать. Когда 7
ребенок нагибается за цветком,он расслабляет корпус и отвлекается от своих страхов и зажимов. Затем берем цветочек и делаем носом глубокий долгий вдох, при этом нужно объяснить ребенку, что вдох должен быть беззвучным, чтобы не спугнуть сидящую рядом бабочку. Педагог должен находиться в постоянном контакте с ребенком, выполняю те же задания, только так он может завоевать его доверие, расположить к себе. Упр.2. на правильный выдох. Чтобы ученик правильно понял механизм выдоха, почувствовал, какие при этом работают мышцы, поиграем в игру «Пугать котенка». На звуки «КШ» делаем выдох, одновременно выталкиваем живот. Для лучшего физического ощущения педагог кладет руку ребенка на свой живот и показывает, как это правильно делается, после чего просить повторить. Упр.3. для правильного понимания выдоха. Ученик ложится на прямую поверхность, ему на живот кладется какой-нибудь предмет (книга), предлагается сделать вдох, втягивая животик, затем делая глубокий выдох поднять животиком этот предмет и задержать дыхание. Это упражнение очень хорошо помогает ребенку понять, какие мышцы работают при правильном выдохе. Эти упражнения проделываются несколько раз. При этом можно менять задания, например: вдыхать аромат цветка, как бы удивляясь или наслаждаясь ит.д. при этом мимикой показывать изменения настроения. Такое задание помогает сразу разрабатывать мимические мышцы, так как очень часто дети приходят зажатые, у многих просто «пустая мимика», а для певца необходимо живое лицо, передающее гамму чувств. Очень важно с первых уроков приучать ребенка слышать и передавать все изменения настроения в музыке и исполняемых им песнях. Вдох и выдох должны быть всегда активными с активным сокращением дыхательных мышц. В активном выдохе участвуют межреберные мышцы, опускающие ребра вниз, а также мышцы брюшного пресса. 8
Брюшной пресс, сокращаясь, давит на органы в брюшной полости, поднимает в ней давление и таким образом поднимает уступающую этому давлению диафрагму. Диафрагма оказывает давление на легкие, и воздух начинает выходить из них. Этот процесс называется формированием опоры звукового дыхания. В пении нужно пользоваться именно таким типом дыхания (грудобрюшным, или диафрагмальным). Ни в коем случае нельзя втягивать живот, а когда, кажется, что воздух в легких заканчивается, надо наоборот — попытаться оттолкнуть переднюю стенку живота, открыть его. Тем самым станет возможным длительное звучание и стабилизируется гортань. Осуществляя правильный фонационный выдох, совершая движения мышц, требующиеся для четкого произношения слов (букв, слогов) в ваших упражнениях, вы создаете давление воздушного потока, необходимое для образования различных звуков. Гладкие грудные мышцы расслабляются, увеличивая просвет в бронхах, и тогда процесс дыхания происходит свободно и полноценно.
б) Рекомендации по развитию оздоровительного дыхания.(Романова Л.В.)
Эти упражнения оздоравливают систему дыхания, улучшают систему желудка и всего желудочно-кишечного тракта, оздоравливают нервную систему. Большое значение в дыхательных упражнениях имеет дыхание с задержкой (контроль над дыханием). Экономится кислород, устанавливается порядок и равновесие между оживляющими тело положительными и отрицательными токами. При задержке дыхания человек: а)очищает все легочные пузырьки, это стимулирует их к повышению активности; б)изгоняет продукты распада из крови. Эти упражнения помогают понять и почувствовать физически точку опоры при пении. Упр.1. Для укрепления мышц живота 9
вариант - встать прямо, носки и пятки вместе. Выпрямить грудь, подтянуть живот, руки свободно опустить вдоль тела, смотреть прямо перед собой. Находиться в позе 2 -3 минуты. вариант. 1). Выдох - втянуть насколько возможно живот внутрь. 2). Вдох - выдвинуть живот максимально вперед. Сначала выполнять медленно, следя за синхронностью дыхания и движений, постепенно увеличивая скорость до 25. вариант - выполнить предыдущее упражнение, наклонив верхнюю часть туловища под углом на 45 , положив руки на поясницу. вариант - поставить ноги на ширину плеч, наклонить верхнюю часть туловища вперед, слегка согнув ноги и упереться вытянутыми руками в колени, выполняя 2-ой вариант. вариант - выполнять на задержанном после выдоха дыхании, выполняя 2-ой вариант. Упр.2. Тонизирует гортань, голосовые связки, щитовидную железу. 1). Исходное положение - (см. упр.1). 2). Сделать глубокий вдох, наклонить голову и упереться подбородком в грудь, при этом задняя часть языка продвигается к глотке и твердому нёбу. Находиться в позе столько сколько сможете. Упр.3. Полное дыхание. Оно приводит в действие всю дыхательную систему, каждую клеточку. Упражнение начинать осторожно, избегать перенапряжения. 1). Исходное положение (см. упр.1). 2). Сделать энергичный выдох. 3). Начать вдох, который состоит из трех фаз: а)движение диафрагмы, живот медленно выпячивается вперед: движение живота (расширение живота) является причиной того, что воздух проникает в нижнюю часть легких. 10
б)расширяем ребра и среднюю часть грудной клетки, так что воздух устремляется в середину легких; в) грудь расширяется до отказа. Этим движением вбираем в себя столько воздуха, сколько могут вместить наши расширенные легкие. выдох через нос в той же последовательности что и вдох; а) втягивается передняя стенка живота; б) сжимаются нижние ребра; в) опускается грудь, ключицы и плечи; г) сжимаем брюшные и межреберные мышцы так, чтобы внутри осталось как можно меньше воздуха. Это делать без лишней резкости. Упр.4. Исходное положение - поза алмаза (см. упр.1). 1). В быстром темпе делаем 10 сильных вдохов - выдохов. 2). Глубокий вдох. 3). Задержка от 7 до 14 сек. 4). Медленный выдох. Повторить 3 раза. Концентрация внимания на область носоглотки. Терапевтический эффект: лечение простудных заболеваний, очищение носоглотки. Упр. 5.Дыхательное упражнение при ходьбе. Идти следует ровным шагом с поднятой головой, со слегка поднятым подбородком, отведенными назад плечами и расправленной грудью. В одном цикле дыхания вдох - пауза - выдох - пауза. Вдох и выдох делаются на восемь шагов, а задержка дыхания на четыре шага. Упр. 6. Возбуждение кровообращения. Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Полный вдох. Задержка - быстро наклониться вперед: представить, что вы берете штангу, сжимаете кулаки, начинаете с усилием поднимать штангу; поднимаем тело выше, грудь расправляется, голова поднимается. 11
