Напоминание

"Игры в логопедической работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата"

Автор: Маркова Виктория Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ
Населённый пункт: г. Учалы Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры в логопедической работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Игры в логопедической работе с детьми с нарушением опорно-

двигательного аппарата

Учитель-логопед ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ

Маркова Виктория Викторовна
Детский церебральный паралич неизлечим, однако если коррекционная работа была поставлена правильно, можно достичь хороших результатов в развитии малыша. Главное – комплексный подход. Консультации логопеда должна сочетаться с посещениями педиатра, ортопеда, психолога, невролога и реабилитолога. Кроме этого, безусловно, важна каждодневная помощь родителей. Остановимся на особенностях логопедической помощи детям с ДЦП. Отметим, что расстройства речи возникают у 80% таких ребятишек. Речевые проблемы отличаются у разных детей в зависимости от того, какие отделы мозга повреждены и насколько тяжело. В частности, трудности могут быть вызваны следующим: у малыша с ДЦП ограничен объем представлений об окружающем мире. Такое случается, если ребенок плохо двигается и, следовательно, не может расширять границы своего мира. Зачастую проблемы усугубляют любящие родители, готовые реагировать на любой жест малыша. У ребенка просто отсутствует потребность в словесном общении. Первые слова у детей с ДЦП появляются в разное время (чаще всего – в 2-3 года). Если работа со специалистами проводится правильно, то к концу третьего года может произойти скачок в речевом развитии. Став старше (в 4-5 лет) малыш уже осваивает фразы, а в 5-7 лет можно говорить об интенсивном развитии речи. Разумеется, все индивидуально. У каждого ребенка процесс реабилитации проходит по-своему и зависит от многих факторов. В раннем возрасте увеличение активного словаря у таких детишек идет медленно, предложения они могут составить лишь короткие и с трудом усваивают глаголы. Нужно обращать особое внимание на трудности с фонетикой. Если не преодолеть проблему замены одного звука другим, речь может остаться невнятной. Предупреждение и успешное преодоление речевых проблем зависит от своевременного визита к логопеду. Зачастую родители обращаются к специалисту, когда малышу уже исполнилось три или четыре года. Работа логопеда в таких случаях исправляет ошибки, ставшие уже привычными, а это очень сложно. Поэтому исправление психо-речевых нарушений нужно начинать до исполнения ребенку трех лет. При таком подходе можно рассчитывать на минимальное количество дефектов в речи (более того, можно даже добиться отсутствия речевых проблем). При этом основываться нужно не столько на возрасте ребенка, сколько на уровень его развития (психического и речевого). В доречевой период (то есть в младенчестве) специалисты рекомендуют акцентировать внимание на: - эмоциональном общении крохи со взрослыми; - нормализации мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата. Для этого рекомендован логопедический массаж; - стимулировании речевой и звуковой активности крохи; - развитии сенсорных процессов (умения смотреть и слушать), хватательной функции рук; - подготовке к переходу на новый этап – понимание речи. В раннем возрасте нужно: - формировать устойчивое и произвольное внимание, а также наглядно-действенное мышление крохи; - учить пониманию речи, обращенной к ребенку; - формировать и стимулировать восприятие – зрительное, тактильное и слуховое; - развивать зрительно-моторную координацию малыша. В дошкольном возрасте основными направлениями работы по развитию речи будут: - игра; - общение ребенка с окружающими с использованием речи. Формирование связной речи и устранение ошибок (грамматических, фонетических, лексических); - развитие представлений о пространстве и времени, а также внимания, памяти и мышления; - подготовка руки к письму и подготовка к школе.
Тонкая моторика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, порой имеет значительные нарушения. Учитывая тот факт, что тонкая моторика - основа развития, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление, речь. Чем выше уровень сформированности мелкой моторики, тем легче формируется у ребенка звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе. Работа по коррекции мелкой моторики должна проводиться систематически, последовательно. Отрабатываемые упражнения должны быть динамичными и эмоционально приятными.
Целесообразно использовать следующие игровые упражнения,

одновременно развивающие мелкую моторику и закрепляющие

автоматизируемый звук
1. Упражнение "Собери пирамидку"- ребенок собирает пирамидку одновременно называя слова на отрабатываемый звук. 2. Упражнение с поролоновым мячиком. Выполняется сначала одной потом другой рукой. ребенок надавливает на мячик поочередно каждым пальчиком. При этом можно проговаривать отрабатываемый речевой материал по закреплению звуков (слоги, слова). 3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук ( сначала большими, указательными и т.д). можно одновременно проговаривать речевой материал. 4. Упражнение со шнурком. Ребенок проводит пальчиком по заранее приклеенному шнурку , при этом произносит поставленный звук. например» гусь шипит»- длительно на одном выдохе ШШШШШШШШ. 5. Упражнение с бельевыми прищепками « Кус-кус». Поочередно кусаем подушечки пальцев , одновременно произносим стихи, скороговорки , слова, слоги на автоматизируемый звук. 6. Упражнения с пуговицами «Лыжники». Используются большие пуговицы с углублениями. Указательный и средний пальцы « встают» на них как на ноги. Передвигаем пальчики по столу одновременно называем слоги, слова на отрабатываемый звук. 7. Упражнение «Узелки»- подготовить веревочки с узелками. ребенок перебирает узелки пальчиками , на каждый узелок называет слово с отрабатываемым звуком. 8. "Музыканты" - используется поролон с наклеенными на него пуговицами разного размера (клавиатура) ребенок нажимает поочередно пальчиками одной руки, затем другой сопровождая игру пальцами произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок на отрабатываемый звук. 9. «Мой веселый мяч»- прокатывать мяч пальчиками правой и левой руки, одновременно рассказывая стихи чистоговорки на отрабатываемый звук. 10. «Кнопочки» - на листе бумаги наклеены разные кнопочки (кружки, цветочки, рыбки..) сколько кнопочек столько и повторов. Ребенок проговаривает слог, слово на отрабатываемый звук, нажимая пальчиком на «кнопочку». Со школьниками коррекционная работа продолжается: развивается познавательная деятельность, корректируются ее нарушения, у ребенка воспитывается устойчивое поведение. Иными словами, в работе важен систематический подход: в этом случае она приносит свои плоды.