Рабочая программа кружка "Волшебные узоры"

Автор: Свирина Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Куриловский детский сад комбинированного вида"Звёздочка"
Населённый пункт: г. Серпухов-15, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа кружка "Волшебные узоры"
Дата публикации: 19.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Куриловский детский сад комбинированного вида

«Звёздочка»

УТВЕРЖДЕНО____________

_________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

«ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ»

Для детей 4-7 лет

Срок реализации 3 года

Свирина Марина Петровна

г. Серпухов-15

2015 г.

Пояснительная записка.


«Искусства изобразительные и прикладные

таят в себе огромные возможности

для развития творческой потенции,

фантазии и интуиции, для ощущения

ребенком радости ручного труда

как творчества».
Б.М.Неменский
Актуальность программы
Окружающая ребенка материальная среда должна быть «согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты. Такую энергию несут в себе и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Доброму, тогда у них появится желание самим создавать Красоту своими руками и преумножать энергию Добра. Нельзя создать Красоту без мастерства, но одного мастерства недостаточно! Леонардо да Винчи еще много веков назад нашел свой ответ на этот вопрос:
«Для того чтобы созидать красоту,

надо самому быть чистым душой».
Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей дошкольного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, конструирование. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей. Цели и задачи дополнительного образования направлены на раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие,
образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Велико значение опыта народных мастеров для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна
программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного культурно- исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой народного декоративно-прикладного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно- прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами народного декоративно - прикладного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения народом устройства мира, основ зарождения орнамента. В народном декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность. Таким образом, символика народного декоративно- прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Целесообразность.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды,
предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Цель программы
– формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами народного декоративно – прикладного искусства.
Задачи программы:

Обучающие:
 закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;  раскрыть истоки народного творчества;  знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их применения;  научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их различия;  знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве.
Развивающие:
 развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;  пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;  развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;  развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;  совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;  развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:

 осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;  воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;  воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;  формировать устойчивый интерес к художественной росписи;  прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;  воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Направления:
 расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;  самостоятельное создание детьми декоративных изделий;  использование различных изобразительных материалов при создании декоративных изделий.
Основная часть.

Принципы программы.
Программа кружка «Волшебные узоры» основана на принципах построения общей дидактики:  связи с жизнью,  систематичности,  реалистичности,  активности,  контролируемости,  последовательности,  индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,  доступности материала, его повторности,
 построения программного материала от простого к сложному,  наглядности.
В программу включены следующие разделы:
1. Работа с бумагой 2. Роспись 3. Лепка 4. Использование нетрадиционных техник рисования 5. Выставки, праздники
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным

искусством:
 Беседы;  Занятия на основе метода интеграции;  Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;  Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;  Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;  Просмотр презентаций;  Дидактические игры;  Использование силуэтного моделирования  Экспериментирование с различными художественными материалами;  Соревнования, развлечения, фольклорные праздники.  Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;  Использование физкультминуток.
В работе используются различные методы и приемы:
1.Наглядные методы: - рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; - показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы: - беседа, - использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы), - объяснение способов действия с инструментами и материалами; - указания, пояснения, - анализ выполненных работ; 3. Практические методы: - обучение способам изображения, лепки; - самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, - использование различных инструментов и материалов для реализации замысла; - индивидуальный подход к детям; 4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); 5. Мотивационный метод - убеждение, - поощрение; - создание ситуации успеха; 6. Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу). 7. Игровые методы: - сюрпризные моменты, игровые ситуации; - пальчиковые игры, динамические упражнения.
Формы организации:
в проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые, коллективные формы работы.
Типы занятий:
 На тему предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного);  На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).
Организация деятельности кружка:
Программа работы кружка рассчитана на трехгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из детей 4-5 лет, второго года обучения – 5-6 лет, третьего года обучения – 6-7 лет 1. Режим работы кружка - занятия проводятся 1 раз в неделю. 2. Продолжительность занятия – согласно санитарно-гигиеническим требованиям в соответствии с возрастом детей: средняя группа – 15-20 минут, старшая группа – 20-25 минут, подготовительная группа – 25-30 минут. Занятия кружка проводятся во второй половине дня. 3. Занятия проводятся по подгруппам.
4. Оптимальное количество детей на занятии – 6-8 человек.
Форма подведения итогов
– мониторинг по освоению программы кружка, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Перспективное планирование

