Автор: Корнилова Александра Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ЦСТА и П "Эдельвейс"
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа танцевального кружка ЛТО "Чайка"
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи
Центр социально-трудовой адаптации
«Эдельвейс»
Рекомендовано к утверждению
решением методического совета
Протокол № от
Утверждаю:
Директор Центра «Эдельвейс»
_________________Танганов И.С.
« » ______________ 2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
танцевального кружка
разработанная для ЛТО»Чайка»
Направление: Художественно-эстетическое
Разработала: педагог
дополнительного
образования
Корнилова А.С.
Возраст: 7-14 лет
Улан-Удэ
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В конце
XIX - начале
XX века в Германии и Америке зарождается современное
направление хореографии - танца модерн. Истоки зарождения проявились в искусстве Айседоры
Дункан, педагога Э. Жака-Далькроза. Это стремление создать новую хореографию, отвечающую
потребностям человека ХХ столетия, получило большую поддержку. Основополагающие
принципы данного направления: отказ от канонов в противовес танцу классическому, воплощение
новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Это направление в
хореографическом искусстве стало очень привлекательным для детских хореографических
коллективов, т.к. классический танец довольно труден для изучения и доступен далеко не всем
воспитанникам, а принципы освоения современного танца помогают достигать любому ребенку
самовыражения через движения. С каждым годом все больше и больше российских
балетмейстеров и педагогов-хореографов обращаются к современному танцу. И даже во всех
главных академических театрах страны в последние годы практикуются постановки на базе
современной хореографии и пластики.
А ктуальность данной программы заключается в систематизации принципов работы с
воспитанниками студии в данном направлении. Современное танцевальное искусство среди
подростков в России по большей части формировалось на улице (например, направления «стрит-
джаз», «брейк-данс», «хип-хоп» и т.д.), и реализовать их потребности и способности на «законном
основании» задача педагога. Данный курс позволяет методически настойчиво направлять энергию
подростков в русло красивых сценических форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности,
некрасивости, безвкусицы. Получив возможность осваивать импровизации, подросток избавляется
от физических и психологических зажимов, у него изменяются движенческие привычки, в
повседневной жизни появляются новые, более гармоничные движения, он получает удовольствие
от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в
программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, диспутов, посещения
с подростками спектаклей и концертов по данному профилю, конкурсных поездок,
направленных на
осознание подростками
значения современного искусства и их личного
творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая направленность данной программы прослеживается в том,
что изучение воспитанниками современного танца
, проходит неразрывно с изучением истории
современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных
балетмейстеров и мировой музыкальной культуры. Средствами этих занятий у детей формируются
творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса,
вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета.
. Педагогическая целесообразность программы
определена тем, что планируемый
учебно-воспитательный процесс нацелен на изучение воспитанниками выразительной палитры
движений танца; избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и
творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение кругозора в стилях и
современных течениях музыкальной культуры; на знаниях законов драматургии, на примере
классических и современных балетов. А так же, занятия улучшают душевное состояние ребенка,
формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением,
дисциплинированностью, чувством ответственности, умением преодолевать трудности. Все эти
необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся воспитанниками из
танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Цель:
формирование у подростков вкуса и системы ценностей в восприятии
современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения
современного танца.
Задачи курса:
1.
В развитии: раскрытие творческой индивидуальности воспитанников; развитие физической
выносливости и силы, силы духа; воспитание умения передавать стиль и манеру исполнения
различных течений, создавать яркие сценические образы.
2
2.
В воспитании: воспитание умения распознавать «прекрасное» и «безобразное» в общем потоке
современной индустрии; привитие бытовой и сценической культуры.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 сезон.
Предмет «Современный танец» включен в целостный процесс обучения воспитанников
хореографии совсем недавно. Есть дети, которым сложно исполнять классические номера на
сцене, например, в силу отсутствия некоторых природных данных: выворотности, подъема,
танцевального шага и т.д. А в танцах современной направленности любой ребенок может проявить
способности и выразить собственную индивидуальность.
Режим работы.
занятия проводятся по 1часу в день.
При подготовке к занятию педагог условно делит изучаемый материал на разделы: разогрев,
упражнения для развития позвоночника, комбинации или импровизации
, которые могут быть
построены в разных стилях. Также занятия включают обязательные упражнения по гимнастике и
акробатике.
Музыкальное сопровождение занятия. Все занятия сопровождаются аудиозаписями.
Педагог должен подбирать разнообразный музыкальный материал, который знакомит подростков с
различными стилями и направлениями, формирует музыкальную культуру, слух, а также и манеру
исполнения.
Формы занятий и способы их организации.
Формы занятий:
традиционное занятие;
практическое занятие (изучение новых концертных номеров);
выступление, конкурс, фестиваль;
зрительская практика (просмотр видеозаписей, посещение концертов);
открытое, контрольное занятие (согласно данной программе).
Способы организации деятельности воспитанников на занятии:
групповая (занятия по сформированным группам);
в парах (работа с партнерами)
индивидуально-групповая (свободная импровизация);
ансамблевая (творческая деятельность ансамбля);
Основные методы и технологии.
