"Исследовательская работа обучающихся начальной школы на уроках математики".

Автор: Гурова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Белоярская СОШ №2
Населённый пункт: г. Белоярский ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская работа обучающихся начальной школы на уроках математики".
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Исследовательская работа обучающихся начальной школы на уроках математики. Современная начальная школа — важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Она призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребенка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье. Но знания не приобретаются сразу в готовом виде, только в процессе собственной активной деятельности происходит развитие ребенка. Следовательно, чтобы выполнить социальный заказ общества, необходимо рассматривать процесс развития ребенка не как умение воспроизвести знания (репродуктивная деятельность), а как развитие его учебнопознавательной деятельности, требующей оригинальных путей достижения навыка исследования. Общеизвестно, что ребенок, который приходит в школу, является исследователем по своей природе (не зря их называют их «почемучками»). Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет первооснову будущей исследовательской деятельности. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, получил название «исследовательский». Основная цель — формирование у обучающихся умения самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры и, в частности, в математике. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся первостепенной задачей современного образования. Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что ребенок оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. Для формирования и развития навыков исследовательской работы на уроках математики в первую очередь важно обратить внимание на отбор содержания. Появившиеся новые программы, учебники, учебнометодические комплекты позволяют учителю сделать свой выбор. Исследование как способ обучения возникает при соблюдении следующих условий: — отсутствует очевидность ответа, и результат достигается только с помощью полученных ранее знаний; — обучающийся встречает препятствие, в результате создается ситуация поиска, исследования. Он должен приобрести новые знания, которые и определят успех решения учебной задачи; — при исследовании допускает; ся высказывание разных версий и предположений, в ходе обсуждения которых рождается общий вывод; — учитель при исследовании определяет общее направление поиска, помогает определить объективность и существенность доказательств, при этом не дает никаких указаний, выполняя роль координатора. Результативные способы формирования исследовательских навыков .
Учебная поисковая деятельность . Она может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной, объединением по интересам, может осуществляться как под наблюдением учителя, так и самостоятельно. Результативным способом развития навыков является вопрос — яркий показатель детской познавательной потребности и любознательности. В процессе учебной деятельности их задают как дети, так и учитель. Вопрос учителя должен быть образцом: кратким, понятным, ясным, соответствовать дидактическим целям. Проблемный метод. Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще всего комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Оданако древнегреческое слово «pro- blema» в буквальном переводе звучит как задача, преграда, трудность. Проблема — это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с конкретной проблемной ситуацией. Игра. Особая роль в формировании исследовательской деятельности отводится игре. Интеллектуальная или дидактическая игра решает воспитательные, учебные и развивающие задачи. С ее помощью можно проверить уровень полученных знаний, стимулировать поисковую работу, развивать смекалку, сообразительность, формировать логическое мышление, расширять кругозор, она пробуждает желание творить. Так как игры проводятся систематически, дети с удовольствием втягиваются в поисковую деятельность, находят математические головоломки, фокусы, а также сами зашифровывают слова, составляют загадки, кроссворды. Вследствие этого ребята с удовольствием принимают участие в интеллектуальных играх. Проектирование Невозможно говорить о результативных способах, формирующих исследовательские навыки, не упомянув о методе проектов, суть которого заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую нибудь исследовательскую практическую задачу. При этом проект должен быть интересен обучающемуся, он может предвидеть результат, уметь пользоваться справочной литературой Моделирование Для развития познавательной деятельности ребенка важную роль играет моделирование или конструирование модели. Модель направляет мысль, помогает выделить главное, проникнуть в суть учебной задачи. Так включается нагляднообразное мышление, что обеспечивает целостное восприятие. Моделировать можно не только конкретную арифметическую задачу, но и способ действия, например, алгоритм деления многозначных чисел. Эксперимент
Эксперимент, наряду с наблюдением, также является одним из важных способов исследования. Эти способы используют практически во всех науках. Они предполагают воздействие человека на объект, процесс отслеживания изменений и умозаключений в нем. Эксперимент организуют с целью проверки и сравнения выдвинутой гипотезы. Как правило, их проводят в лабораториях при специальных условиях. Но существует еще и мысленный эксперимент, его можно сделать в уме. Например, представить, что можно сделать из листа бумаги. Если построить фигуру симметрично относительно оси, что получится в целом? Правильно ли изображена тень от фигуры? Как исчезает вода? Проверкой выдвинутой идеи может стать практическая работа. Выявив уровень познавательных потребностей в начале обучения ребенка в школе, подобрав результативные способы и формы организации учебной деятельности (проблемный метод обучения, интеллектуальные игры), используя проектирование и моделирование, можно сформировать навыки исследовательской деятельности, основанные на умении видеть проблему, задавать вопросы, находить на них ответы, классифицировать, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи.