"КЕМ БЫТЬ? Психологический барьер перед выбором профессии выпускников".

Автор: Баштовенко Светлана Николаевна
Должность: педаго-психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ№ 23"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "КЕМ БЫТЬ? Психологический барьер перед выбором профессии выпускников".
Дата публикации: 20.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КЕМ БЫТЬ?

Психологический барьер перед выбором профессии выпускников.
На пороге выхода из школы снова счастливые выпускники, за плечами которых 11 лет школьной жизни. Казалось бы, все позади: стресс сдачи ЕГЭ, подготовка, нескончаемые пробные тесты и т.д. Но важный шаг все-таки впереди, выбор правильной профессии. Вопрос выбора профессии является очень актуальным для всего общества. Решение этого вопроса во многом определяется степенью информированности о выбираемой профессии, как у ученика, так и у родителей. Ошибка при выборе профессии недопустима, т.к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.
Каждый ученик проходит несколько этапов выбора:
• То, что советуют, а в большинстве и навязывают родители; • Учителя, которые обучали тебя и знают твои возможности и способности; • Выбор за компанию (друг идет, и я пойду); • Желание быть на кого-нибудь похожим; • Выбор по стопам родителей; • Та профессия, которая престижна, высокооплачиваема;
Что надо учитывать при выборе профессии:
1.Принять решение выбирать профессию. 2.Кто бы мог помочь разобраться в компетентных вопросах. 3.Собрать всю информацию об актуальности той или иной профессии. 4.Поиск вариантов решений и выбор правильного решения в достижении поставленной цели.
Правильный выбор профессии
- сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности. Поэтому на уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то
есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников. Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить. В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых. Педагог-психолог Светлана Николаевна Баштовенко