Д ля подростков в возрасте 13-17 лет, особенно если они пришли заниматься современным
танцем, немаловажен образ педагога. Ребята отождествляют содержание предмета с человеком, его
преподающим. Поэтому педагогу просто необходимо идти в ногу со временем, самому обладать
эстетическим вкусом, следить за новинками индустрии шоу-бизнеса (в музыке, танцевальных
направлениях и даже моде), тогда он по праву может быть наставником и другом подростку. Тогда
ребята увидят в педагоге не только хореографа, но и человека, к которому можно прийти со своими
проблемами, спросить совета, попросить помощи, поделиться радостью или секретами. А в этом
возрасте трудностей у подростков хватает!
Разборчивость в музыкальном материале, танцевальных стилях и направлениях, наличие
эстетического вкуса у педагога позволяет ему работать над формированием у воспитанников
системы ценностей, что является основной целью и задачами данного курса.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками,
необходимо учитывать некоторые особенности:
возрастные особенности воспитанников;
личные интересы и приоритеты воспитанников;
потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
происходящие в мире перемены.
3
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
здоровьесберегающая технология
, помогает воспитать всесторонне развитую личность,
бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую
информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями
педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами
принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;
деятельностная технология,
посредством которой воспитанники изучают новый материал
через личный показ педагогом и его объяснениями с последующим повторением;
проектная технология
заключается в организации под руководством педагога творческой
лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую
импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;
игровая технология,
помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и
фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
технология дифференцированного обучения,
помогает в обучении каждого на уровне его
возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств
личности, воспитании человека высокой культуры.
Для успешной реализации данной программы необходима материально-техническая база:
легко проветриваемый и с хорошим освещением зал. В зале должны быть стационарные зеркала,
хорошо налаженное отопление, окна – стеклопакеты;
музыкальное сопровождение занятий целесообразно осуществлять под музыкальный центр для
флэш- и CD-носителей, должна быть сформирована фонотека;
из инвентаря в зале необходимы стол, несколько стульев, гимнастические скамейки, полка для
аудиоаппаратуры;
для более полноценного восприятия воспитанниками изучаемого материала необходим
мультимедийный проектор;
для более оперативного реагирования педагогом на все новинки в области современной
хореографии и музыки необходим Интернет;
на одной из стен, лучше при входе в зал, необходимо разместить информационный стенд. Кроме
того, в зале должны быть план эвакуации на случай пожара, инструкция по технике безопасности,
набор индивидуальной защиты от пожара, аптечка с набором материалов от ушибов или других
травм. Но аптечка и средства защиты должны храниться строго в закрывающемся шкафчике или
сейфе.
План работы кружка танцев
4
№
Тема занятия
Дата
ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ
.
1.Проведение инструктажа по технике безопасности.
2.
Постановка задач на новый учебный год.
1
1.Движения для разогрева позвоночника (наклоны
и изгибы торса во всех направлениях, упражнения
на напряжение и расслабление позвоночника).
2.Знакомство с основными элементами различных
танцев
1
2
1.Отработка элементов танца
2.
«Четыре точки» - тело образует букву «Л» и
опирается на руки и на ноги.
1
3
1.Отработка движений
2.Просмотр видеофильмов или концертов детских
ансамблей современного танца.
1
4
Отработка связок
1
5
Знакомство с танцем: «По всем направлением» к
открытию творческого сезона
1
6
1.Отработка элементов
2.Гимнастические упражнения
3.
Акробатика в современном танце
1
7
Отработка движений, связок
8
1.Отработка всего танца
2. Знакомства с направление «Латина»
3
Упражнения из тренинга актерского мастерства на
освобождение от мышечного напряжения и телесного
зажима
4.Знакомства с танцем «Сальса»
1
9
Отработка всего танца «По всем направлениям»
1
10
Знакомство с танцем
1
11
Изучение основных элементов вальса
1
12
1.Отработка основных движений
2.Акробатика в современном танце
1
13
1.Отработка основных движений
2.Упражнения из тренинга актерского мастерства на
освобождение от мышечного напряжения и телесного
зажима
1
14
1.Отработка связок
2.Просмотр видеофильмов или концертов детских
ансамблей современного танца.
1
15
Отработка всего танца
1
16
Отработка всего танца
1
17
Подготовка танца.
1
5
18
1.Знакомство со сценарием рождественской сказки
2.Отработка элементов
1
19
Отработка элементов
1
20
1.Отработка движений, связок
2.
Упражнение, развивающее координацию
1
21
Отработка всего танца
1
22
Отработка всего танца
1
23
Подготовка танца.
1
24
Отработка элементов
1
25
1.Отработка элементов
2.Просмотр видеофильмов или концертов детских
ансамблей современного танца.
1
26
1.Отработка движений, связок
2.Упражнение, развивающее координацию
1
27
Отработка всего танца
1
28
Отработка всего танца
1
29
Подготовка танца.
1
30
Отработка элементов
1
31
Отработка движений, связок
1
32
Отработка движений, связок
1
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными
и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием,
научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости.
2. В развитии:
научились концентрироваться на процессе, на практическом применении
информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать
творческие решения.
3. В воспитании:
приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают
удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют
различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной
культуре.
6
7