"Программа танцевального кружка ЛТО "Чайка"

Автор: Корнилова Александра Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ЦСТА и П "Эдельвейс"
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа танцевального кружка ЛТО "Чайка"
Дата публикации: 18.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-

педагогической и медико-социальной помощи

Центр социально-трудовой адаптации

«Эдельвейс»

Рекомендовано к утверждению

решением методического совета

Протокол № от

Утверждаю:

Директор Центра «Эдельвейс»

_________________Танганов И.С.



« » ______________ 2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

танцевального кружка

разработанная для ЛТО»Чайка»

Направление: Художественно-эстетическое



Разработала: педагог

дополнительного

образования

Корнилова А.С.

Возраст: 7-14 лет



Улан-Удэ

2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В конце XIX - начале XX века в Германии и Америке зарождается современное направление хореографии - танца модерн. Истоки зарождения проявились в искусстве Айседоры Дункан, педагога Э. Жака-Далькроза. Это стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека ХХ столетия, получило большую поддержку. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов в противовес танцу классическому, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Это направление в хореографическом искусстве стало очень привлекательным для детских хореографических коллективов, т.к. классический танец довольно труден для изучения и доступен далеко не всем воспитанникам, а принципы освоения современного танца помогают достигать любому ребенку самовыражения через движения. С каждым годом все больше и больше российских балетмейстеров и педагогов-хореографов обращаются к современному танцу. И даже во всех главных академических театрах страны в последние годы практикуются постановки на базе современной хореографии и пластики. А
ктуальность
данной программы заключается в систематизации принципов работы с воспитанниками студии в данном направлении. Современное танцевальное искусство среди подростков в России по большей части формировалось на улице (например, направления «стрит- джаз», «брейк-данс», «хип-хоп» и т.д.), и реализовать их потребности и способности на «законном основании» задача педагога. Данный курс позволяет методически настойчиво направлять энергию подростков в русло красивых сценических форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности, некрасивости, безвкусицы. Получив возможность осваивать импровизации, подросток избавляется от физических и психологических зажимов, у него изменяются движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, диспутов, посещения с подростками спектаклей и концертов по данному профилю, конкурсных поездок, направленных на осознание подростками значения современного искусства и их личного творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая направленность
данной программы прослеживается в том, что изучение воспитанниками современного танца
,
проходит неразрывно с изучением истории современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культуры. Средствами этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета. .
Педагогическая целесообразность программы
определена тем, что планируемый учебно-воспитательный процесс нацелен на изучение воспитанниками выразительной палитры движений танца; избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение кругозора в стилях и современных течениях музыкальной культуры; на знаниях законов драматургии, на примере классических и современных балетов. А так же, занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством ответственности, умением преодолевать трудности. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Цель:

формирование у подростков вкуса и системы ценностей в восприятии

современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения

современного танца.

Задачи курса:
1. В развитии: раскрытие творческой индивидуальности воспитанников; развитие физической выносливости и силы, силы духа; воспитание умения передавать стиль и манеру исполнения различных течений, создавать яркие сценические образы. 2
2. В воспитании: воспитание умения распознавать «прекрасное» и «безобразное» в общем потоке современной индустрии; привитие бытовой и сценической культуры.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 сезон. Предмет «Современный танец» включен в целостный процесс обучения воспитанников хореографии совсем недавно. Есть дети, которым сложно исполнять классические номера на сцене, например, в силу отсутствия некоторых природных данных: выворотности, подъема, танцевального шага и т.д. А в танцах современной направленности любой ребенок может проявить способности и выразить собственную индивидуальность.
Режим работы.
занятия проводятся по 1часу в день. При подготовке к занятию педагог условно делит изучаемый материал на разделы: разогрев, упражнения для развития позвоночника, комбинации или импровизации , которые могут быть построены в разных стилях. Также занятия включают обязательные упражнения по гимнастике и акробатике.
Музыкальное сопровождение занятия.
Все занятия сопровождаются аудиозаписями. Педагог должен подбирать разнообразный музыкальный материал, который знакомит подростков с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную культуру, слух, а также и манеру исполнения.
Формы занятий и способы их организации.

Формы занятий:
 традиционное занятие;  практическое занятие (изучение новых концертных номеров);  выступление, конкурс, фестиваль;  зрительская практика (просмотр видеозаписей, посещение концертов);  открытое, контрольное занятие (согласно данной программе).
Способы организации деятельности воспитанников на занятии:
 групповая (занятия по сформированным группам);  в парах (работа с партнерами)  индивидуально-групповая (свободная импровизация);  ансамблевая (творческая деятельность ансамбля);
Основные методы и технологии.

