"ФГОС – серьёзный переломный момент в процессе модернизации образования".

Автор: Сакунова Ирина Владимировна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МКОУ ДСОШ№1
Населённый пункт: Новосибирская область Доволенский район с Довольное
Наименование материала: статья
Тема: "ФГОС – серьёзный переломный момент в процессе модернизации образования".
Дата публикации: 21.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ФГОС – серьёзный переломный момент в процессе модернизации образования
. С 1 сентября 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ 1 класс перешёл на стандарты второго поколения. Полностью переход на образование по новым стандартам планируется в 2021-2022 учебном году, но опережающее введение ФГОС основного общего образования предусмотрено уже с 2012 года. Курская область в рамках пилотного проекта переходит на стандарты второго поколения уже с 2013-2014 учебного года. Сейчас нас волнует такой вопрос: Чем стандарт второго поколения принципиально отличается от предыдущего? Переход на новые образовательные стандарты это: 1. Переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям к школьным программам, результатам усвоения программ школьниками, создаваемым в школе условиям для обеспечения достижения этих результатов. 2. Новый стандарт содержит две части: обязательная и формируемая участниками образовательного процесса. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора. 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость. 4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. 5. Создание в школе кадровых, материально-технических и других условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. 6. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования.
Первое отличие ФГОС.
Стандарты первого поколения (2004 г.) содержали жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для обучающихся – предметом усвоения. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных обучением, воспитанием и развитием школьников. Планируемые результаты освоения ООП (основной образовательной программы) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам об-ся и служат основой объективности оценки уровня их образования. Планируемые результаты освоения ООП бывают: 1. Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающегося. 2. Мета-предметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) 3. Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе предметного изучения опыт специфический для каждой предметной области. Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор). Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: 1) развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьника; 2) развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; 3) расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
4) развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; 5) овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта. Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение ( в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово. Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка: формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности. Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе: развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и т.д.; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе УУД.
Второе отличие ФГОС –
новое содержание. Любой стандарт – это система требований к чему-либо. Государственный стандарт общего образования (2004 г.) содержал нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП начального общего образования и включает в себя требования к результатам освоения ООП, к структуре ООП и к условиям её реализации.
Третье отличие.


Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нём не было ни слова о воспитании. Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Цель и основной результат образования по ФГОС – развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира. Личностные характеристики выпускника в свете ФГОС: 1) любящий свой народ, край , родину; 2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 4) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; 6) доброжелательный; 7) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Четвёртое отличие стандартов
– это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьёй, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.


Пятое отличие
заключается в том, что стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности обучающихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки школьников за счёт разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Школьные стандарты ставят новые стандарты перед семьёй. Задача школы – построить свою работу и работу семьи таким образом, чтобы достичь максимального результата для ребёнка. Это очень серьёзная воспитательная задача. Каждая ступень общего образования – самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении. Образование на ступени основного общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением обучения в начальной школе, а с другой стороны, является базой для подготовки завершения общего образования, переходу к профильному обучению, профессиональной ориентации и профессиональному образованию. Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно- практические задачи, в том числе и задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Примерные программы по учебным предметам включают: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план. Базисный учебный план: - фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; - определяет перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию; - распределяет учебные предметы, курсы и направления по классам и учебным годам. Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, образовательного учреждения. Время, отводимое на данную часть базисного учебного плана, может быть использовано на: - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; - введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; - внеурочную деятельность. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: -
филология (
русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); -
общественно-научные предметы
(история России, всеобщая история, обществознание, география); -
математика и информатика (
математика, алгебра, геометрия, информатика); -
основы духовно – нравственной культуры народов России;
-
естественно – научные предметы
( физика, биология, химия);
- искусство
(изобразительное искусство, музыка); -
технология;- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Также хочется отметить изменения в классификации учебных занятий на основе ФГОС: 1) усвоение новых знаний; 2) комплексное применение знаний и умений; 3) актуализация знаний и умений; 4) систематизация и обобщение знаний и умений; 5) контроль знаний и умений; 6) коррекция ЗУН; 7) комбинированный. Подводя итог, можно сказать, что внедрение ФГОС – серьёзный переломный момент в процессе модернизации образования. Он требует серьёзных усилий со стороны всех участников образования: администрации ОУ, педагогов и родителей.