После секундной паузы выдох через рот «ХА». Концентрация внимания - на два круга кровообращения. 1) Вдохнуть полное дыхание очень медленно, но сильно, через ноздри, стараясь вдыхать как можно дольше. 2). Задержать дыхание на несколько секунд. 3). Выдохнуть воздух очень сильно одним дыханием через открытый рот. 4). Успокоить легкие очистительным дыханием. Упр.7. Очистительное дыхание проветривает и очищает легкие, возбуждает все их клеточки и повышает общее здоровье всего организма, освежая всю систему. Ораторы, певцы, учителя, актеры и люди других профессий, которым приходится сильно напрягать легкие, найдут это упражнение необыкновенно успокаивающим и поднимающим силы, усталых дыхательных органов. Это упражнение будет действовать необыкновенно освежающим образом на всякого усталого, утомленного человека. 1). Вдохнуть полное дыхание. 2). Удержать дыхание на несколько секунд. 3). Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т.д., пока воздух не будет, весь выдохнут. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой. Разминка на дыхание по СтрельниковойА.Н. "ЛАДОШКИ." - счет на четыре, ладошки сжимать с силой, с коротким втягиванием воздуха через нос - ВДОХ. ВЫДОХ - через открытый рот воздух выходит обратно. "ОБНИМИ СЕБЯ"- счет на четыре, ВДОХ - руки резко сжать на плечах, втягивая воздух через нос, ВЫДОХ - через открытый рот, руки в стороны. "НАСОС"- счет на четыре - наклон вперед, как бы накачиваем шины. "КОШЕЧКИ"- счет на четыре - повороты вправо и влево, полусогнутые ноги 12
и руки в локтях, втягивая воздух через нос - ВДОХ, ВЫДОХ - через открытый рот, встаем в исходное положение. "БОЛЬШОЙ МАЯТНИК."- счет на четыре, соединяем два упражнения в одно (2+3). "УШКИ "- счет на четыре, наклон головы вправо, втягивая воздух через нос. Выдох - через открытый рот, голова прямо. Повторить то же в левую сторону.Дыхательная гимнастика по опыту оперной певицы Любови Казарновской. Вдох через нос, локти соединить перед собой. Выдох - локти развести. Вдох через нос, локти соединить перед собой. Задержка - локти развести.Выдох - наклон вперед. Лечь на спину. Вдох через нос, ноги поднять прямые на себя. Выдох - ноги опустить. Тренировка мышц диафрагмы, лежа на полу ( с грузом). Упражнения повторяются в положении стоя. Груз положить на мышцу диафрагмы. Для выполнения этих упражнений нужно сжать губы как бы для свистка, не раздувая щек. Вдох на четыре, выдох на раз. Вдох на четыре, выдох порциями (задерживая дыхание, на 1 сек). Вдох на четыре, выдох на 8,12,16,20,24,28,32,36 сек. Вдох на раз, выдох на раз. Вдох на раз, выдох порциями (задерживая дыхание, на 1 сек). Дыхание - принцип бегущей собаки - ха - ха, а - ха, а - ха. Стойка: правая рука к колену с наклоном вправо, зажать правое легкое, вдох на 4, выдох как можно дольше. Левая рука к колену с наклоном влево, зажать левое легкое, вдох на 4, выдох как можно дольше. Наклон вперед руки опустить вниз, вдох на 4, выдох как можно дольше. Вдох на раз через рот, выдох- поток воздуха в ладошку. 13
Вдох на раз через нос, выдох - пропеть любой звук как можно дольше (напр. «вью») плавный вдох - резкий выдох в себя. Плавный вдох, плавный выдох, как бы меха гармошки - положить руки на легкие. Упражнение "надуваем шарик в себя". плавный вдох- выдох, выдох, выдох до упора. Руки скрестить на плечах, отключить грудь, вдох на раз, выдох на два, чередуя вдох через рот и через нос. На продолжительность дыхания: пропеть низкий, средний, высокий звуки. Вдох на 1-2, выдох как можно дольше, с динамикой. Звуковое дыхание : взять дыхание на звук, при выдохе пропеть тот же звук. Диафрагма опускается: Э - А - радость, И - О -восторг, У- удивление в этом упражнении используется игра глаз, мимики и жестов. Упражнение "пила". Можно применить звуковое дыхание. Вдох - сразу выдох: пых - диафрагма в себя, пых - диафрагма из себя. Упражнение на активное дыхание. Упражнение на работу диафрагмы (руки под ребра) Губное резонирование. а) вдох на 1-2, выдох как можно дольше. Полусомкнутые губы (ввв). Пропеть любой звук, поднимаясь по тональностям, чувствуя диафрагму. б) нижняя губа - зубы над верхней губой (ввв) с выдвижением челюсти вперед, щитовидный хрящ наклоняется. Снимаем зажим нижней челюсти и гортани, звучит грудной резонатор, проверяем мышцы живота. Припеваем любой звук, поднимаясь или опускаясь по тональностям. в) верхняя губа - зубы над нижней губой. Ноздри расширяются, губа не натягивается. Чувствуем две мышцы спины. О пользе правильного дыхания написано уже немало трудов. Советую прочитать лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун. Конечно, каждый человек должен научиться правильно, дышать, но все техники 14
оздоровительного дыхания не относятся к вокальному дыханию, хотя и могут вас научить чувствовать работу мышц, участвующих в певческом дыхании. Звук поддерживается дыханием, без звука развить певческое дыхание невозможно. И наоборот, издавая звуки, но, не владея механизмом вокального дыхания, красивыми их сделать, не удастся.
III. Развитие навыков артикуляции и дикции.

