"Сложение и вычитание смешанных чисел"

Автор: Скворцова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Урок математики в 4 классе
Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Дата публикации: 21.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель Скворцова О.В. Урок математики в 4 классе Тема
«Сложение и вычитание смешанных чисел»

Цели урока(педагогические):
1. Организовать учебную деятельность детей, направленную на построение ими алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел. 2. Организовать работу по освоению и применению данного алгоритма при выполнении практических упражнений. 3. Продолжить работу по развитию вычислительных навыков. 4. Закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида. 5. Развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы, навыки самоконтроля и самоанализа.
Цель урока (ученическая):
Научиться складывать и вычитать смешанные числа.
Задачи урока (ученические):
1. Распространить изученные свойства сложения и вычитания натуральных чисел на дробные числа. 2. Вывести алгоритм действий при сложении и вычитании смешанных чисел. 3. Освоить алгоритм действий.
Оборудование.
- Презентация «Сложение и вычитание смешанных чисел» (компьютер, экран, проектор). - Модели смешанных чисел. - Демонстрационные модели для решения задач. - Карточки с заданиями для учащихся (для самостоятельной и групповой работы). - Учебники, тетради.
План урока.
1. Актуализация знаний: а) устный счет; б) решение задачи; в) действия с дробями. 2. «Открытие» нового знания: а) пробное действие, выявление затруднения; б) поиск способа решения; в) построение алгоритма. 4. Применение открытого способа. 5. Самостоятельная работа. 6. Рефлексия (анализ собственных действий). 1

Ход урока.

I. Организационный момент.
Познакомить учащихся с целью, задачами, планом урока.
II. Актуализация знаний.
1. Устный счет. Работа по карточкам. (желтые) 5 + 4 + 1 = 10 9 – 5 + 20 = 24 8 8 8 8 24 24 24 24 15 + 45 + 12 = 72 3 + 1 – 2 = 2 36 36 36 36 6 6 6 6 36 – 12 – 20 = 4 29 – 16 – 12 = 1 48 48 48 48 15 15 15 15 Какие дроби называются правильными? Неправильными? Что такое смешанное число? Как неправильную дробь превратить в смешанное число? Какие из получившихся дробей правильные, а какие неправильные? Правильные дроби подчеркните одной чертой, а неправильные – двумя. Найдите ответы в ряду дробных чисел и выпишите соответствующие буквы. Полученное слово запишите на карточке. 12 , 10 , 61 , 14 , 72 , 5 , 4 , 24 , 81 , 2 , 19 , 1 , 7 . 32 8 24 15 36 8 48 24 90 6 24 15 9 Г Д О К Р И У Ж Я Б Ц А Е (ДРУЖБА) 2. Решите задачу. (зеленые карточки) На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена. Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей? (4800 : 4 : 2 = 600) 3. Покажите, что и вы умеете дружить. Заполните таблицу, работайте в парах.
Парная работа.
+ 8 24 14 24 5 24 22 24 11 24 17 24 2
- Какие из получившихся дробей отличаются от остальных? 25 31 (Это дроби 24 и 24, они неправильные).
II. «Открытие» нового знания.
1.- Преобразуйте данные дроби. 25 1 31 7 24 = 1 24 ; 24 = 1 24
Пробное действие.
- Вычислите сумму и разность данных чисел. - Умеете ли вы выполнять действия со смешанными числами? (Нет, пока еще не умеем) Какая же тема нашего урока? (Сложение и вычитание смешанных чисел). Какая же цель нашего урока? (Научиться складывать и вычитать смешанные числа). Слайд. Какие задачи мы поставим в связи с этим перед собой? 1. Распространить изученные свойства сложения и вычитания натуральных чисел на дробные числа. 2. Вывести алгоритм действий при сложении и вычитании смешанных чисел. 3. Освоить алгоритм действий. Слайд.
2. Затруднение, Проблемная ситуация.
- А нужно ли вам этому научиться? (Нужно, чтобы суметь выполнить задание). - Как же надо действовать? Как эту проблемную ситуацию перевести в задачную, то есть в такую ситуацию, для которой мы сможем найти решение? (Надо попробовать решить, используя имеющиеся у нас знания). - Раньше вы выполняли действия или только с целыми натуральными числами, или только с дробными. -Что может помочь выполнить задание? (Модели фигур).
3. Поиск способа решения. Действия с моделями фигур.

+
1 3 4 2 4 + 1 4 = 3 4 = 4 Следовательно, чтобы сложить смешанные числа, надо сложить отдельно целые части и дробные части. Можно ли использовать этот прием при вычитании? Давайте попробуем. 3
3 1 2 5 4 - 3 4 = 2 4 Как же вычесть смешанные числа? ( Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно целые и дробные части. Чтобы не ошибаться, построим алгоритм действий. )
4. Построение алгоритма.
Слайд. - Какой первый шаг надо сделать, чтобы сложить смешанные числа? (Надо сначала сложить целые числа). - Какой второй шаг? (Надо сложить дробные числа, если они есть у каждого из чисел) - Какой третий шаг? (Записать их рядом). Как вычитать смешанные числа? (Точно так же: первый шаг – вычитаем целые части, потом дробные, потом записываем их рядом). 5.Давайте вернемся к нашему заданию и выполним его: найдем сумму и разность смешанных чисел. 1 7 8 1 24 + 1 24 = 2 24 7 1 6 1 24 - 1 24 = 24
III. Первичное закрепление.

