"Путешествие в Город Геометрических фигур"

Автор: Захарова Елена Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 205"
Населённый пункт: Саратовская обл. г. Саратов
Наименование материала: Конспект НОД по ФЭМП в средней группе
Тема: "Путешествие в Город Геометрических фигур"
Дата публикации: 20.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Путешествие в Город Геометрических фигур»
Воспитатель МДОУ

«Детский сад № 205»

Ленинского района

г. Саратова

Захарова Елена Николаевна


Образовательная область
: «Познавательное развитие» ФЭМП
Форма деятельности:
совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.
Программное содержание:
Закрепить знание геометрических фигур, умение выделять одновременно три свойства: форму, цвет, размер; соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Продолжать учить считать в пределах 5; сравнивать несколько предметов (3 шт.) разной высоты, раскладывая их возрастающем и убывающем порядке. Приучать рассказывать о порядке расположения. Развивать глазомер, наблюдательность. Воспитывать умение слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними.
Предшествующая работа:
Познакомила детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, учила соотносить данные сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Учила детей устанавливать соотношения между тремя предметами по высоте и раскладывать их в ряд в порядке возрастания и убывания их высоты. Познакомила с образованием числа 5.
Демонстрационный материал:
Письмо, "подарок" с раздаточным материалом, плакат "Город геометрических фигур", карточки с заданиями: "Куда что положить", "Угадай, кто, где живёт"; вырезанные из картона: "номера" автобусов - модели круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, пирамидки и ёлочки трёх размеров; наборное полотно.
Раздаточный материал:
Карточки с двумя свободными полосками и конверты с набором моделей фигур разного вида и размера. (5 маленьких и четыре больших).
Организация и методика проведения НОД.
Дети сидят за столами.
Воспитатель:
Ребята, наш детский сад получил письмо для вас. Давайте посмотрим, что в нём написано. (Достаю письмо из конверта). "Дорогие ребята, приглашаем вас к себе в гости в город Геометрических фигур. Ваши друзья геометрические фигуры" - Ребята, вы согласны отправиться в весёлое путешествие? (Дети выражают своё согласие)

Воспитатель:
Чтобы попасть в этот волшебный город, нам надо ехать на автобусах. У каждого из вас на столе лежит "билет" - геометрическая фигура, посмотрите внимательно какая это фигура. На каждом автобусе "номер" - такая же фигура, как у вас на билетах. Вам надо сесть в свой автобус. Все готовы? Тогда в путь! (Дети занимают места в "автобусах", "контролёр" - воспитатель проверяет билеты. Дидактическая игра "Поездка в автобусе" ("Найди свой автобус")
Воспитатель
: Ребята, давайте споём с вами "Песенку друзей", чтобы нам было в дороге веселей. (Дети исполняют один куплет "Песенки друзей" сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского) Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Нам весело живётся, Мы песенку поём, А в песенке поётся О том, как мы живём. Красота! Красота! Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая - Вот компания какая!
Воспитатель:
Вот мы и приехали! (Дети выходят из автобусов, воспитатель собирает билеты) Посмотрите на город в котором мы очутились, какие тут интересные дома. Хотите узнать кто в них живёт? Для этого вы должны отгадать загадки, которые они для вас придумали: Каждый угол в нём прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины Вам его представить рад, А зовут его? (Квадрат)
Воспитатель:
А в каком доме он живет, кто догадался, какого цвета этот дом?
Дети:
красного
Воспитатель:
Почему вы так решили?

