"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Автор: Миронова Алена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Дубок"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 21.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 125 «Дубок» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию

детей» г.Чебоксары Чувашской Республики

Статья на тему:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».



Подготовила воспитатель

средней группы

Миронова А.В.

Чебоксары 2016

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Родители и педагоги в равной мере должны заботиться о формировании познавательного, эстетического и гуманного отношения детей к природе. В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность малыша к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспериментированию под живыми существами: дети отрывают крылья бабочкам, чтобы узнать "может ли она летать двумя крылышками", отрезают кошке усы ("еще вырастут"), разрывают на части червей и т.п. Причинами неправильного отношения детей к объектам живой природы могут быть недостаточный эмоционально-чувствительный опыт общения с объектами живой природы, несформированность навыков ухода за ними, низкий уровень развития наблюдательности, недостаточного или отсутствия у детей представлений о растениях и животных как живых существах, плохой пример взрослых. Эти причины обусловили создание пособия по формированию гуманного отношения детей к природе в раннем возрасте, которая проявляется в достаточно осознанных эмоциональных реакциях и адекватных способах действии детей в мире природы. Программа "Кроха" включает в себя раздел "Как прекрасен этот мир", в котором даны целевые установки по экологическому воспитанию детей, а также рекомендации и практические советы родителям и педагогам. Пособие методически расширяет данный раздел и помогает взрослым создать благоприятные условия для гармоничного вхождения ребенка в мир природы, развития у него не только компетентности в процессе общения с объектами природы, но и таких качеств личности, как коммуникативность,
любознательность, активность, самостоятельность, инициативность, предпосылки творчества. Нравственный аспект в развитии ребенка наряду с другими линиями развития личности в данном пособии является доминирующим, первичным при осуществлении процесса экологического воспитания малыша. Задачи формирования гуманного отношения детей природе можно решать в маленьком мире малыша - доме, где он живет, или в группе детского сада, при общении с домашними животными, играя с игрушками, природным материалом, в песочнице, читая книги. За порогом дома большой мир, с которым мы знакомим малыша во время прогулок, путешествий и праздников на природе. Однако такое деление материала условно. При творческом подходе педагог и родитель легко могут совместить методические рекомендации. Основные задачи формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития движения, речи, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности и элементарными навыками самообслуживания. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Природа полна чудес. Они никогда не повторяется. Наша цель - научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач - воспитывать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами разных мест. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению экологического мышления и речи.
Постепенно у ребенка формируются: радость восприятия природы, познавательная, потребительское отношение к ней (природа нужна человеку), сострадание к природе. Чтобы совершить поступок, нужны научные знания, т.е. закономерности. Приспособленность организма к определенным условиям, их рост и развитие - основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах обеспечивает интенсивное, умственное развитие детей, позволяет формировать у них начальные элементы материалистического мировоззрения. Связь животных и растений с внешней средой обусловлено наличием потребностей, удовлетворение которых обеспечивает их существование. Внешняя среда потребностей, удовлетворение которых обеспечивает их существование. Внешняя среда поставляет растениям свет, тепло. Влагу, питательные вещества, кислород, животным - пищу, материал для строительства гнезд, убежищ и прочее. В ходе эволюции у всех организмов выработались многочисленные формы приспособления к жизни: специальные органы питания, перемещения в пространстве и др. Они позволяют им переносить и неблагоприятные периоды, связанные с сезонными изменениями в природе (приостановка роста и развития растений в холодное время года, сбрасывание листвы, спячка животных в зимний период и т.д.). В отличие от растений функционирование животных обеспечивается не только их старением, но и поведением. Надо познакомить детей со способами передвижения животных, определяющих их жизнедеятельность в той или иной среде обитания (питание, защита от врагов, выращивание потомства и др.). Животные водной, воздушной, наземной стихий, имеют очень схожие органы передвижения: плавники, крылья, лапы. Их строение и поведение образуют единый приспособленный комплекс. Рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе сопровождаются яркими внешними проявлениями и представляют собой
интересный познавательный материал. Это дает возможность развивать у детей наблюдательность, мышление, умственную активность, любознательность, формировать интересы и способность, т.е. готовить их к процессу приобретения знаний. Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания, в процессе усвоения общественного опыта, обобщенного в системе знаний, умений и навыков. Для того, чтобы у ребенка развивались способности необходимо как можно раньше начать поддерживать его наклонности. Нужно создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Интерес к познанию по мере его развития становится мотивом умственной деятельности. Ребенок начинает искать ответы. Причем надо сделать так, чтобы открытия он совершал самостоятельно. Тогда и знания будут крепче, да и чувство радости подтолкнет его к дальнейшим наблюдениям. Умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы, ребенок учится рассуждать, рассказывать и описывать. Развитие мышления и речи идет как единый процесс. Знакомство с природой - это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у ребенка удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей. Правильная организация педагогического процесса по ознакомлению детей с природой основывается на систематическом и целенаправленном обучении.