Средняя группа

Период

Тема

Целевые ориентиры
Октябрь Дымковская игрушка Рассматривание альбома «Дымковская игрушка» Знакомство детей с историей промысла, дымковскими игрушками, легендами и обрядами, связанными с народным промыслом. Развитие умения видеть красоту цвета в народных изделиях, воспитание интереса к
народному декоративному искусству. Дорисуй узор на полосе. Знакомство детей с изделиями дымковских мастеров. Обогащение представлений детей о прекрасном, пробуждение желания любоваться дымковской игрушкой. Упражнение в проведении кистью вертикальных цветных линий, в украшении узора – клетки колечками и точками. Развитие глазомера. Воспитание аккуратности. Кукла «Матрешка» Знакомство детей с народной игрушкой, развитие познавательного интереса, воспитание эстетического вкуса. Украсим сарафаны матрешек Развитие чувства цвета, умения самостоятельно украшать силуэт сарафана, располагать узор по всему силуэту или внизу по краю. Ноябрь Козлик Упражнение детей в росписи силуэта игрушки с использованием колорита и элементов дымковской росписи. Развитие умения видеть красоту цвета в народных игрушках. Воспитание интереса к творчеству народных мастеров. Д/и «Одень красавицу» Закрепление знаний детей о дымковской росписи. Формирование умения подбирать наряд для барышни, опираясь на традиционную цветовую гамму. Развитие эстетического вкуса. Наряд барыни Формирование умения расписывать силуэт изделия, составлять узор, используя характерные особенности дымковской росписи (белый фон, яркие разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т. д.). Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие эстетических эмоций. Воспитание патриотических чувств. Сколпинская керамика Знакомство детей с керамическими изделиями, рассказ воспитателя о труде гончара.
Декабрь Дымковские узоры «Укрась блюдце» Формирование умения использовать характерные особенности дымковской росписи, составные части узора при украшении изделия. Развитие художественно- творческих способностей, художественного вкуса. Воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Филимоновская игрушка Знакомство детей с историей промысла. Рассматривание альбома «Фиоимоновская игрушка» Филимоновская игрушка. «Полоски и елочки» Знакомство детей с изделиями филимоновских мастеров, с яркими цветовыми образами. Упражнение в рисовании простейших элементов филимоновской ролсписи – полосок и елочек. Содействие возникновению положительного эмоционального отклика на изделия народных промыслов. Развитие художественно-творческих способностей, художественного вкуса. Д/и «Составь узор» Закрепить знания об особенностях, цветовой гамме филимоновской росписи. Январь Рассматривание альбома «Филимоновские свистульки» Способствование развитию умения видеть красоту цвета в народных изделиях, воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Укрась коврик Развитие умения ритмично наносить линии, используя цветовую гамму филимоновской росписи. Развитие глазомера, воспитание аккуратности. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Д/и «Напоим куклу чаем» Знакомство детей с самоваром и историей его создания. Чашка Формирование умения выделять особенности филимоновской росписи (цветовая гамма, элементы), расписывать силуэт изделия. Развитие художественного вкуса, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Февраль «Трень-брень, гусельки» Знакомство детей с русским народным инструментом – гуслями. Прослушивание аудиозаписи звучания данного инструмента. Петушок и курочка Упражнение детей в рассматривании изделий филимоновской росписи, выделяя особенности (цветовая гамма, элементы), расписывать силуэт изделия. Формирование навыков взаимооценки художественно-
