"Трудотерапия и изотерапия в коррекционной работе с детьми с ДЦП"

Автор: Балабанова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: г. Учалы Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Трудотерапия и изотерапия в коррекционной работе с детьми с ДЦП"
Дата публикации: 21.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Трудотерапия и изотерапия в коррекционной работе с детьми с ДЦП
Балабанова Валентина Николаевна – воспитатель ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ
Трудотерапия
для детей с ДЦП – незаменимое средство коррекции недостатков умственного и физического развития ребенка, формирования активной жизненной позиции. Трудотерапия призвана повысить уверенность ребенка в своих силах, его самостоятельность. Изготовление красочных поделок из бумаги, ваты, ниток, бросового и природного материала – увлекательное и полезное занятие для детей, больных церебральным параличом. Целью трудотерапии является максимальное развитие качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию ребенка. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошкольников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по- настоящему счастлив. Для дошкольников самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги. В процессе складывания бумаги, в этом увлекательном занятии сходятся самые разнородные психофизиологические механизмы. Это моторика и воображение, размышление и фантазия, стимул быстрого результата. Например, сложив фигурку зайчика, ребенок переходит к игре в готовую фигурку. Рисует последовательность складывания, понравившегося изделия, читает новые схемы. В обычном листке бумаги прячутся бесчисленные фигурки цветов, зверей, насекомых. Надо только извлечь их из небытия, вдохнуть в них живую душу. Тогда листок оживет и превратится во всевозможные конструкции, начнет удивлять и радовать, будить фантазию. Такая смена внимания предупреждает локальные перенапряжения и переутомления у детей с ДЦП при насыщенной разнообразной моторной и мыслительной работе.
Изотерапия
– коррекция посредством изобразительной деятельности. Дети дошкольного возраста очень любят рисовать. Этот интерес мы обязаны использовать для развития творчества детей.
Дети, пришедшие в коррекционный детский сад, не умеют рисовать, красиво говорить, но каждому хочется передать свое видение мира. а) Этому помогает специальные приемы изображения птиц, животных, предметов окружающего мира с помощью геометрических фигур (круга, овала, треугольника и др.). Занятия провожу непродолжительные (по 15- 20 минут). Дети не переутомляются и постоянно созданы условия для развития воображения. Выдаю трафареты геометрических фигур. Вывешиваю образец поэтапного изображения предмета, животного и дети работают. Прошу придумать детей свое изображение (это задание включаю в каждое занятие). Позднее мы стали использовать приемы изображения животных и птиц с помощью кругов и овалов, но уже в движении. С помощью этого приема удалось сформировать у детей устойчивый интерес к этому виду деятельности. Дети стали создавать даже несуществующие в природе образы, т.е. появились творческие умения, которые при постоянной тренировке перейдут в навыки. Я рада этому и потому, что изобразительная деятельность излечивает гнев, гасит отрицательные эмоции. Изобразительная деятельность – это прекрасное средство психотерапии. В работе с нашими детьми это особенно важно. б) Мы учимся рисовать пословицы, поговорки, народные изречения. Интерес детей к пословицам существенно вырос. Психологи рекомендуют чтение пословиц и поговорок для снятия внутреннего напряжения (психическая релаксация). Пословицы и поговорки наталкивают на правильные решения. Например: ♦ Волка ноги кормят. ♦ Худо овцам, где волк в пастухах. ♦ Бывает и медведь летает... когда с кручи столкнут. ♦ Лиса и во сне кур считает. ♦ Зайца ноги носят, Волка зубы кормят, Лису хвост бережет. ♦ Как ни вертись собака, а хвост сзади. ♦ Кошки грызутся — мышам раздолье и т.д. в) Нетрадиционные способы рисования.
Чудо рисунок.

Предложите ребенку нарисовать что-то (портрет мамы, девочки, город, животное, сердечко) из разных цветов (ромашки, колокольчики и т.д.), из овощей (огурцы, арбузы), из зайчиков, белочек, птичек, смайликов. Вот это будет чудо- картинка.
Кляксография.
Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотри на рисунок, назови изображение, сочини историю.
Восковые рисунки.
Лист бумаги натирается свечкой или парафином. Затем раскрашивается красками или мелками. Рисунок получается необычно красивым. Рисуем звездочками снежинками, шарами и т.д. Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности. Но эти дети являются полноценными членами общества и необходимо обеспечить все условия для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями.