"Особенности восприятия цвета детей в изобразительной деятельности"

Автор: Шестернякова Лидия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1519/6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Особенности восприятия цвета детей в изобразительной деятельности"
Дата публикации: 19.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности. Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с первых дней жизни ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений. В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали. Однако без специального обучения и развития восприятия цвета этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте дети не смогут избавиться от употребления в сознании предметных цветовых штампов – небо синее, трава зеленая и др. Характерно,что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребенку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и словами – определениями. В результате ребенок запоминает систематичность красок в наборе. Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зеленый. Желтый и др. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е.А.Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить, что уже в четыре года у детей развита способность к цветоощущению. Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не только 4 – 6 лет, но и 6 – 8 лет. В своих исследованиях он отметил, что любимыми цветами детей оказались красный и зеленый, а симпатичными – черный и желтый.
Большое значение в развитии цветового восприятия детей он отводил природе: «…когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда, нет сомнения, поле, лес, звездный небосвод и закат солнца, постоянно меняющий свой цвет, будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе, к пониманию ее». Дети в возрасте 4 лет знают основные цвета, но не применяют такие обозначения, как светло – красный или темно – красный. Дети часто дают цветам разные названия. В то же время они иногда и отказываются от названия цветов. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова, обозначающие названия цветов. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей: рассматривание предметов, украшенных теплым тоном, вызывает восхищение, восторг. Важнейшим условием развития чувства цвета является среда, которая окружает ребенка. Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. Каждый предмет должен иметь определенное цветовое значение.