Д
ля подростков в возрасте 13-17 лет, особенно если они пришли заниматься современным танцем, немаловажен образ педагога. Ребята отождествляют содержание предмета с человеком, его преподающим. Поэтому педагогу просто необходимо идти в ногу со временем, самому обладать эстетическим вкусом, следить за новинками индустрии шоу-бизнеса (в музыке, танцевальных направлениях и даже моде), тогда он по праву может быть наставником и другом подростку. Тогда ребята увидят в педагоге не только хореографа, но и человека, к которому можно прийти со своими проблемами, спросить совета, попросить помощи, поделиться радостью или секретами. А в этом возрасте трудностей у подростков хватает! Разборчивость в музыкальном материале, танцевальных стилях и направлениях, наличие эстетического вкуса у педагога позволяет ему работать над формированием у воспитанников системы ценностей, что является основной целью и задачами данного курса. Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности:  возрастные особенности воспитанников;  личные интересы и приоритеты воспитанников;  потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;  качество подготовки к моменту начала изучения предмета;  происходящие в мире перемены. 3
Педагог в своей деятельности
использует следующие технологии:
 здоровьесберегающая технология , помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;  информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;  деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснениями с последующим повторением;  проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;  игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;  технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры. Для успешной реализации данной программы необходима материально-техническая база:  легко проветриваемый и с хорошим освещением зал. В зале должны быть стационарные зеркала, хорошо налаженное отопление, окна – стеклопакеты;  музыкальное сопровождение занятий целесообразно осуществлять под музыкальный центр для флэш- и CD-носителей, должна быть сформирована фонотека;  из инвентаря в зале необходимы стол, несколько стульев, гимнастические скамейки, полка для аудиоаппаратуры;  для более полноценного восприятия воспитанниками изучаемого материала необходим мультимедийный проектор;  для более оперативного реагирования педагогом на все новинки в области современной хореографии и музыки необходим Интернет;  на одной из стен, лучше при входе в зал, необходимо разместить информационный стенд. Кроме того, в зале должны быть план эвакуации на случай пожара, инструкция по технике безопасности, набор индивидуальной защиты от пожара, аптечка с набором материалов от ушибов или других травм. Но аптечка и средства защиты должны храниться строго в закрывающемся шкафчике или сейфе.
План работы кружка танцев
4



Тема занятия

Дата

ВВОДНОЕ

ЗАНЯТИЕ

.
1.Проведение инструктажа по технике безопасности. 2. Постановка задач на новый учебный год.
1

1.Движения для разогрева позвоночника (наклоны

и изгибы торса во всех направлениях, упражнения

на напряжение и расслабление позвоночника).
2.Знакомство с основными элементами различных танцев 1
2
1.Отработка элементов танца 2. «Четыре точки» - тело образует букву «Л» и опирается на руки и на ноги. 1
3
1.Отработка движений 2.Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. 1
4
Отработка связок 1
5

Знакомство с танцем: «По всем направлением» к

открытию творческого сезона
1
6
1.Отработка элементов 2.Гимнастические упражнения 3. Акробатика в современном танце 1
7
Отработка движений, связок
8
1.Отработка всего танца 2. Знакомства с направление «Латина» 3 Упражнения из тренинга актерского мастерства на освобождение от мышечного напряжения и телесного зажима 4.Знакомства с танцем «Сальса» 1
9
Отработка всего танца «По всем направлениям» 1
10

Знакомство с танцем
1
11
Изучение основных элементов вальса 1
12
1.Отработка основных движений 2.Акробатика в современном танце 1
13
1.Отработка основных движений 2.Упражнения из тренинга актерского мастерства на освобождение от мышечного напряжения и телесного зажима 1
14
1.Отработка связок 2.Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. 1
15
Отработка всего танца 1
16
Отработка всего танца 1
17

Подготовка танца.
1 5

18
1.Знакомство со сценарием рождественской сказки 2.Отработка элементов 1
19
Отработка элементов 1
20
1.Отработка движений, связок 2. Упражнение, развивающее координацию 1
21
Отработка всего танца 1
22
Отработка всего танца 1
23

Подготовка танца.
1
24
Отработка элементов 1
25
1.Отработка элементов 2.Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. 1
26
1.Отработка движений, связок 2.Упражнение, развивающее координацию 1
27
Отработка всего танца 1
28
Отработка всего танца 1
29

Подготовка танца.
1
30
Отработка элементов 1
31
Отработка движений, связок 1
32
Отработка движений, связок 1
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости. 2. В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения. 3. В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре. 6
7