"Музейная педагогика как средство развития духовно-нравственной сферы детей"

Автор: Логвинова Татьяна Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная педагогика как средство развития духовно-нравственной сферы детей"
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Музейная педагогика как средство развития духовно-нравственной сферы детей

Логвинова Т.И.

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Д.С. Лихачёв утверждал, что музейная работа не является бесполезной и формальной. Именно благодаря ей, дети учатся любить людей, свои родные места, она приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, расширяет кругозор. Это один из наиболее массовых видов науки. Музей представляет собой место, где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира. Но массовое приобщение детей к музейной культуре обеспечит не только расширение их кругозора, но и будет способствовать развитию их нравственных качеств [1]. Нет сомнения, что музей – это ведущее средство формирования морально- нравственных ценностей, таких как: честь и достоинство, патриотизм, гражданственность, дружба и др. Ведь основным источником, обеспечивающим преемственность нравственных ценностей, выступают музейные экспонаты, отражающие историю, культуру и быт нашего народа. К сожалению, на современном этапе исторического развития происходит существенная переоценка ценностей среди молодежи. Именно поэтому в одном из своих выступлений по вопросам патриотического и нравственного воспитания молодежи президент В.В. Путин отметил, что необходимо строить будущее страны на прочном фундаменте, и этот фундамент — патриотизм, который формируется на основе знания и уважения своей истории, традиций, духовных ценностей народа [1]. В настоящее время Россия переживает один из сложных исторических периодов, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому, зачастую у детей искажены представления о таких ценностях как доброта, честность, справедливость, милосердие и др. В связи с этим, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года выделены следующие положения, касающиеся развития духовно-нравственного потенциала личности, которые должны реализовываться в рамках музейной педагогики: - формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; - развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; - развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия) и др. - эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; - создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; - создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; - развитие музейной и театральной педагогики; - поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей и др. Достижение всех, обозначенных выше положений возможно именно средствами музейной педагогики. При этом под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», на основе которой они могут оценивать свои и поступки других людей на основе устойчивых моральных позиций относительно того, что такое добро и что такое зло [2]. Г. Фройденталь сформулировал следующие требования к проведению занятий в музее, которые актуальны и на сегодняшний день:
- каждое посещение музея должно иметь конкретную цель; - дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; - посещать музей нужно после предварительной подготовки или в процессе школьных занятий, когда дети готовы к восприятию новой информации; - следует отказаться от обзорных экскурсий, так информация в этом случае трудно воспринимается как взрослыми, так и детьми; - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно с учетом интересов ребёнка, его возраста; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (например, сочинение на тему увиденного, рисунок, создание моделей) [3]. Эффективными формами работы, обеспечивающими развитие духовно-нравственной сферы детей в рамках музейной педагогики являются как массовые и групповые, так и индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные походы, лекции, экскурсии, экспедиции, олимпиады, вечера, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, школьные конференции, краеведческие игры, дебаты, поездки по другим музеям и городам. Групповыми формами работы выступают кружок, составление видеофильмов, общество и др. Индивидуальная же работа предполагает изучение архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого человека или народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, организация персональных выставок учащихся. Основными направлениями деятельности, в рамках которых осуществляется духовно- нравственное развитие детей выступают: - Поисково-собирательское, оно даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, причем, в рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. - Экспозиционное, предполагает работу над организацией музейной экспозиции. - Экскурсионное, основано на сочетании показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. - Культурно-массовые дела, в данном случае предполагается разработка и проведение мероприятий и культурно-массовых дел в рамках деятельности музея [4]. Наряду с общепринятыми формами работы на данном этапе в рамках музейной педагогики широко используются и нетрадиционные технологии проведения занятий, которые также могут обеспечить развитие духовно-нравственной сферы детей, к ним относят: - интегрированные занятия, основанные на установлении межпредметных связей; - занятия в форме эстафет, соревнований и игр, конкурсов, турниров, викторин; - занятия, основанные на формах и методах работы, используемых в других научных практиках: научно-исследовательская деятельность, изобретательство, анализ первоисточников, комментариев, репортаж, мозговой штурм и др.; - занятия, предполагающие нетрадиционную организацию и представление образовательного материала: литературно- музыкальная гостиная, урок мудрости, урок любви, урок-презентация; - занятия, основанные на активном использовании фантазии детей: урок-сказка, урок-сюрприз; - занятия, основанные на имитации деятельности людей и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте [1].