Дети:
Дом квадратной формы.
Воспитатель:
А у меня есть три угла Похож на крышу дома я Меня узнали вы друзья?
Дети:
Треугольник. (Провожу аналогичный опрос про каждую фигуру) - В каком домике живёт? - Как догадались? - Какого домик цвета?
Воспитатель:
Послушайте следующую загадку: Как и у квадрата у меня четыре угла, Но стороны мои разной длины: Две длинные, а две короткие.
Дети:
Прямоугольник.
Воспитатель
: У меня нет ни одного угла Я могу катиться.
Дети:
Круг.
Воспитатель:
Ребята, какую ещё геометрическую фигуру вы знаете?
Дети:
Овал.
Воспитатель:
Геометрические фигуры любят пошутить и повеселиться. Они предлагают вам поиграть с ними. Вы хотите поиграть?
Дети
: Да.
Воспитатель
: Как-то раз наши фигуры так развеселились, что опрокинули стеллаж. Подумайте, на какие полки вы разместите эти предметы, помогите навести порядок. Дети выбирают по одной картинке, каждого ребёнка спрашиваю: - Олеся, что выбрала? - Мяч. - Какой он формы? - Круглой. - Куда мы его поставим? - На полку, где изображён круг
Воспитатель:
На этот раз, проказники круг, овал, треугольник побежали на огород и спрятались. Помогите их найти.
Воспитатель
: Куда спрятался круг?
Дети:
В капусту, помидор.
Воспитатель
: Куда спрятался овал?
Дети:
Огурец, баклажан, картофель.
Воспитатель:
Куда спрятался треугольник?
Дети:
В перец, морковку.
Воспитатель:
А сейчас, нашим фигурам пора по домам. Но они не могут найти дорогу домой. Помогите им.
(проводится упражнение "Закрой пустые квадраты жетонами")
Воспитатель:
Настало время возвращаться в группу. На память о нашей встрече фигуры дарят нам подарок, а что в нём лежит мы посмотрим в группе. Поедим мы опять на наших волшебных автобусах. (раздаю билеты, дети занимают места. (Дидактическая игра "Найди свой автобус"). Во время "поездки" дети опять исполняют "Песенку друзей"
Воспитатель:
Вот мы и вернулись в группу! ( Дети садятся за столы). Давайте посмотрим, что же подарили нам геометрические фигуры. Здесь какие-то конверты (Раздаю каждому ребёнку). Посмотрите, что лежит в конвертах.
Дети
: Геометрические фигуры.
Воспитатель
: Достаньте их, положите на тарелочки, которые стоят на ваших столах. Наши друзья геометрические фигуры, придумали для вас ещё одно задание: Возьмите карточки, которые лежат перед вами на столе и на верхнюю полоску положите все маленькие фигуры, а на нижнюю - все большие. - Сколько фигур на верхней полоске?
Дети:
5
Воспитатель:
Сколько фигур на нижней полоске?
Дети:
4
Воспитатель:
Каких фигур больше больших или маленьких? Каких меньше?
Дети
: Маленьких фигур больше, а больших меньше.
Воспитатель:
Какое число больше (меньше) 4 или 5?
Дети
: 5 больше, чем 4.
Воспитатель:
Дима, расскажи какие фигуры у тебя на верхней полоске, какого они цвета, размера. (аналогично спрашиваю 2-3 детей)
Воспитатель:
Ребята, уберите сначала все треугольники, затем квадраты, овалы, прямоугольник, круги. А сейчас мы с вами немного отдохнём. Выходите из-за стола, вставайте в хоровод.
Воспитатель:
Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте вкруг, встаньте в круг, Жил на свете старый жук, Старый, добрый жук. - Какой большой круг у нас получился! А как сделать маленький круг? (Предлагаю детям сесть на свои места)
Воспитатель:
Здесь ещё что-то есть (Достаю из "подарка" ёлочки, пирамидки, показываю)
Размещаю в беспорядке на наборном полотне сначала пирамидки.
Воспитатель:
Сколько пирамидок?
Дети:
Три.
Воспитатель:
Чем отличаются?
Дети:
Размером.
Воспитатель:
Филипп, покажи самую высокую пирамидку и самую низкую. - Дима, размести пирамидки в ряд по порядку, начиная с самой высокой и укажи высоту пирамидки в порядке её расположения.
Дима:
Самая высокая, пониже, самая низкая.
Воспитатель:
Ира, размести пирамидки в ряд по порядку, начиная с самой низкой и укажи высоту каждой пирамидки в порядке её расположения.
Ира:
Самая низкая, повыше, самая высокая. (Аналогично провожу работу с ёлочками).
Воспитатель:
Наше занятие подошло к концу. Много интересного мы с вами сегодня вспомнили и узнали. А что больше всего понравилось на нашем занятии? Что больше всего запомнилось?