а) работа над дефектами артикуляционного аппарата
. В первую очередь мы должны выяснить, как устроен артикуляционный аппарат у ребенка, имеются ли врожденные дефекты. Например, не ровные зубы, слишком поднятое верхнее небо, пассивный язык, короткая уздечка и т.д. Затем, объясняем, какая должна быть правильная певческая позиция на занятиях, а именно: Губы должны быть мягкими, челюсть опущена свободно (работа челюстей при жевании и пении принципиально отличается), коренные зубы не смыкаются, корень языка расслаблен, мышцы груди тоже, плечи и лопатки опущены. Стойте, плотно опираясь на обе ноги, чтобы сохранить симметричность расположения мышц. Выяснив, начинаем исправлять и активизировать весь артикуляционный аппарат. Часто встречающиеся дефекты речи связаны с вялым языком и вялыми губами. Поэтому с первых уроков даются различные задания на укрепление мышц лица (щек, губ), а так же языка. Игра 1. «Меняй настроение» Предлагаются различные ситуации из жизни, например: - «Мама купила тебе новую игрушку, что ты делаешь? Радуешься и улыбаешься?» Педагог просит показать хорошую улыбку. -«А теперь мама не пустила тебя гулять на улицу. Ты обижаешься». Предлагается нахмурить брови и собрать губы в трубочку. Причем акцентирую, чтобы ребенок делал эти упражнения преувеличено, при этом чувствовал, как мышцы губ напрягаются и освобождаются. 15
Игра 2 «Изобрази зверька» Можно показать картинки кролика и муравьеда и попросить изобразить их. Натянуть верхнюю губу к носу, чтобы оголились верхние зубы и попытаться в таком положении быстро подышать, как зверек. Затем проделать подобную операцию в обратном порядке, т.е. натянуть вниз верхнюю губу и пощелкать губами. То же самое проделываем с нижней губой. Упражнения на укрепление мышц языка. Упражнение 1. Высовываем язык лопаткой до самого конца и держим несколько секунд в напряжении, затем освобождаем и всовываем назад. Упражнение 2. Высовываем язык и быстро шевелим вправо и влево, при этом губы образуют овал. Упражнение 3. «Щелканье языком» Поднимаем кончик языка к верхнему небу и резко отпускаем в низ, в это время рот открыт. (Это упр. хорошо растягивает подъязычную перепонку, так называемую уздечку.) Упражнение 4. Выполняется с закрытым ртом. Язык делает круговые движения по стенкам щек. (Это упражнение хорошо подготавливает к пению, так как идет хорошее слюноотделение и смачивает связки.) Упражнение 5. «Пулемет» Делаем очень острый язычок и на согласную «Д» стучим им о зубы. «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Дря».Таким способом прорабатываем и согласные «Н», «Л», «Т», «С» Очень важно проследить, чтобы язык не просачивался сквозь зубы, а четко бился кончиком о внутреннюю стенку зубов. Это упражнение убирает такие дефекты. как размазанную «Т» и «Л», произносимую между «Л» и «В», а так же мягкую, шепелявую «С» Гортань и голосовые связки — это место, где энергия мышечных сокращений переходит в звуковую энергию. Она рождается при прохождении подсвязочного воздушного столба через периодически открывающийся затвор голосовой щели. Развить подвижность языка вы можете с помощью следующих упражнений: Высуньте язык и быстро двигайте им из угла в угол рта (челюсть остается на месте). Попытайтесь спеть «Подмосковные вечера» или «Во поле береза стояла». 16
Двигайте языком к верхней и нижней губам. Кончиком языка старайтесь достать маленький нёбный язычок, скользя по верхнему нёбу. Старайтесь так сильно высунуть язык, чтобы его кончик достал перемычку между ноздрями, затем нижний край подбородка. Активно облизывайте тарелку, сильно прижимая ее к языку, чтобы его корень и нижняя уздечка чувствовали напряжение. Звуковая энергия распространяется вверх и вниз по воздухоносным путям, при этом она в основном теряется в стенках внутренних органов. Только незначительная ее часть достигает выхода в пространство. Чтобы как можно больше звуковой энергии выходило наружу, нам необходимо научиться правильно, использовать ротоглоточный аппарат. Челюсть должна быть свободной, а язык иметь определенную подвижность, чтобы можно было правильно расположить его во рту в зависимости от задачи по извлечению звука. Чем выше звук, тем больше (шире) должен быть проход для его выхода, а значит, корень языка должен быть расслаблен и опущен в горло. Извлечение же низких звуков требует фиксации гортани корнем языка в естественном положении, но при этом рот должен быть приоткрыт для формирования жесткого, читаемого потока звука. Для развития артикуляции проговаривайте скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «Бык тупогуб, тупогубенький бычок». «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора». «Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап». Язык формирует во рту и глотке полости, необходимые для возникновения певческих звуков — формант. Для развития тембральных свойств голоса необходимо развивать подвижность языка и мышцы глотки. Важно знать следующее: 17
