"Использование образовательных технологий по преодолению фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия"

Автор: Барышникова Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №451 "Теремок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование образовательных технологий по преодолению фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия"
Дата публикации: 21.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Использование

образовательных

технологий по преодолению

фонематических нарушений

в процессе коррекционного

воздействия»
Подготовила: учитель-логопед Барышникова Светлана Михайловна
Дети с нарушением речи – основная группа риска по школьной неуспеваемости.
По данным мониторинга учителей- логопедов школ большая часть из них, это ученики с несформированностью фонематических представлений.

Цель коррекции:
развивать речевую коммуникацию детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
• исправление и формирование правильного произношения, • развитие фонематических процессов, • формирование лексико- грамматической стороны речи развитие связного высказывания.
Успешность логопедической работы зависит от уровня сформированности фонематического восприятия и фонематического анализа (Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Г.Е.Чиркина и др.) .

предпосылка

для

правильного

обучения

грамоте

усвоениие

грамматическ

ого строя
родного языка
восприятие и

различение

окончания слов,

приставок, общих

суффиксов,

выделение

предлогов в

предложении

Основной контингент логопедических групп – дети с общим недоразвитием речи второго и третьего уровня речевого развития, обусловленным стёртой формой дизартрии. В исследованиях, посвященных проблеме речевых расстройств при стёртой форме дизартрии (по данным Е.Ф.Архиповой), отмечается, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными и носят
стойкий
характер.
Фонематическое недоразвитие проявляется в незаконченности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Особенностью детей с тяжелыми нарушениями речи является то, что они с трудом используют исправленный звук в речи.
Успешная

автоматизация

звуков

Формирование

фонематического

восприятия и

устойчивых

фонематических

представлений

Связь между дефектами артикуляции и развитием фонематического восприятия была установлена Р.М. Боскис и Р.Е.Левиной: «неполноценное кинестетическое восприятие звуков речи ведёт к неполному их различению на слух, поэтому накопление чётких представлений о звуковом составе слова в этих случаях затруднено».

Норма

звукопроизношения

Нормализация речевого

дыхания и речевой моторики

Развитие фонематического восприятия

Постановка звука в речь


Метод наглядного

моделирования

Метод наглядного

моделирования

гибкость

гибкость

вариативность

вариативность

результативность

результативность

мобильность

мобильность


Прием фишек
– один из приёмов метода наглядного моделирования.
Данный приём использовался различными авторами: Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой, как одно из средств развития фонематического слуха:
фишка - способ обозначения гласных и

согласных звуков в работе над звуковым

анализом слова
.
В дидактической игре «Зажги фонарик» - используем
фишку как средство

самоконтроля.

- - •
обозначение звука определённой

фишкой («Зажги фонарик»)
- •
совершенствование процесса

развития фонематического

восприятия
- •
активизация процесса автоматизации

звуков в речи


Работа над произношением:
1. собственно постановка звука при изолированном произношении; 2. отработка звука в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале (приём фишек используется на этапе автоматизации).

Постановка звука [л]

Артикуляционные упражнения
• «Заборчик» • «Трубочка» • «Месим тесто на Блины» • «Блинчик» • «Маляр» • «Вкусное варенье» • «Парус» • «Пароход гудит, плывёт, пристаёт к пристани, отходит от пристани»
Варианты постановки
• по показу: «чашечка» заводится в рот и язык упирается в верхние зубы; • от межзубного [л]; • - от «Пароход гудит…» к межзубному [л].
Развитие фонематического слуха
• Игра «Узнай [л]среди звуков»: А. хлопни, Б. «Зажги фонарик» («Пришли в гости..»)

Игра с мозаикой «Зажги фонарик»

помогает
• материализовать звук: то, что можно было только услышать, становится видимым, осязаемым и динамичным. • превратить фишку в «фонарик» • увеличить объём манипуляций • выстраивать связи между анализаторными системами: зрительной, слуховой, тактильной.
Воспитатель выполняет рекомендации учителя-логопеда по данному виду индивидуальной коррекционной работы. Для этого
А.
подобран соответствующий речевой материал
в папках на

автоматизируемый звук:


Автоматизация [л] в словосочетаниях.

I. Воспитание отраженной речи.
«Послушай и повтори» + «Зажги фонарик»: • гонял голубей • кукла Клава
II. Воспитание самостоятельной речи.
«Назови по картинке»: • новогодняя елка • книжная полка
Развитие фонематического слуха
• Игра: «Зажги фонарик, при повторении [л]».
Автоматизация [л] в предложениях

I. Воспитание отраженной речи.
«Повтори»: • Мила видела слона. • Слава идёт за вёслами. • Клава надела платок. • Спелое яблоко со стола упало.
Развитие фонематического слуха
Игра: «Зажги фонарик при повторении [л]».
Б.
рекомендуются к выполнению

задания в индивидуальных тетрадях. Родители – первые помощники.




Использование приёма фишек в интерпретации игры «Зажги фонарик» помогает:

знакомить детей с понятием «звук»;

выделять звук в слове;

называть слова с заданным звуком;

определять место звука в слове (в начале, середине,

конце);

дифференцировать звуки, близкие по акустическим

признакам;

изображать звуки с помощью объёмных зрительных

символов;

развивать психологическую базу речи.

Желаем здоровья и творческих успехов!