"Организационно-педагогические особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер в СПО".

Автор: Сычева Светлана Вахитовна
Должность: преподаватель профессиональной дисциплины
Учебное заведение: ГАОУ СПО РТ "Нижнекамский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Нижнекамск,Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Организационно-педагогические особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер в СПО".
Дата публикации: 20.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организационно-педагогические особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер в СПО. Одной из стратегических задач, стоящих перед здравоохранением, является обеспечение качества сестринской помощи. Её решение неразрывно связано с профессиональной подготовкой квалифицированных специалистов сестринских служб и реализацией всех потенциальных возможностей и способностей личности медицинской сестры. Концепция развития здравоохранения и Доктрина среднего медицинского образования Российской Федерации определяют основную задачу профессионального образования - подготовку высококвалифицированного, компетентного специалиста сестринского дела, владеющего смежными медицинскими специальностями, готового к профессиональному росту, способного к самообразованию и самосовершенствованию. В настоящее время коренным образом изменился подход к подготовке медицинских сестер, который требует создания, организационно-педагогических условий, позволяющих формировать глубокие теоретические знания, профессионально важные качества, готовность к приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих их профессиональную мобильность, овладение новыми технологиями сестринского дела. Формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер обусловлена необходимостью: - поднятия престижа работников среднего медицинского звена в обществе; - обеспечения качества подготовки специалиста со средним медицинским образованием, конкурентоспособного на рынке.
- использования компетентностного и личностао- ориентированного подходов к организации целостного образовательного процесса подготовки специалистов на основе Доктрины среднего медицинского образования; Проведенный анализ теории и практики показывает, что организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности связаны с преодолением ряда противоречий, а именно между: - возрастающей потребностью медицинской сестры в непрерывном образовании и неготовностью системы медицинского образования к его осуществлению; - повышенными требованиями общества к качеству подготовки работников среднего медицинского звена и недостаточной разработанностью теоретических основ организационно- педагогических условий формирования профессиональной компетентности; - готовностью выпускника среднего специального учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности и современными требованиями, которые предъявляет реальная медицинская практика. Процесс формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер будет более эффективным если: • созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие интегрированное преподавание общепрофессиональных и специальных медицинских дисциплин с учетом становления и развития у студентов личностных качеств, осознанного ответственного отношения к выбранной специальности; • разработана функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер;
в обеспечена практико-ориентированная направленность учебно- воспитательного процесса с использованием комплекса активных форм и методов профессиональной подготовки; в сформированы необходимые профессионально-практические умения и навыки по специальности с овладением коммуникативных способностей, с развитием клинического мышления, с привитием умений работать в условиях трудового коллектива. Повышенные требования общества к качеству подготовки средних медицинских работников и недостаточная разработанность теоретических основ организационно-педагогических условий к формированию профессиональной компетентности будущих медицинских сестер создали противоречия, которые способствовали выявлению уровня сформированности профессиональной компетентности, разработке функциональной модели формирования профессиональной компетентности, определению содержания и методов формирования профессиональной компетентности. Пути формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер являются эффективными и способствуют профессиональному становлению специалистов в их дальнейшей практической деятельности. Установлено, что психолого-педагогическое обеспечение формирования профессиональной компетентности специалистов является важным средством обучения, воспитания, развития медицинских сестер в условиях коренных преобразований здравоохранения.