Зажатая челюсть — одна из причин перенапряжения языка, кроме этого она подтягивает вверх гортань. Поэтому очень важно работать над свободой челюсти. Упражнение 1. Развитие подвижности челюсти Вдохните через нос, закрепите мышцы брюшного пресса. Четко произносите слоги. При этом диафрагма совершает толчкообразные движения, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов. Пойте грудным регистром. Положение языка меняет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембральную окраску голоса. Губы являются основными формирователями губных согласных и принимают участие в окончательном образовании гласных. Положение губ также влияет на тембр певческого звука. Упражнение 2. Четкое произнесение согласных и одинаковое формирование гласных Вдох — как зевок. Мягкое нёбо в активном состоянии. Гортань не поднимается за звуком. Сначала спойте одни гласные — Я-О-Е-Е-А-Е-И-У-А. Главное — четкое и легкое произнесение. Далее добавьте согласные. 18
Упражнение 3. Выработка навыков пения разных гласных и звуков разной тональной высоты одинаковым посылом звука Вдохните через нос, закрепите мышцы брюшного пресса, после этого диафрагма делает активный выдох. Чем выше звук, тем глубже опора — усиливайте давление мышц брюшного пресса вниз. Хорошо открывайте рот, опуская корень языка в горло. Соедините грудной и головной регистры. Звуковая волна подается в центр твердого нёба и захватывает чувством резонации лицевую маску, вы чувствуете носовую кость и передние верхние зубы. Кончик языка касается двух передних верхних зубов. Для контроля подачи звука можно использовать палец. Поднесите его близко к губам, он должен чувствовать одинаковую теплую волну дыхания на каждый гласный звук. Слоги произносите очень близко, как будто вы их «выплевываете» изо рта. Гортань не должна подниматься за звуком! Основные требования к работе артикуляционного аппарата — естественность и активность. В работе над освобождением артикуляционного аппарата непременное условие — не заниматься до усталости, так как она может вызвать новые зажатия — как дыхания, так и артикуляции. Обращайте внимание на четкое произношение окончаний в словах, это улучшает дикцию. Не укрупняйте и слишком не утрируйте согласные. Певческий голос отличается от разговорного голоса только диапазоном и более богатой окраской. 19
Как правильно открыть рот. Выполняя упражнения этой методики, смотрите на себя в зеркало. У вас должна работать только нижняя челюсть, опускаясь как лифт, — при этом образуются отверстия в челюстных сумках (чтобы почувствовать эти отверстия, приложите пальцы обеих рук к местам, где соединяются уши и нижние челюсти, и откройте рот). Верхняя челюсть остается в неизменном положении. Лоб не морщите, и не делайте брови «домиком». Не дергайте головой, не пережимайте мышцы шеи и спины. При исполнении упражнений лицо не должно выражать никаких эмоций. Если лицо искажается гримасой «трудности», значит, недостаточно добросовестно работают межреберные мышцы, диафрагма и живот. Обратите внимание, не задерживаете ли вы дыхание (при выдохе). Закрывайте рот, когда заканчивается звучание ноты, иначе получается «съеденный» конец звука или звучит посторонний звук М на конце фразы. Мы знаем, что артикуляционный аппарат взаимосвязан с пальцами рук. Не зря логопеды рекомендуют для лучшего развития речи ребенка как можно раньше дать возможность заниматься рисованием, игрой на инструменте и т.д. Даже если ребенок просто будет выстукивать по столу любой ритмический рисунок, принесет ему значимую пользу. Поэтому с первых уроков разрешается ученикам играть на фортепиано, гитаре, произвольные интонации, сочинять, подбирать, повторять за мной не сложные песенки. Поощряю желание ребенка рисовать во время пения. Главное, чтобы пальцы всегда были активны, Что помогает развивать артикуляционный аппарат.
IV. Принципы работы над развитием навыков звукообразования