творческой деятельности. Воспитание у детей эмоционального отношения к красоте предметов декоративно-прикладного искусства. Русская балалайка Знакомство детей с русской балалайкой, пословицами и поговорками о балалайке. Прослушивание аудиозаписи звучания инструмента. Д/и «Придумай узор» Закрепление знаний основных элементов дымковской росписи. Март Олень Упражнение в рассматривании изделий, умении выделять характерные особенности дымковской росписи. Закрепление умения пользоваться гуашью и кистью. Развитие эстетического восприятия. Воспитание эмоционального отношения к красоте предметов декоративно-прикладного искусства. Уточка Продолжение знакомства детей с народной игрушкой; упражнение в расписывании силуэтов изделий в соответствии с народной росписью (дымковской), используя кисть и тычок. Создание условий для самостоятельного выбора цветовой гаммы. Развитие эстетического вкуса. Воспитание интереса к народному декоративно- прикладному искусству. «Сошью Маше сарафан». «Эх, лапти мои, лапти лыковые!» Знакомство детей с женской русской народной одеждой. Воспитание интереса к народной одежде. Продолжение формирования потребности в познании рукотворного мира, совершенствование знаний о предметах народного быта. «Дорисуй узор на ковре» Продолжение знакомства с историей промысла –филимоновская игрушка. Упражнение в симметричном расположении элементов. Развитие глазомера, эстетического восприятия. Воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Апрель Олешек Формирование умения выделять особенности росписи (роспись по белому фону зелеными, красными, золотыми елочками, линиями, солнышками и т.д.). Развитие эстетического вкуса. Воспитание у детей эмоционального отношения к красоте предметов народного декоративно-прикладного искусства.
Филимоновские цветы Побуждение детей выделять новые элементы в росписи. Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие эстетических чувств. Воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Д/и «Дорисуй и раскрась» Упражнение детей в симметричном рисовании предмета и узора, развитие глазомера. Чудесные писанки (узор»Солнышко») Знакомство детей со славянскими писанками. Упражнение в рисовании на объемной форме кистью и печатью-тычком. Приобщение к декоративной деятельности, развитие эстетического восприятия. Воспитание эмоционального отношения к красоте предметов декоративно-прикладного искусства. Май «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» Продолжение знакомства детей с предметами народного быта. Знакомство детей с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Свинья Продолжение знакомства детей с народной игрушкой. Упражнение в умении расписывать силуэт изделия в соответствии с народной росписью. Развитие эстетического вкуса. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Городецкая роспись Знакомство детей с историей промысла. Развитие интереса к к ярким цветовым образам, элементам городецкой росписи. Обогащение представлений о прекрасном, побуждение любоваться изделиями городецких мастеров. Упражнение в умении выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья), видеть и называть используемые цвета. Ярмарка Упражнение в росписи силуэта изделия с использованием колорита и элементов филимоновской или дымковской росписи (по выбору); упражнение в составлении узора. Развитие самостоятельности. Формирование навыков взаимооценки художественно- творческой деятельности. Воспитание интереса к народному декоративно- прикладному искусству.