Сейчас широкое распространение в рамках музейной педагогики получили такие формы работы школьного музея, которые основаны на использовании информационных технологий: 1. Создание обзорной виртуальной экскурсии по музею. 2. Составление электронного каталога фондов с привлечением детей. 3. Создание электронных экспозиций: текущих и постоянных. 4. Создание форума для общения между гостями интернет - страницы и активом школьного музея [1]. В Курске уже на протяжении 8 лет существует музей космонавтики, официальное название которого «Музей авиации, космонавтики и ракетной техники». Основателем музея стал Н.П. Слепцов. Рассмотрим основные направления деятельности музея, в рамках которых осуществляется духовно-нравственное развитие детей. Музей неоднократно посещали космонавты Б.В. Волынов, Ф.И. Юрчихин, С.Н. Самбуров, А.И. Лазуткин, С.Е. Трещёв. Встречи с этими выдающимися людьми не прошли бесследно для детей. У многих из них возник интерес к космонавтике, чувство гордости за свою страну. В 2008 году Ф.И. Юрчихин разместил в здании музея выставку «Россия – наш дом», где представил снимки нашей страны, сделанные во время космического полета. Из известных гостей также следует упомянуть писательницу Л.Н. Васильеву, князя Барятинского с супругой. Еще одна гордость музея – метеориты, предоставленные минераловедом Черновым, житель Курска во время одного из посещений поделился двумя метеоритами, еще один был подарен Челябинским краеведческим музеем (осколок знаменитого Чебаркульского метеорита). В рамках деятельности музея проводится конкурс «Космос глазами детей», первоначально в нем принимали участие дети в возрасте 5 до 14 лет. С момента открытия музея география конкурса расширилась, он стал международным, уменьшился возрастной ценз (до 18 лет). Победители награждалась бесплатной поездкой в Звездный городок в центр подготовки космонавтов. Также при музее был создан Совет ветеранов РВСН, помогающий организовывать социальное партнерство с различными организациями. Еще одно традиционное мероприятие, проводимое на базе музея – конкурс «Космическая елочная игрушка». Примечательно, что в этом году на данный конкурс поступило около тысячи работ. В этом году был набран первый «Отряд юных космонавтов», в котором учащиеся имеют возможность глубже познакомиться с историей становления и развития отечественной космонавтики. На протяжении ряда лет добрым другом музея выступает А.А. Цыбанова, одноклассница первого космонавта Ю.А. Гагарина. Она с удовольствием делится с детьми своими воспоминаниями о своем друге детства, с которым уже после того, как их жизненные пути разошлись, некоторое время продолжала переписку. Показателен тот факт, что музей официально включен в «Федерацию космонавтики России». Анализируя, выше изложенные положения, можно утверждать о том, что в «Музее авиации, космонавтики и ракетной техники» существуют все условия, обеспечивающие не только не расширение кругозора детей, но и развитие их духовно-нравственной сферы. Так, в ходе экскурсий дети не только знакомятся с вехами космической эры, но и приобщаются к подвигу человечества, совершившего прорыв в технологиях, проявившего невероятное мужество и стойкость, не побоявшегося выйти за пределы родной планеты. История каждого полета, каждого шага в освоении воздушного, а затем и космического пространства – это пример смелости, трудолюбия, ответственности. В сфере авиации, космонавтики и ракетной техники служило и трудилось большое количество невероятно целеустремленных, инициативных, преданных своему делу людей, которые могут выступать для современной молодежи в качестве идеалов, которых ей зачастую так не хватает.
Привлечение детей к культурно-массовым мероприятиям, будь то встречи с интересными людьми, игры, круглые столы или иные формы работы позволяют преодолеть ту незримую грань, которая негласно существует между педагогом как экскурсоводом и детьми как посетителями музея. Именно такие мероприятия способствуют проявлению активности детей, позволяя им приобрести статус субъектов. Мы полагаем, что музей, оставаясь своеобразным «храмом», должен быть одновременно и «мастерской», где оттачиваются личностные качества, формируется мировоззрение и даже приобретаются определенные умения. Ведь дети тоже могут участвовать в создании предметов, которые в будущем смогут претендовать на статус музейных экспонатов.
Литература:
1. Галкина Т.В. Музейная педагогика XXI века: социальные и образовательные проекты как новая форма работы с детской и молодежной аудиторией // Вестник ТГПУ. 2009. №8. С.5-10. 2. Прасолова Е. Музейная педагогика: гуманитарная парадигма // Высшее образование в России . 2000. №1. С.75-84. 3. Сергеева Е. В. Игры в музейной педагогике // Сборники конференций НИЦ Социосфера . 2012. №14. С.173-175. 4. Шеховская Н.Л., Мандебура Е.П. Музейная педагогика: историко- педагогический анализ // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки . 2011. №6 (101). С.343-350.