а) Формирование подачи звука.
Важнейший момент в постановке голоса — научить речевой аппарат формировать подачу различных по тональной речевой высоте гласных звуков в одинаковой манере, близкой к произнесению гласной «А». Попробуйте, прочитать какую-нибудь стихотворную строчку из одних гласных «А ведь это 20
любовь... — А-Е-Э-О-Ю-О...». Протяните этот поток гласных, добейтесь красивого ровного звучания. Затем в этот поток вставьте четкие коротко и легко произнесенные согласные. При этом следите, чтобы слово было близким (на зубах). Согласные звуки при пении являются лишь кратким прерыванием гласных звуков, но от четкости их произнесения зависит разборчивость речи и пения. На разборчивость также влияет одинаковая сила звучания всех гласных звуков. Помните про правильную работу дыхания. При формировании звука важна правильная атака звука — посыл дыхания узконаправленной струей к корням верхних зубов. Атака оказывает большое влияние на звучание голоса в момент его зарождения. Упражнение 4. Развитие правильной атаки При вдохе в начале фразы губы должны быть разомкнуты. Вдохните через нос, закрепите мышцы брюшного пресса, освободите челюсть и мышцы груди. Гортань не должна подниматься за звуком. Четко произносите слог ДА на каждую ноту из 5 нот мажорного звукоряда. Представьте, что в щель между передними зубами идет звук, язык ощущает корни передних зубов, рот объемный и красивый. Второй вариант. Произносите слог «ДА» только на 1, 5 и 9-й нотах (на рисунке ноты до-соль-до), это усложнит задачу. В первом варианте, когда вы поете слог «ДА» на каждую ноту, идут толчкообразные движения мышц брюшного пресса и диафрагмы. Во втором варианте во время тянущегося звука нужно держать диафрагму открытой и мышцы живота закрепленными. На первых занятиях положение гортани (кадыка) можно контролировать рукой. Пойте грудным регистром. 21
Голос певца, умеющего правильно формировать звук (делать его летящим, собранным), звучит для слушателей громче, чем голос певца с мощью крика, но с несобранным, нелетящим звуком. У детей— три регистра: грудной, головной и микст. При работе грудного регистра связки вибрируют всей своей массой — происходит полное замыкание голосовой щели. При работе головного регистра происходит точечное смыкание связок на тональной высоте. Микст — это плавный переход от грудного звучания к головному. Путем тренировок необходимо найти комбинацию грудного и головного типа вибраций голосовых связок, чтобы голос приобрел смешанное (микстовое) звучание. Упражнение 5. Выравнивание звучания голоса в разных диапазонах, продолжительное звучание на опоре дыхания (длинная гамма на слог ЛЯ, ) Вдох — как зевок. Мягкое нёбо в активном состоянии. Хорошая атака звука с подачей в центр твердого нёба и закреплением нижней опоры диафрагмы. Гортань не поднимайте за звуком, держите в среднем положении. Чем выше звук — тем ниже опора, т. е. увеличивайте давление на межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Диапазон. Соль большой октавы — до второй октавы. Также важным является выработка певческого вибрато. Оно образуется благодаря периодическому смещению (дрожанию) гортани. Отсутствие вибрато делает голос «неживым», а тембр — непевческим.
б) Функции резонаторов
В известной теории резонансного пения, разработанной профессором Московской государственной консерватории Морозовым Владимиром Петровичем, выделяются семь функций резонаторов: 1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ 22
2. ГЕНЕРАТОРНАЯ 3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ 4. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ 5. ЗАЩИТНАЯ 6. ИНДИКАТОРНАЯ 7. АКТИВИЗИРУЮЩАЯ Разбивка на эти функции носит во многом условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Давайте рассмотрим каждую из этих важных задач, стоящих перед резонаторами. 1) Энергетическая функция резонаторов (ее еще можно назвать силовой) состоит в усилении человеческого голоса во много раз. Овладев в полной мере резонаторами, певец становится способен озвучивать большие концертные залы, преодолевать звуковую завесу оркестрового сопровождения, тесситурные трудности, и при этом без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной деятельности. На чем основано столь чудесное свойство резонаторов? Обратимся к наглядным примерам. Слабый звук простого камертона слышен лишь держащему его человеку. Если же прислонить камертон к полому резонатору-ящику, то звук начинает звучать так громко, что слышен в большой аудитории. Исследования показывают, что простейший резонатор усиливает звук сонастроенного с ним вибратора на 30-40 децибел (то есть в 10 тысяч раз по мощности). Как же это происходит? За счет чего резонатор усиливает звук? Да еще не тратя при этом никакой дополнительной энергии? Откуда же он берет энергию для усиления? Физическая наука отвечает нам на этот вопрос так: резонатор, будучи посредником между вибратором и окружающей воздушной средой, повышает коэффициент полезного действия вибратора, переводя большую часть энергии в звуковую форму. 23