1. Практическое применение открытого способа.
Работа по учебнику. Выполнение задания № 1 на странице 32. ( Один ученик на доске – с помощью моделей, остальные в тетрадях).
2. Самостоятельная работа.
Учебник, задание № 2 на странице 33. Решите примеры и расшифруйте названия обитателей морей и рек. Каких еще морских и речных обитателей ы знаете? Проверка по слайду. Дружить могут не только люди. Например, дельфины не бросают своих товарищей, если они попадают в беду: подхватывают с двух сторон и помогают плыть.
3. Групповая работа.
А теперь приготовьте задание для другой группы: зашифруйте название какого-нибудь морского или речного жителя и составьте примеры на разные случаи сложения и вычитания смешанных чисел. (Варианты названий: акула, моллюск, макрель, окунь, медуза, улитка, форель).
Физкультминутка.
4
Если я называю правильные дроби, вы хлопаете, если неправильные, вы качаете головой из стороны в сторону, если смешанные числа, вы делаете наклоны. 2 3 7 5 8 6 3 50 15 5; 10; 2; 1 9; 3; 9; 5 4; 43; 61 40.
IV. Повторение пройденного материала.

1. Решение уравнений.
Учебник, стр. 33, задание № 3. Два ученика у доски, остальные в тетрадях. Самопроверка по слайду 4 4
x =
5
7 y =
13
2. Решение задачи.
(Текст на слайде) 9 3 За три дня дельфин проплыл 31 10 км. В первый день он проплыл 7 10 км. 4 Во второй день – на 3 10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин в третий день? Самопроверка по слайду. 3 4 7 1) 7 10 + 3 10 = 10 10 (км) – во второй день. 3 7 10 2) 7 10 + 10 10 = 17 10 = 18 (км) – за два дня. 9 9 3) 31 10 - 18 = 13 10 (км) – в третий день.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой сегодня на уроке. Вернемся к нашему плану урока. Посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили. Какие выводы сделали? Чему научились? Какое задание было самым трудным? Самым легким? Самым интересным? 5

Карточка № 1

5 4 1 9 5 20

1) 8 + 8 + 8 = 4) 24 - 24 + 24 =

15 45 12 3 1 2

2

)

36 + 36 + 36 = 5) 6 + 6 - 6 =

36 12 20 29 16 12

3) 48 - 48 - 48 = 6) 15 - 15 - 15 =
Найдите ответы в ряду дробных чисел и выпишите соответствующие буквы. Полученное слово запишите на карточке.
12 , 10 , 61 , 14 , 72 , 5 , 4 , 24 , 81 , 2 , 1 , 7 .

32 8 24 15 36 8 48 24 90 6 15 9

Г Д О К Р И У Ж Я Б А Е

СЛОВО _____________________

Карточка № 1

5 4 1 9 5 20

1) 8 + 8 + 8 = 4) 24 - 24 + 24 =

15 45 12 3 1 2

2

)

36 + 36 + 36 = 5) 6 + 6 - 6 =

36 12 20 29 16 12

3) 48 - 48 - 48 = 6) 15 - 15 - 15 =
Найдите ответы в ряду дробных чисел и выпишите соответствующие буквы. Полученное слово запишите на карточке.
13 , 10 , 61 , 14 , 72 , 5 , 4 , 24 , 81 , 2 , 1 , 7 .

32 8 24 15 36 8 48 24 90 6 15 9

Г Д О К Р И У Ж Я Б А Е
6

СЛОВО _____________________

Карточка № 2

Решите задачу
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена. Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей? Решение: ________________________________________ Ответ: ___________________________________________
Карточка № 2

Решите задачу
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена. Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей? Решение: ________________________________________ Ответ: ___________________________________________
Карточка № 2

Решите задачу
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена. Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей? Решение: ________________________________________ Ответ: ___________________________________________
Карточка № 2

Решите задачу
7
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена. Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей? Решение: ________________________________________ Ответ: ___________________________________________
Карточка № 3
Заполните таблицу. Работайте в парах. Помогайте друг другу.
+

8

24

14

24

5

24

22

24

11

24

17

24
Найдите дроби, которые отличаются от остальных. Запишите их в своей тетради.
Карточка № 3
Заполните таблицу. Работайте в парах. Помогайте друг другу.
+

8

24

14

24

5

24

22

11
8

24

24

17

24
Найдите дроби, которые отличаются от остальных. Запишите их в своей тетради.
Карточка № 4

Решите задачу в тетради.
9 3 За три дня дельфин проплыл 31 10 км. В первый день он проплыл 7 10 км. 4 Во второй день – на 3 10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин в третий день?
Карточка № 4

Решите задачу в тетради.
9 3 За три дня дельфин проплыл 31 10 км. В первый день он проплыл 7 10 км. 4 Во второй день – на 3 10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин в третий день?
Карточка № 4

Решите задачу в тетради.
9 3 За три дня дельфин проплыл 31 10 км. В первый день он проплыл 7 10 км. 4 Во второй день – на 3 10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин в третий день? 9

Карточка № 4

Решите задачу в тетради.
9 3 За три дня дельфин проплыл 31 10 км. В первый день он проплыл 7 10 км. 4 Во второй день – на 3 10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин в третий день? 10