Старшая группа

Период

Тема

Целевые ориентиры
Октябрь Ярмарка игрушек Упражнение в росписи силуэта изделия (по выбору) с использованием колорита и элементов дымковской росписи. Упражнение в составлении узора. Развитие самостоятельности. Побуждение детей при
росписи использовать разнообразные элементы, тщательно их исполнять. Формирование навыков взаимооценки художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств. Воспитание интереса к народному декоративно- прикладному творчеству, желания почувствовать себя народным мастером. Разноцветные орнаменты Углубление знаний о филимоновской игрушке. Упражнение в составлении и ритмичном расположении в расположении филимоновского узора в полосе. Развитие эстетического восприятия. Воспитание интереса к народному искусству. Хороший город Городец Знакомство детей с городецкой росписью. Упражнение в освоении простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов, точек и скобочек. Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие художественно-творческих способностей, воспитание интереса к изобразительной деятельности. Листья и кустики Продолжение знакомства с городецкой росписью, её цветовым решением (как правило, не чистые цвета, а их оттенки, использование оживок – черного и белого цветов и т. д.). Знакомство с художественным элементом городецкой росписи «листочком». Развитие эстетических чувств, воспитание эмоционального отношения к красоте предметов декоративно-прикладного искусства. Ноябрь Купавка и бутон (в полосе) Знакомство с традиционными элементами городецкой росписи – «купавкой» и «бутоном». Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие эстетического восприятия, воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Украшение салфетки (купавка и бутон) Способствование освоению основных элементов городецкой росписи –«купавка» и «бутон». Побуждение детей соблюдать определенную симметрию, соразмерность элементов. Развитие восприятия, образного мышления. Воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Розан и ромашка (в полосе) Формирование умения видеть и называть цвета, используемые в росписи. Знакомство с
художественным элементом городецкой росписи – «розаном» и «ромашкой». Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие эстетического восприятия, воспитание интереса к изобразительной деятельности. Ваза с цветами Способствование освоению основных элементов городецкой росписи – «розана» и «ромашки», упражнение в использовании оживки для украшения. Развитие эстетических эмоций, воспитание желания передавать свои эмоции в рисунке. Декабрь Украшение солонки (городецкая роза) Знакомство детей с декоративным изображением розы в городецкой росписи, упражнение в использование оживки для украшения. Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие художественно- творческих способностей. Воспитание аккуратности. Украшение городецкой доски Углубление знаний детей о городецкой росписи. Упражнение в использовании характерных для росписи элементов узора и цветовой гаммы, оживки для украшения. Развитие умения видеть красоту в народных изделиях, воспитание чувства сопричастности к истокам народной культуры. Гроздь винограда (декоративное блюдо) Способствование освоению традиционного городецкого мотива – «гроздь винограда», упражнение в использовании для украшения оживки, умении подбирать цвета в соответствии с видом росписи. Способствование развитию восприятия, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитание у детей эмоционального отношения к красоте предметов декоративно-прикладного искусства. Городецкий фазан (панно) Способствование освоению традиционного мотива городецкой росписи – «птицы», упражнении для украшения оживки. Закрепление различых приемов работы с кистью. Развитие художественно-творческих способностей, художественного вкуса, воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству.
Январь Знакомство с полхов- майданской росписью. Листья и веточки (в полосе) Знакомство с полхов-майданской росписью и особенностью палитры. \упражнение в рисовании простейших элементов – «листьев» и «веточек». Развитие эстетических эмоции. Воспитание у детей эмоционального отношения к красоте предметов декоративно- прикладного искусства. Ягоды и бутоны (в полосе) Упражнение в рисовании элементов росписи – «ягода» и «бутон». Развитие художественно- творческих способностей, художественного вкуса, воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Роспись кувшина «Ягоды и бутоны» Продолжение освоения элементов росписи – «ягоды» и «бутона», навыков построения композиции, подбора цвета в соответствии с видом росписи. Развитие художественно- творческих способностей, художественного вкуса. Воспитание аккуратности, самостоятельности. Народная игрушка – кукла. Изготовление тряпичной куклы- закрутки. Расширение представлений детей об истории возникновения русской крестьянской игрушки. Приобщение к культуре русского народа Февраль Майданские цветы (в полосе) Упражнение в рисовании элемента росписи – «цветочка». Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие эстетического восприятия, воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Красивые матрешки Углубление знаний детей о росписи. Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие умения создавать узоры по мотивам полохов-майданской росписи. Предоставление детям возможности почувствовать себя мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу. Воспитание уважения к людям труда, самостоятельности. Гриб-копилка Способствование освоению навыков изображения растительных элементов. Формирование представлений о цветовой гармонии, умения создавать декоративные композиции по мотивам росписи. Развитие фантазии, эстетического восприятия. Воспитание желания передавать с вои эмоции в рисунке. Каргопольская Знакомство детей с народным искусством
народная игрушка (лепка) русского Севера, особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции, ритма цветовых пятен и элементов. Развитие творческих способностей и воображения. Воспитание любви к народному искусству России. Март Сказочные птицы Способствование обретению умения выделять и передавать цветовую гамму того или иного народного промысла, последовательности и способов нанесения элементов росписи. Развитие творческого воображения, эстетического восприятия. Воспитание любви к народно-прикладному искусству. Травка и кустики Упражнение детей в рисовании тонких линий, постепенно переходящих в «капельку» (короткие, длинные), написании их в разных направлениях. Развитие мелкой моторики пальцев. Воспитание интереса к народному ДПИ. Русская печь Продолжение знакомства детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказ об особом, почтительном отношении русского народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней. Дорожка, змейка Упражнение детей в умении набирать две краски на кисть и проводить прямые и волнистые линии разбельным мазком в разных направлениях, держать кисть слегка наклонно к плоскости листа. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Апрель Закладка для книги Упражнение детей в написании гирлянды, закрепления умения пользоваться тычком для подмалевки (или изображения ягод и цветов). Развитие чувства цвета при подборе элементов узора и фона бумаги, художественно-творческих способностей. Воспитание интереса к народно-прикладному искусству. Белая березонька – русская краса Упражнение детей в умении выполнять стилизацию деревьев в разное время года, используя в разбельный мазок, приписки . Развитие образного мышления , воображения эмоционально положительного отношения к
окружающему миру. Воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Чудесные писанки Продолжение знакомства детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками), русскими народными праздниками и их традициями. Уточнение представлений детей о композиции и элементах декора. Упражнение в рисование на объемной форме. Развитие художественно-творческих способностей, художественного вкуса. Воспитание интереса к народным традициям. Красная горка Знакомство детей с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры: «Где мы были, мы не скажем», «Да» и «нет» не говорите» Май Рассматривание альбома «Чудесная гжель» Побуждение детей видеть детей видеть красоту в окружающих предметах, выделять характерные особенности росписи. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – гжельская керамика. Точки и прямые линии (в полосе) Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика», помощь в освоении простых элементов росписи (прямых линий различной толщины, точек и сеточек). Побуждение детей восхищение мастерством человеческих рук. Развитие мелкой моторики пальцев. Воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Праздничное блюдо Упражнение в рисовании простого гжельского орнамента - «сеточки», в ритмичном расположении узора. Развитие чувства композиции, эстетического восприятия, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитание чувства уважения к людям, создающим рукотворные предметы. Бордюры Упражнение в рисовании традиционных гжельских орнаментов и бордюров, развитие восприятия, мелкой моторики пальцев. Воспитание интереса к изобразительной деятельности
Подготовительная группа