Голосовые связки сами по себе издают очень слабый звук, даже отдаленно не напоминающий голос человека. Многие непрофессиональные певцы, не зная об энергетической роли резонаторов, пытаются петь громче за счет напряжения всей гортани и зажимают связки. Воздух буквально пролетает через такие зажатые связки, травмируя их и сокращая срок их службы. К сожалению, такое "горлопение" приходится часто слышать вокруг себя. А ведь надо всего лишь свое психологическое внимание сосредоточить на резонаторах, переключиться с мыслей о связках на мысли о резонаторах. Энергетическая функция резонаторов состоит не только в прямом усилении звука, но и в придании звуку "полетности". "Полетность" - это способность голоса распространяться на более длинные дистанции с меньшими потерями силы звука. Для того чтобы голос стал полетным у певца должно появиться ощущение так называемого "близкого звука", появляющегося благодаря особой организации резонаторной системы певца. "Близкий звук" - это ощущение звука как бы вне голосового аппарата. "Звук под носом", как образно выразился И. Козловский. У слушателя такой звук будет вызывать ощущение, что певец находится где-то рядом, а не на далекой сцене. Многие годы проходят в упражнениях, пока голос вокалиста становится полетным. И немаловажную, если не сказать определяющую, роль здесь играет мастерство и чуткость педагога. 2) Генераторная функция резонаторов состоит в том, что не связки, а именно резонаторы заставляют звучать голос так, а не иначе. Другими словами, голосовые связки без резонаторов издают звук совсем немузыкальный, и даже не совсем человеческий. Именно в резонаторах тот слабый, "неприличный" звук, издаваемый связками, обрастает тембровыми оттенками, набирает силу и обретает полетность. Сами по себе резонаторы бесполезны, потому что без связок (то есть без вибратора) им нечего было бы усиливать и украшать. Но когда мы слышим поющего артиста, мы слышим не его связки (как наверно большинство думает), 24
а именно его звучащие резонаторы, которые подхватили слабый звук голосовых связок, усилили его в сотни раз, придали ему звучность и красоту. Кстати, любопытно упомянуть один эксперимент, который провел ученый- естествоиспытатель Рийке. Он заставил звучать обычную трубу, нагревая раскаленной сеткой воздух в ее основании. Поднимаясь вверх по трубе, воздух начинал резонировать и производил звук, от которого в окнах дрожали стекла. Точно такая же природа у "поющих" каминных труб, когда нагретый пламенем камина воздух устремляется вверх и начинает резонировать. 3) Фонетическая функция резонаторов. Человеческая речь, а тем более, человеческое пение, были бы совершенно нечленораздельными и непонятными, если бы слова не разбивались на слоги, а слоги не включали бы в себя гласные звуки. Благодаря подвижности ротовой полости человека, а также языку, способному принимать различные положения, мы можем издавать членораздельные звуки. Главная роль принадлежит гласным, так как именно они помогают понимать слова. Как же нам удается произносить разные гласные звуки? Благодаря огромной подвижности языка, губ и нижней челюсти наш рот превращается в постоянно изменяющийся резонатор. Мы легко можем изменить объем резонатора, стоит нам чуть прикрыть рот или приподнять язык. Кроме того, изменяется путь, который воздух должен пройти. От объема и пути как раз и зависит тип гласной, которую в данный момент мы произносим. 4) Эстетическая функция резонаторов. Резонаторы придают нашему голосу приятную на слух тембровую окраску. Вокальная педагогика всего мира борется за эти качества всеми средствами, стремясь искоренить неприятные на слух оттенки горлового, связочного тембра. 5) Защитная функция резонаторов. Мы уже упоминали о том, как опасно петь "на связках", пытаясь усилить звук голоса одним лишь мышечным напряжением в горле. Поскольку певческие резонаторы обладают чудесным свойством усиливать певческий голос без какой-либо дополнительной энергии, а только лишь путем превращения большей части энергетических затрат певца - 25
