"Особенности восприятия цвета детей в изобразительной деятельности"
Автор: Шестернякова Лидия Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1519/6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Особенности восприятия цвета детей в изобразительной деятельности"
Особенности восприятия цвета детьми и использования его в
изобразительной деятельности.
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической
природе самого человека и способны развиваться с первых дней жизни
ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений. В младшем
дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми
системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других
свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно
отбрасывая детали. Однако без специального обучения и развития
восприятия цвета этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном
возрасте дети не смогут избавиться от употребления в сознании предметных
цветовых штампов – небо синее, трава зеленая и др.
Характерно,что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности
усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без
обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в
повседневной жизни многократно повторяют ребенку название того или
иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих
объектов, цветами изобразительных средств и словами – определениями. В
результате ребенок запоминает систематичность красок в наборе. Без
обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный,
зеленый. Желтый и др. Названия цветов – серый, голубой, розовый –
устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания.
Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы
Е.А.Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора,
метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить,
что уже в четыре года у детей развита способность к цветоощущению.
Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не
только 4 – 6 лет, но и 6 – 8 лет. В своих исследованиях он отметил, что
любимыми цветами детей оказались красный и зеленый, а симпатичными –
черный и желтый.
Большое значение в развитии цветового восприятия детей он отводил
природе: «…когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед
ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы,
тогда, нет сомнения, поле, лес, звездный небосвод и закат солнца, постоянно
меняющий свой цвет, будут служить воспитателям средством в деле развития
цветоощущения, чувства красоты, любви к природе, к пониманию ее». Дети в
возрасте 4 лет знают основные цвета, но не применяют такие обозначения,
как светло – красный или темно – красный. Дети часто дают цветам разные
названия. В то же время они иногда и отказываются от названия цветов. Они
могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют
слова, обозначающие названия цветов. Цвет сильно воздействует на
эмоциональное состояние детей: рассматривание предметов, украшенных
теплым тоном, вызывает восхищение, восторг. Важнейшим условием
развития чувства цвета является среда, которая окружает ребенка.
Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего
в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду,
детей и педагогов. Каждый предмет должен иметь определенное цветовое
значение.