Период

Тема

Целевые ориентиры

Октябрь Капелька Знакомство с традиционным элементом гжельской росписи – «капелькой». Закрепление различных приемов работы с кистью, развитие восприятия, образного мышления. Развитие эстетического вкуса. Воспитание эмоционального отношения к красоте предметов ДПИ. Блюдце Углубление знаний детей о гжельской росписи. Упражнение в рисовании простейших видов растительных орнаментов. Развитие образного мышления, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Мазковая роспись. «Цветочек» Способствование овладению детьми традиционной техникой гжельского мазка – «мазок с тенью», главным мотивом гжельской росписи «синяя роза». Развитие мелкой моторики пальцев. Воспитание интереса к изобразительной деятельности. Чайный сервиз Упражнение детей в рисовании традиционного мотива гжельской мазковой росписи «цветка», тонких линий концом кисти. Формирование умения вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Развитие эстетического восприятия, воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Ноябрь Поставец Углубление знаний детей о городецкой росписи. Упражнение в декоративном оформлении силуэта деревянного изделия с использованием традиционных элементов городецкой росписи «купавок», «бутонов», «листочков». Развитие умения видеть красоту цвета в народных изделиях. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Расписное панно Углубление знаний детей о городецкой росписи. Способствование восприятию произведений народного ДПИ, созданию собственных по мотивам росписи; соблюдению определенного ритма, симметрии, соразмерности отдельных элементов. Развитие самостоятельности, творческих способностей. Воспитание эмоционального отношения к красоте предметов ДПИ. Основы композиции. Украшение разделочной Углубление знаний о городецкой росписи. Знакомство с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках. Развитие самостоятельности в выборе формы,
доски. умении подбирать цвета в соответствии с видом росписи. Воспитание чувства уважения к людям, создающим рукотворные предметы. Где живет перо жар-птицы Знакомство детей с историей народного промысла – хохлома, его легендами и преданиями, традициями. Рассматривание альбома «Хохломская роспись» Воспитание ярких эмоциональных чувств у детей. Декабрь Знакомство с ДПИ хохломская роспись. Узор «травка» (в полосе) Знакомство с ДПИ хохломских мастеров, колоритом, основными элементами хохломской росписи. Упражнение в рисовании простейших элементов травяного орнамента. Развитие художественно-творческих способностей. Воспитание бережного отношения к предметам художественного творчества. Подарок для Мишутки. Ложка Продолжение освоения травяного орнамента с использованием двух цветов – черного и красного. Упражнение детей в рисовании тонких линий концом кисти. Развитие чувства цвета. Воспитание интереса к изобразительной деятельности, искусству. Травяной орнамент Способствование освоению детьми травяного орнамента и использованием ранее изученных элементов. Упражнение в рисовании тонких линий концом кисти. Развитие восприятия, образного мышления, мелкой моторики пальцев. Развитие художественно-творческих способностей, художественного вкуса. Воспитание эмоционального отношения к предметам ДПИ. Роспись чашки Способствовать обретению умения плавно поворачивать руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки, оживок и др. Развитие умения видеть красоту цвета в народных изделиях. Воспитание самостоятельности Январь Уточка-солонка Упражнять в росписи силуэта изделия кистью и печаткой-тычком, уделяя ритмичности расположения элементов, равномерности закрашивания рисунка. Развитие восприятия, образного мышления, воображения, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитание интереса к художественно-творческой
деятельности. Коллективная работа «Хохломской букет» Создание условий для создания коллективных декоративных композиций по мотивам хохломской росписи. Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие эстетических чувств, художественно-творческих способностей. Воспитание эмоционального отношения к красоте предметов ДПИ. Жостовские подносы Знакомство с деревней Жостово – изготовлением подносов, характерной росписью. Знакомство с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. Упражнение в умении держать кисточку тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Развитие восприятия, образного мышления. Воспитание самостоятельности. Листочек Знакомство с типами и формами цветов, с «травинками», «усиками» и «стебельками» в жостовской росписи. Упражнение в рисовании художественного элемента – «листочка» - при помощи нескольких мазков. Развитие мелкой моторики пальцев. Воспитание эстетического вкуса. Февраль Пятилистник (цветок яблони) Знакомство детей с цветовой гаммой, временем цветения цветка, с послойной проработкой изображения в жостовской росписи. Упражнение детей в рисовании традиционного жостовского узора – «пятилистника». Развитие художественно- творческих способностей, эстетического вкуса. Воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Цветы в корзине Упражнение детей в освоении мазковой техники жостовского письма и соблюдении пропорций при изображении различных типов цветов. Закрепление различных приемов работы с кистью. Развитие умения видеть красоту цвета в народных изделиях. Воспитание желания передавать свои впечатления в рисунке. Рукодельница и себе и людям радость приносит Знакомство детей с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц. Обогащение словаря пословицами, поговорками, словами «рукодельница», «мастерица», «вышивальщица».Развитие познавательного интереса. Воспитание уважения к труду русских «мастериц» Украсим поднос цветами Знакомство детей с особенностями жостовской росписи, совершенствование умения рисовать цветы по мотивам жостовских узоров. Развитие
чувства композиции, эстетического восприятия. Воспитание чувства гордости и уважения к народным мастерам. Март Мезенская роспись. Узоры в прямой клетке Знакомство с историей мезенской росписи. Развитие умения рассматривать и обследовать предметы, выделять колорит, основные элементы росписи. Знакомство с простым геометрическим орнаментом. Упражнение в рисовании кончиком кисти и гелиевой ручкой. Развитие художественно- творческих способностей, воспитание эстетического вкуса. Ленточный орнамент (в полосе) Знакомство детей с ленточным орнаментом мезенской росписи. Упражнение в рисовании кончиком кисти и гелиевой ручкой. Развитие мелкой моторики пальцев. Развитие глазомера. Воспитание самостоятельности, аккуратности. Как наши предки шили одежду Знакомство детей с особенностями изготовления одежды на Руси. Развитие познавательного интереса к труду наших предков. Воспитание уважительного отношения к людям труда. Цветы и деревья (в полосе) Знакомство детей с декоративными изображениями деревьев и цветов. Упражнение в рисовании кончиком кисти и гелиевой ручкой. Развитие эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитание самостоятельности. Апрель Роспись утицы Упражнение детей в декоративном оформлении утицы узором с мотивом дерева (цветка). Закрепление приемов работы с кистью и гелиевой ручкой. Развитие самостоятельности, творчества. Воспитание дружелюбного отношения при оценке работ других детей. Поэзия народного костюма Знакомство детей с народным костюмом, сравнение праздничной и повседневной одежды. Развитие умения детей сравнивать, делать выводы. Воспитание национального самосознания. Олени, кони, уточки, лебеди Знакомство детей с декоративным изображениями зверей и птиц в традиционной мезенской росписи. Учить выделять элементы, детали рисунка. Упражнение в рисовании кончиком кисти и гелиевой ручкой. Развитие художественно- творческих способностей. Воспитание интереса к ДПИ. Роспись доски Упражнение детей в оформлении доски зооморфным орнаментом. Развитие фантазии, творческого воображения.
Май Пасхальное яичко Продолжение знакомства детей с народными праздниками и их традициями. Обогащение представлений о необычном виде декоративно- прикладного искусства – славянских писанках. Развитие воображения, творчества. Воспитание чувства сопричастности к национальным истокам русского народа. Путешествие на златогривой чудо- тройке. Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская росписи). Знакомство с промыслом мастеров Палеха. Развитие умения видеть отличительные черты той или иной росписи. Воспитание эстетического вкуса. Красная книга ремесел Знакомство с историей возникновения ремесел на Руси, многообразием народных промыслов. Воспитание уважения к людям труда. Итоговое мероприятие. Досуг «Ремесла всякие важны, ремесла разные нужны» Создать хорошее настроение, вызвать у детей чувство гордости за собственные достижения и причастности к русскому народному декоративно- прикладному искусству.
Список использованной литературы.
1. Бедник Н. И. Цветы на подносе. – Л. 1986. 2. Большая книга стихов для чтения в детском саду. Сост.: Э. И. Иванова, И. П. Токмакова. - М., 2000. 3. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок. – СПб., 2008.
4. Затеева Е. В., Давыдова Л. А. Мир урало-сибирской росписи. – Барнвул, 2003. 5. Зиновьев Н. П. Деревянное рукоделие. - Новосибирск. 6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2000. 7. Константиновский М. А. Как ткани ткут и нити прядут. – М., 1990. 8. Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм. – Л., 1984. 9.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва 2014. 10. Рабочая тетрадь по основам народного искусства: Сказочная гжель, Жостовский букет, Городецкая роспись, Чудесная гжель, Каргопольская игрушка, Филимоновские свистульки, Хохломская роспись, Мезенская роспись, Цветочные узоры Полохов-Майдана. – Москва, 2003. 11. Родионов А. Красная книга ремесел. – Барнаул, 1990. 12. Русские богатыри/ В пересказе И. В. Карнауховой. – Калининград, 1994. 13 Русские сказки: Сборник. – М., 2006.