дыхания, мышечных усилий - в звук, можно назвать добавку в силе голоса, которую дают нам резонаторы "даровой энергией". Кроме этой главной защитной роли, резонаторы выполняют еще кое-что. Дело в том, что наш слух организован таким образом, что звуки одной высоты мы воспринимаем громче, чем звуки другой высоты, хотя и те и другие издаются с одинаковой мощностью. Это анатомические особенности нашего слуха и вдаваться в них мы здесь не будем. Отмечу только, что резонаторы в случае оптимальной настройки преобразуют наш голос так, что он попадает в зону максимальной чувствительности слуха. Таким образом, голос вокалиста становится еще слышнее, причем без какого-либо усиления. Научившись настраивать свою резонаторную систему оптимальным образом, вокалист приобретает незаменимого ангела-хранителя для своих связок. Под надежной охраной резонаторов, связки не теряют своей работоспособности даже в самой глубокой старости. 6) Индикаторная функция резонаторов. Резонируя в полостях дыхательного тракта, звук вызывает у певца различные ощущения в силу сотрясения воздуха. Такая чувствительность обусловлена наличием виброрецепторов (нервных окончаний) в мышечных тканях и, особенно, на внутренних слизистых оболочках. Если приложить руку к груди, то можно явственно ощутить дрожание грудной клетки на низких нотах - это происходит благодаря резонансу звука в трахее. Другой пример - резонанс в гайморовых трубах носовой полости. По наличию или отсутствию ощущений вибрации в этой области, можно сказать, попал звук "в маску" или не попал. Ощущение "маски" - одно из важнейших для профессионального певца. Благодаря тому, что певец способен ощущать внутри себя эти самые "содрогания" от резонанса, он может управлять настройкой резонаторов, добиваясь их оптимальной работы. Другими словами, мы не научились бы никогда пользоваться резонаторами, если бы их не ощущали! Вот поэтому так важна индикаторная функция резонаторов! 26
7) Активизирующая функция резонаторов состоит в том, что резонаторы "подстегивают" сами себя. То есть при определенной оптимальной настройке резонаторной системы начинает оказываться стимулирующее воздействие на сами резонаторы, а также на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический характер и происходит рефлекторно. То есть мы не в состоянии сознательно запустить этот процесс - он запускается автоматически при оптимальной работе резонаторной системы. Иными словами, достигнув однажды определенного уровня резонанса, певец запускает механизм самоподдержки, когда резонанс берет на себя часть работы по активизации остальных резонаторов!
б) Работа над резонаторными ощущениями.
Прежде всего, ребенку нужно объяснить, что это за явление. Можно сравнить со звоном гитарной струны, долго звучащей после нажатия. Часть звуковой энергии, поглощенная стенками голосового аппарата, сотрясает их, вызывая у певца ощущение вибрации в груди и лицевой части черепа. Это ощущение — резонация. Различаются следующие резонаторы: головной, маскрезонотор, то есть пространство лицевой части черепа между носом и ртом и грудной. Грудные резонаторы — трахея, бронхи и легкие, наполненные воздухом. Грудной резонатор добавляет голосу силу, полноту и объемность звучания. Резонация ненамного усиливает полезную силу звукового эффекта, звуковой энергии. Она является показателем качества звучания голоса, т. е. правильно сформированного звукового дыхания, и видоизменяет исходный тембр (добавляет звонкость, яркость, округлость). Индивидуальный тембр голоса зависит от анатомических особенностей строения гортани и баланса гормонов в вокальных мышцах. Вы должны научиться пользоваться в пении одновременно двумя резонаторами, так как постоянное пение только головным резонатором обедняет звучание голоса: он зажимается, теряет способность полностью передавать эмоцию и характер произведения. Если же использовать при пении только грудной резонатор, то голос теряет подвижность, тяжелеет, может начаться ранняя 27
тремоляция (качание голоса).Очень полезно попеть распевки закрытым ртом, чтобы появилось ощущение щекотания губ и носа, например : Упражнение6. Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания, работа над маскрезонатором . Упражнение написано в разговорном диапазоне. Вдохните через нос, закрепите мышцы брюшного пресса, освободите челюсть, мышцы груди и губы должны быть мягкими. Делайте активный звуковой выдох, произнося звук "М". Звук попадет в маску лица (пространство лицевой части черепа между носом и ртом) и заставит вас почувствовать вибрацию и легкое щекотание губ. Поднимаясь вверх по звукам, следите за неизменным положением гортани (кадыка). Если гортань все же поднимается за звуком — значит, не все делается верно: проверьте работу брюшного пресса, возможно, была вяло, сделана атака первого звука (не было толчка мышц и звукового выдоха). В этом случае остановитесь, сделайте сглатывающее слюну движение или выпейте глоток теплой воды. Чтобы не выработать неправильный рефлекс, остановившись на трудном для вас месте, выполняйте упражнение с этого момента, исправляя неполучившийся фрагмент. Делайте повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Пойте грудным регистром. Почему же резонаторы настолько влияют на наше пение, почему так необходимо для профессионального певца развить в себе способность управлять резонаторами? Чтобы ответить на этот главный вопрос, давайте рассмотрим основные роли резонаторов. 28

