"Условия воспитания правильной речи"

Автор: Щербина Валентина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 22 "Синяя птица"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Условия воспитания правильной речи"
Дата публикации: 21.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Условия воспитания правильной речи
(методические рекомендации родителям детей от рождения до 4 лет)
Щербина Валентина Петровна
Учитель-логопед МДОУ №22 «Синяя птица» Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс Речь начинается формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определённого уровня развития. Однако без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разнообразное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками, на детских площадках, в магазинах, поликлиниках, дошкольных учреждениях и т.п. Но для того, что бы у ребёнка сформировалась грамматически, лексически и фонетически правильное чувство языка, важна языковая среда дома. Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребёнка является грамотная и чёткая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей. Произносительная сторона речи. В этот период малыши вводят в свою речь звуки так называемого позднего онтогенеза: « Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р». Те из детей, кто не справился с произнесением свистящих «С,З,Ц», будут активно практиковаться в произнесении этих звуков, а так же начнут осваивать «поздние» звуки. Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука Р («рука») на Л («лука) и замена звука Л («лак») на Ль («ляк»),. Если все сонорные заменяются звуком Й («рука»-«йука», «лак»- «йак», «река»-«ека», «лес»-«ес»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдиференцированы: наблюдается смешение звуков С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ. Так, в словах, требующих свистящего звука, вдруг может произнестись шипящий («шанки» вместо «санки», «жонтик» вместо «зонтик»). Такое явление носит название гиперкоррекции, и оно свидетельствует о некотором недоразвитии фонематического слуха. Требуется научить детей различать на слух пары смешиваемых звуков сначала в чужой речи, затем собственной. Совершенствуется работа органов артикуляции, что даёт возможность детям справляться с произношением многосложных слови слов со стечением согласных, но, конечно, ещё встречаются ошибки в выговаривании таких громоздких слов, как. Например «температура» (темпетура»), и т.д.
Есть у детей 3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребёнок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-о-и В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка-балка, мишка-мышка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или другой звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребёнка, начинают слышать своё ошибочное произношение. Что же еще необходимо учитывать при оценке правильной речи у ребёнка 1.Состояние мамы и плода во время беременности и состояние ребёнка во время родов и во время раннего развития (травмы, высокие температуры…) 2.Наследственные заболевания ( в т. ч. и зубо-челюстную аномалию). 3.Социальный образ семьи.