V. Формирование навыков сценического выступления

а) Работа над развитием сценической речи.
Для начала мы берем детские стихи или сказки и читаем их громко, четко произнося каждое слово. При этом текст, произносится с выражением, показывая все изменения настроения мимикой и жестами. Мы ставим сценки, где задействованы все дети, а так же ребята часто являются ведущими наших концертов. Прорабатываем реплики без микрофона, чтобы голос летел в конец зала.
б) Формирование хореографических навыков.
С первых уроков ребенку предлагается произвольно двигаться, слушая детские песенки. Придумывать свою хореографическую зарисовку. Затем разучиваются несколько несложных танцевальных движений и отрабатываются под музыку. Когда ребенок научится двигаться точно в такт музыке, можно соединять пение с движением. Очень полезно работать перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои недостатки и исправлять их.
в) Формирование навыков работы с микрофоном.
Микрофон не только усиливает звучание голоса, но при правильном подборе модели он может сделать голос более красивым, объемным. В то же время при пении в микрофон слышны все недостатки владения голосом и отсутствие вокальных навыков. Для певца, имеющего достаточную вокальную подготовку, микрофон это хороший помощник в работе. С микрофоном можно работать в помещениях, непригодных для акустического пения — это дает возможность певцу не отказываться от работы на любых концертных площадках. Начинающие, певцы задают вопрос:- в какую точку микрофона направлять звук? Центр головки микрофона должен находиться напротив верхней губы, тогда микрофон будет снимать полный частотный объем голоса певца. 29
Если микрофон узконаправленный, его нужно держать постоянно в одинаковом положении во время всего исполнения песни. Он должен быть словно приклеенным к вашим губам при поворотах головы. Работая с микрофоном, не забывайте о правильной певческой осанке. Нельзя тянуться к микрофону. Вытягивая шею вперед, нельзя запрокидывать голову, пережимая шейные мышцы. Не подносите руку с микрофоном близко к груди, чтобы не зажать нижнюю челюсть. С микрофоном нужно начинать работать тогда, когда вы уже имеете определенные вокальные навыки, а самое главное — поете на опоре, изучили на практике работу диафрагмального дыхания. Запомните: микрофон усиливает звучание голоса, выявляя все достоинства и недостатки вокальной подготовки. Поэтому, какой бы «супермикрофон» вы ни имели, прежде всего, подумайте — стоит ли подчеркивать плохое, некачественное пение? Только когда вы научитесь владеть своим инструментом — голосом, не стыдно будет усилить его звучание. г)
Концертное исполнение.
Завершающим этапом является концертное исполнение произведений. Мы с ребятами используем различные формы выступлений, это и сольные концерты, и класс - концерты, и конкурсы, музыкальные сказки. Придумываем различную тематику: будь- то концерт народной песни или детской, современной или ретро, военной или посвященной мамам, папам, и т.д. Используем видео - материалы, подключаем хореографию, оркестр народных инструментов, театрализованные представления. Выступаем на различных сценах ДШИ, РКДЦ, на открытых площадках нашего района и других городов. Концертное исполнение – это итог всей работы ученика и педагога. Здесь показывается весь комплекс полученных навыков: и умение правильно петь, красиво двигаться, и держаться на сцене. Концертное выступление является ярким примером комплексного подхода к обучению эстрадному пению. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, мы видим, что занятия вокалом это трудоемкий процесс, требующий знаний и навыков в различных областях. Начиная со знаний анатомии человека, а именно строение голосового аппарата. Знаний в области психологии, умения мобилизовать все свои способности на концертных площадках. Иметь навыки хореографии, чтобы хорошо двигаться на сцене, навыки сценической речи и сценического мастерства. Иметь хорошую физическую форму, например, чтобы отработать сольный концерт или перенести дальнюю поездку. Иметь режиссерские навыки, так как мы вместе с детьми придумываем сценарии наших концертов, организаторские способности и многое другое. Все навыки, полученные при обучении вокалом, детям пригодятся в дальнейшей жизни. Выпускники вокального отделения ДШИ легче вливаются в коллектив, творчески подходят ко всем занятиям, лучше преодолевают возникшие трудности, и продолжают петь, даже если учатся в заведениях не связанных с пением. Предложенный метод обучения имеет положительный результат, многие дети вокального отделения становятся победителями различных конкурсов, поступают в РГМК и АГАИиК и ведут активную концертную деятельность. За последние годы, работая по данной методики мы смогли привлечь большее количество детей для занятий эстрадным вокалом. В данной методической разработке, я опиралась на работы М.Глинки, Гречанинова, мы поем их упражнения и вокализы, а так же романсы, тем самым знакомимся с классической школой. На работы Стрельниковой А.Н. и ее лечебную гимнастику, которая помогает правильно научиться дышать при пении. А так же на работы современных педагогов эстрадного пения «Питерской»школы Ромоновой Л.В., Решетникова Н.С., педагогов «Ивановской» школы Т.Охомуш, Е.Н. Сокольской, которые дают рекомендации в работе над манерой эстрадного пения, знакомят с джазовой музыкой, делятся опытом, различными упражнениями для выработки опорного, летящего звучания голоса. Данный метод актуален и приемлем для 31
общеобразовательных школ и гимназий. В наше время мыдолжны воспитывать детей многогранно развитых, так как это диктуют ритмы современной жизни. 32
ЛИТЕРАТУРА 1. Апраксина О. Методика воспитания.-М.,1984. 2. Апраксина О. Методика развития детского голоса.- М., 1983. 3. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. -М., 1983. 4. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио.-М.,1997.-56.-с. 5. ГричаниновА. Избранные упражнения и вокализы.М.,1967.-37-с. 6. Добрынин М. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика.- Вып.XXVМ., 1969. 7. ЕмельяновВ.В. Развитие голоса.-СПб.,1997. 8. Клип О. Постановка голоса эстрадного певца.-М.,2003. 9. Клитин С.Эстрада.-Л.,1987. 10.ОхомушТ.В. Методика обучения эстрадному вокалу.-И. 2003.-76-с. 11.Птица К.Работа с детским хором. -М.,1981. 12. Романова Л.В.Школа эстрадного вокала.-С-П.,М.,К.: Лань ,2007.-40-с. 13.Соколов В. Работа с хором М.: 2-е изд,1983. 14.Стрельникова А.Н.Основной комплекс упражнений по Стрельниковой.- М., 2000.-63-с. 15.Юссон Р. Певческое голос .-М.,1974. 33
Содержание .
Введение………………………………………………………………………......3
I Особенности
работы над формированием элементарных навыков пения

детей 8-10 лет
а)
Знакомство с голосовыми возможностями ребенка…………………….…4
б)
Развитие метроритмических навыков ребенка…………………………….5
в)
Охрана и гигиена детского голоса……………………………………………6

II Принципы работы над формированием навыков дыхания…
а)
Упражнения Стрельниковой А.Н.

…………………………………………………………………………………7

б) Рекомендации по развитию оздоровительного дыхания………………9

Ш Развитие навыков артикуляции и

дикции…………………………………………………………………………….

а) работа над дефектами артикуляционного аппарата……………………15

IV Принципы работы над развитием навыков звукообразования

а) Формирование подачи звука……………………………………………….20

б) Функции резонаторов………………………………………………………22

в) Работа над резонаторными ощущениями………………………………..22

V Формирование навыков сценического выступления

а) Работа над развитием сценической речи…………………………………29

б) Формирование хореографических навыков……………………………..29

в)Формирование навыков работы с микрофоном…………………………29
г)
Концертное исполнение……………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………………...31

Литература……………………………………………………………………..33
34
35